В бой идёт морской Чапаев

                В   БОЙ  ИДЁТ  «МОРСКОЙ  ЧАПАЕВ»…

«Вьются  с  неба  стаи  чаек
 над  игривою  волной.
 Нас  ведёт  родной  Чапаев
 За  Советы  смело  в  бой!»
 ………………………………………..
                1937  г. «Волжская  новь»


О  лихом  герое  гражданской  войны  -  Василии  Ивановиче  Чапаеве  написано  много: роман, рассказы, анекдоты, однако, о  «морском  Чапаеве»  -  контр  -  адмирале  Иване  Георгиевиче  Святове  (1903  -  1983)  известно  меньше, хотя  это  ни  в  коей  мере  не  преуменьшает  его  героические  заслуги  в  ходе  боёв  на  море  во  время  Великой  Отечественной  войны.

Как  и  сухопутному  герою  ему  были  присущи  те  же  качества, порой  мешавшие  выполнению  боевых  задач: безрассудная  лихость, безумная  смелость. Иван  Георгиевич  даже  внешне  походил  на  Чапаева: всю  войну  носил  пышные  усы, да  и  во  взгляде  -  прямом  и  решительном  угадывалось  что  -  то  чапаевское. Крутой  нрав, резкость  при  общении, обязательно  со  вставлением  крепкого  словечка  -  всё  это  способствовало  закреплению  за  И. Святовым  прозвища  «морской  Чапаев».

Также, как  и  Василий  Иванович, красноармеец  И. Святов  участвовал  в  гражданской  войне, службу  на  флоте  начал  с  1922  года, учился  в  Военно  -  морском  училище  имени  М. Фрунзе, ходил  на  кораблях  Амурской  флотилии, Северного  флота, воевал  в  финскую.
Начало  Великой  Отечественной  войны встретил  на  Балтике  начальником  штаба  ОЛС  (Отряда  лёгких  сил), будучи  капитаном  2  ранга. В  состав  Отряда, служившего  для  прикрытия  развёртывания  морских  сил  Балтийского  флота, входили  два  крейсера  и  девять  эсминцев.

Командир  ОЛС  -  контр  -  адмирал  Валентин  Петрович  Дрозд, получив  приказ  от  Командующего  флотом,  уничтожить  немецкий  конвой  в  Рижском  заливе, после  уточнения  его  места  нахождения, состава, курса  и  скорости, всё  -  таки  решил  отправить  на  выполнение  боевой  задачи  своего  начальника  штаба  И. Г. Святова  на  эсминце  «Стерегущий», хотя, по  правде  говоря, не питал  к  своему  помощнику  особого  доверия: ещё  не  изгладились  из  памяти  печальные  последствия  подрыва  кораблей  на  минном  поле, на  которое  их  завёл  своими  «решительными»  действиями  Святов. Ладно  хоть  на  «Стерегущем»  командиром  капитан  -  лейтенант  Евгений  Павлович  Збрицкий  -  опытный, грамотный  моряк, и  артиллеристы  у  него  лучшие, перед  войной  основательно  тренировались  в  стрельбе, не  подведут.

В  первые  дни  войны  немецкие  корабли, конвоировавшие  свои  транспорты, рвались  через  Ирбенский  пролив  к  Риге  на  помощь  своим  сухопутным  войскам. Конвой  -  цель  «Стерегущего», пользуясь  ненастной  погодой, торопился  войти  в  устье  Даугавы, и  на  нём  все  были  уверены,  что  прорвались  к  латвийской  столице.
Благодаря  хорошему  ходу  «Стерегущий»  настиг  его  и  вышел  на  дистанцию  артиллерийского  огня, сам  оказавшись  под  обстрелом  немецких  береговых  батарей. Вот  тут  -  то  и  проявились  вся  дерзость  и  непреклонность  «морского  Чапаева»   -  идти  до  конца  и  уничтожить  конвой.
Раздались  залпы  орудий  эсминца:  накрытия  следовали  один  за  другим, на  транспортах  прозвучали  взрывы, подбит  один, тонет  другой. Уклоняясь  от  огня  береговых  батарей, «Стерегущий»  продолжал  уничтожать  конвой. Вдруг  неожиданно  появились  немецкие  торпедные  катера  и  устремились  полным  ходом  на  эсминец.
На  мостике  «Стерегущего»  капитан  -  лейтенант  Збрицкий  взволнованно  докладывал  капитану  2  ранга  Святову, но  тот  оставался  невозмутимым  и  спокойным:
«Продолжать  огонь  по  транспортам, а  когда  катера  приблизятся  для  атаки, «жарь»  по  ним!»  -  таков  был  приказ  И. Святова.
Слаженная  работа  артиллерийских  расчётов  «Стерегущего»  принесла  свои  результаты  -  два  катера  были  уничтожены, остальные  легли  на  обратный  курс.

За  этот  бой  капитан  -  лейтенант  Збрицкий  был  награждён  вторым  орденом  Красного  Знамени  и  произведён  в  капитаны  3  ранга, И. Святов  также  удостоился  ордена  (всего  у  него  пять  - Красного  Знамени), оставаясь  и  дальше  славным  своими  делами.

Особенно  памятными  и  тяжёлыми  для  «морского  Чапаева»  стали  дни  отступления  из  Таллинна, когда  корабли  его  отряда  круглые  сутки  спасали  раненых  бойцов  и  эвакуированных  жителей, оказавшихся  в  воде, и  доставляли  их  на  остров  Гогланд. 12160  человек  обязаны  жизнью  морякам  отряда  под  началом  И. Святова.
В  1942  году  Иван  Георгиевич  командовал  крейсером  «Максим  Горький», руководил  успешной  высадкой  десантов, переброской  войск  и  техники  на  острова  Муху, Даго  и  Эзель, воевал  на  Тихом  океане, принимая  участие  в  войне  с  японцами, но  родным  для  контр  -  адмирала  Ивана  Георгиевича  всегда  оставался  дважды  Краснознамённый  Балтийский  флот, где  и  было  исполнено  его  последнее  желание  -  урна  с  прахом  моряка  торжественно  опущена  в  воды  Финского  залива  у  Гогланда, где  он  «командовал  морем»  лихо  и  смело, как  подобает  «морскому  Чапаеву».

1  августа  2020  г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
Настоящий боевой командир. Тяжёлая доля выпала на их поколение.
С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   02.08.2020 21:31     Заявить о нарушении
Виктор! Спасибо.
С уважением и признательностью, Вячеслав.

Вячеслав Прытков   03.08.2020 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.