Разговор с любимой учительницей о будущем Аряжа
У каждого человека своя жизнь , своя судьба и каждый проходит свой путь по жизни по своему. Некоторые проходят свой путь не слишком напрягая себя , а многим приходится добиваться всего годами , не выискивая лёгких путей , ежечасно , ежедневно , шаг за шагом получая своё заслуженное: любовь и уважение учеников, коллег, односельчан многочисленных друзей и успехов в жизни. Такова учительница математики Поснова Алевтина Алексеевна , у которой я учился в Аряжской восьмилетней школе, сейчас она на пенсии. Я пишу о своём учителе , и не просто учителе , а о человеке с большой буквы , всю жизнь сеющей в нас доброе , светлое , разумное , вечное –это знания, которые идут с нами по всей нашей жизни.
Алевтина Алексеевна родилась и выросла в Аряже , после окончания десятого класса в Куеде работала шесть лет учителем математики сначала в Дубогорской восьмилетней школе , а потом до пенсии в родной Аряжской. Кирпичное здание земской школы в Аряже , в которой Алевтина Алексеевна проработала всю жизнь, в 1905 году было построено под руководством её деда Филатова Василия Афанасьевича , который был прорабом этой стройки. В округе несколько сохранившихся кирпичных школ и зданий построено при его непосредственным участии. В семейном архиве сохранилась его фотография . К сожалению , в жизни не всё бывает гладко : в тревожном 1937 году деда ночью увезли и с тех пор его судьба неизвестна . Бабушка Алевтины Алексеевны Анна Григорьевна , чтобы узнать что с мужем и где он, ездила на приём в Москву к Калинину Михаилу Ивановичу , была им принята , но ничего этим изменить не смогла.
Алевтина Алексеевна говорит, что ей в жизни повезло, в школах, где она работала, были очень хорошие педагогические коллективы, только я думаю, что в этом есть и её огромная заслуга. За свою нелёгкую жизнь педагога вырастила не одно поколение детей. Её ученики, которым сейчас по 50-60 и более лет, не забывают своего любимого педагога, они частые гости в её доме. Я вспоминаю её уроки математики, которые вела Алевтина Алексеевна: сдержанные интонации, ровный голос, элегантный деловой костюм – типично банальный портрет учителя. Всё верно, всё так. Если бы не взгляд. Проницательный – ни солгать, ни притвориться; понимающий, как бы подбадривающий – и уже не верящий в себя ученик самостоятельно и робко находит решение очередной задачи. Глядя сейчас на эту удивительно талантливую женщину с искрящимися глазами и незаурядным мышлением , никогда не скажешь, что ей исполнилось 76 лет. Годы идут, но над ней они не властны. Настолько молода ее душа. У учителя, как считает Алевтина Алексеевна , главное это любовь к детям, взаимопонимание с ними, и тогда возникнет желание хорошо работать, повышать свой профессиональный уровень, стремиться в каждом ребенке открыть изюминку, а может быть ,и талант. Её педагогический стаж 42 года , она мать пятерых детей . Имеет звания «Отличник народного просвещения» и «Ветеран педагогического труда». С детских лет я её знаю , я вырос в семье учителей , я помню как мои родители , особенно мама, всегда с восхищением отзывались о коллеге Алевтине Алексеевне. Она всегда отдавала всю свою любовь и нежность , себя целиком детям , и они платили ей тем же. Муж у Алевтины Алексеевны ушёл из жизни 20 лет назад , дети выросли и разъехались , сейчас живёт одна . Читатель, глядя на фотографию её ветхого дома , усомнится , что мы живем в богатейшей нефтяной державе . Обращалась с просьбой перекрыть крышу в администрацию поселения , но ответа не получила. Как человек очень скромный , об этом она просила меня не писать. Больше всего её беспокоит будущее её родного села , её родной школы , здание которой на многие века и надеждой на прекрасное будущее своих потомков, построил её дед ,а в её стенах прошла вся трудовая жизнь Алевтины Алексеевны , воспитавшей несколько поколений учеников.
Из нашей беседы с моей учительницей: На фоне «процветающей жизни» в нашу действительность вошло страшное слово «оптимизация» . Районные чиновники, выполняя циркуляры , не принимая во внимание ничего и никого , школу «оптимизировали» , оставив в Аряже только начальные классы. С пятого по девятый классы определили учиться в Федоровске. Для родителей и учителей прозвучало и стало обыденным слово «подвоз» . Постоянная трата времени. Ранний подъем , время на дорогу . Если немного уроков, то домой не уйдёшь , нужно ждать других . А заболел? Кто одного ребенка домой повезет? А кружки , секции по интересам- все вечером проходят , как ребенку из другой деревни их посещать? Соединение школ- это известный трюк в районном образовании с 2008 года: все делают хорошую мину на лице при этом рукотворном лохотроне. К нашей беседе присоединяется учительница начальных классов Аряжской школы депутат Федоровского сельского поселения Ольга Валентиновна Колоколова : первого сентября пойдут в школу 15 учеников 1-4 классов , а с 1 класса по 9 в селе вместе с Губанами набирается 69-70 учащихся , какой смысл был переводить их в Федоровскую школу ? Ученики все стали учиться в Куеде. Да и сейчас мы с волнением ждём решения администрации , похоже уже в этом году, и 1-4 классы определят учиться «подвозом» в Федоровске или в Куеде. Вопрос с садиком для детей совершенно непонятным образом повис в воздухе : дети с весны сидят дома, под предлогом ремонта его закрыли. Весной было родительское собрание , на котором пообещали возить детей в Федоровск , пока идёт ремонт. Тут короновирус и прочее , к ремонту никто не приступает, а полтора месяца назад узнаём , что для ремонта здания садика необходимо 8 миллионов рублей. Ольга Валентиновна: «Я задаю вопрос главе Куединского округа : «Здравствуйте , Анатолий Сергеевич! К Вам обращаются жители села Аряж с вопросом на прямую линию 10 июня . Когда будет выполнен обещанный ремонт здания Аряжского детского сада .Родители на родительском собрании согласились возить детей в детский сад села Федоровск во время выполнения ремонтных работ». Был получен ответ Главы : «Уважаемая Ольга , добрый день! Здание Аряжского детского сада по результатам плановой проверки ГОСПОЖНАДЗОРА признано не соответствующим нормативным требованиям. Чтобы привести его в нормативное состояние требуется капитальный ремонт полов, стен, потолков , межкомнатных перегородок, лестницы и лестничного пролёта ,входной группы, запасных выходов .При имеющейся конструкции здания требуется капитальный ремонт и полная перепланировка здания . В финасовом плане ремонт выйдет не менее чем на 8 млн. рублей , а посещаемость детского сада в среднем -17 детей. Оптимальное решение –осуществлять подвоз в Федоровский детский сад . Второй вариант – размещение дошкольной группы в здании школы , но также после капитального ремонта». Как говорится , комментарии излишни, стоит только спросить – откуда взялась цифра 17 , а не 28 , и тут лукавство! Садик закрывают , закрывают и школу . Вы предлагаете возить детей в Федоровск? Вы, хотя бы , чисто по человечески , представляете что это? Ребенка, по нельзя разбитой дороге, одного без родителей увезут в Федоровск за пять километров , а родители уедут на работу в Куеду в другую сторону за 8 километров? Сейчас война идёт? Безвыходное положение? Так и в войну такого бездушия люди не могли себе позволить. Кто в Аряже останется жить? Доживать да. Так для чего мы выбираем власть? Когда мы будем руководствоваться здравым смыслом . Куда идут сэкономленные деньги от закрытия школы , у нас социальное государство, кому на эти деньги хоть чуточку стало жить легче? Резонный вопрос жителей: «почему ,чтобы сэкономить для кого-то деньги, мы должны жертвовать своими детьми и собой? Забота чиновников — обеспечить нормальное финансирование
«Экономить на школах и детских это что-то неправильное и бесчеловечное. Нельзя так со своим народом, земляками. Для чего так поступили со школой. Все увидели чем это обернулось — ускорился распад деревни Нерадивые и послушные чиновники решают проблемы очень просто. Ставят подписи на документах : закрыть, запретить. Но серьезную проблему так не решить, она только накапливается и разрастается как снежный ком». «Деревенские вообще не понимают, что творится. В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В разрухе после Гражданской в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в голову не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны». Сам я учился в Аряжской восьмилетней школе , и что сейчас от неё осталось , в Федоровском была средняя школа , что от неё скоро останется ? Беспощадная зачистка – полное уничтожение того , что оптимизируется , увольнение в никуда работников , которые там трудились. Объекты , подлежащие оптимизации уничтожаются жестоко и безоговорочно, не помогают ни сбор подписей , ни призывы к здравому смыслу , ни обращение к различным инстанциям. После страшной разрухи Гражданской нищее государство последние копейки отдавало детям , а сейчас…., а сейчас это «нерентабельно». С жителями Аряжа ведётся борьба яростно и антигуманно, иначе не назовешь. Через войну со школой и садиком , факты буквально вопиют о том, что село, в котором закрыта школа, обречено на умирание. Медленное, но неумолимое. Ведь расселять жителей никто не собирается, а жить в селе без садика и школы родители детей школьного возраста не хотят и не будут. А значит, в нашем родном селе останутся только бездетные и старики…
В глазах , беседующих со мной , очень уважаемых жителей Аряжа Алевтины Алексеевны и Ольги Валентиновны грустные вопросительные взгляды , но, если я правильно понял из последних сообщений по телевидению и статьям газет , первые проблески здравого смысла появились : врио губернатора Пермского края заставил минздрав умерить пыл и приостановить объединение больниц , есть надежда , что скажут такое и про детские учреждения и школы. Надежда умирает последней.
Свидетельство о публикации №220080200967