Разговор с любимой учительницей о будущем Аряжа

      РАЗГОВОР  С ЛЮБИМОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ О БУДУЩЕМ АРЯЖА

   У каждого человека своя жизнь , своя судьба и каждый проходит свой путь по жизни по своему. Некоторые проходят свой путь не слишком напрягая себя , а многим приходится добиваться всего годами , не выискивая лёгких путей ,  ежечасно , ежедневно , шаг за шагом получая своё заслуженное: любовь и уважение учеников, коллег, односельчан  многочисленных друзей и  успехов в жизни. Такова  учительница математики Поснова Алевтина Алексеевна  , у которой я учился в  Аряжской восьмилетней школе, сейчас она на пенсии. Я пишу  о своём учителе , и не просто учителе , а о человеке с большой буквы , всю жизнь сеющей в нас доброе , светлое , разумное , вечное –это знания, которые идут с нами по всей нашей жизни.
   Алевтина Алексеевна родилась и выросла в Аряже , после окончания десятого класса в Куеде работала шесть лет учителем математики сначала в Дубогорской восьмилетней школе , а потом до пенсии в родной Аряжской.  Кирпичное здание земской  школы в Аряже , в которой Алевтина Алексеевна проработала всю жизнь, в  1905 году  было построено  под руководством её деда  Филатова Василия Афанасьевича , который был прорабом этой стройки. В округе несколько сохранившихся  кирпичных школ и зданий построено при его непосредственным участии. В семейном архиве сохранилась его фотография  . К сожалению , в жизни не всё бывает гладко : в тревожном 1937 году деда ночью увезли и с тех пор его судьба неизвестна . Бабушка Алевтины Алексеевны   Анна Григорьевна  , чтобы узнать что с  мужем и где он, ездила на приём в Москву  к  Калинину Михаилу Ивановичу , была им принята , но ничего этим изменить не смогла.
     Алевтина Алексеевна  говорит, что ей в жизни повезло, в школах, где она работала, были очень хорошие педагогические коллективы, только я думаю, что в этом есть и её огромная заслуга. За свою нелёгкую жизнь педагога  вырастила не одно поколение детей. Её ученики, которым  сейчас по 50-60  и более лет, не забывают своего любимого педагога, они частые гости в её доме. Я вспоминаю её уроки математики, которые вела Алевтина Алексеевна:  сдержанные интонации, ровный голос, элегантный деловой костюм  – типично банальный  портрет   учителя.  Всё верно, всё так. Если бы не взгляд. Проницательный – ни солгать, ни притвориться; понимающий, как бы подбадривающий – и уже не верящий в себя ученик самостоятельно и робко находит решение очередной задачи.  Глядя сейчас на эту удивительно талантливую женщину с искрящимися глазами и незаурядным мышлением ,  никогда не скажешь, что ей исполнилось 76  лет. Годы идут, но над ней они не властны. Настолько молода ее душа. У учителя, как считает  Алевтина Алексеевна , главное  это любовь к детям, взаимопонимание с ними, и тогда возникнет желание хорошо работать, повышать свой профессиональный уровень, стремиться в каждом ребенке открыть изюминку, а может быть ,и талант. Её педагогический стаж 42 года , она мать пятерых детей . Имеет звания  «Отличник народного просвещения»  и  «Ветеран педагогического труда».  С детских лет я её знаю , я вырос в семье учителей , я помню как мои родители , особенно  мама,  всегда с восхищением  отзывались  о  коллеге Алевтине Алексеевне. Она всегда отдавала всю  свою любовь и нежность , себя целиком детям , и они платили ей тем же. Муж  у  Алевтины  Алексеевны ушёл из жизни  20 лет назад , дети выросли и разъехались ,  сейчас живёт одна . Читатель, глядя на фотографию её ветхого дома , усомнится , что мы живем в богатейшей нефтяной державе .  Обращалась с просьбой перекрыть крышу в администрацию  поселения , но ответа не получила. Как человек  очень скромный , об этом она просила меня не писать. Больше  всего её беспокоит  будущее её  родного  села ,  её родной школы , здание которой на многие века и надеждой на прекрасное будущее своих потомков, построил её дед ,а в её  стенах   прошла  вся  трудовая  жизнь  Алевтины  Алексеевны ,   воспитавшей  несколько  поколений учеников.
      Из нашей беседы с моей учительницей:   На фоне  «процветающей жизни»  в нашу  действительность  вошло страшное слово  «оптимизация» .  Районные чиновники, выполняя циркуляры , не принимая  во внимание  ничего и никого , школу «оптимизировали» , оставив  в Аряже только начальные классы. С пятого по девятый  классы определили учиться в Федоровске.  Для родителей и учителей  прозвучало и стало обыденным  слово «подвоз» . Постоянная  трата времени. Ранний подъем  , время на дорогу . Если немного уроков, то домой не уйдёшь , нужно ждать других . А заболел?  Кто одного ребенка домой повезет? А кружки , секции по интересам- все  вечером проходят , как ребенку из другой деревни их посещать? Соединение школ- это известный трюк  в районном образовании с 2008 года: все делают хорошую мину  на лице при  этом  рукотворном  лохотроне.  К нашей  беседе  присоединяется  учительница начальных классов Аряжской школы депутат  Федоровского сельского поселения Ольга Валентиновна Колоколова :  первого сентября пойдут в школу  15 учеников  1-4  классов , а  с 1 класса по 9 в селе вместе с  Губанами набирается 69-70 учащихся , какой смысл  был переводить их в Федоровскую школу ? Ученики все  стали учиться в Куеде. Да и сейчас мы с волнением ждём решения администрации , похоже уже  в этом году, и 1-4 классы определят учиться «подвозом» в Федоровске  или в  Куеде.   Вопрос с садиком  для детей совершенно непонятным образом повис  в воздухе : дети с весны сидят дома, под предлогом ремонта его закрыли. Весной было родительское собрание  ,  на котором пообещали возить детей в Федоровск  , пока идёт ремонт.  Тут короновирус  и прочее , к ремонту никто не приступает,  а полтора месяца назад узнаём , что для ремонта здания садика необходимо 8 миллионов рублей.  Ольга Валентиновна: «Я задаю вопрос  главе  Куединского округа : «Здравствуйте , Анатолий Сергеевич! К Вам обращаются жители села Аряж с вопросом на прямую линию  10 июня . Когда будет выполнен обещанный ремонт здания Аряжского детского сада .Родители на родительском собрании согласились возить детей в детский сад села Федоровск во время выполнения ремонтных работ». Был получен ответ Главы : «Уважаемая Ольга , добрый день! Здание Аряжского детского сада по результатам плановой проверки ГОСПОЖНАДЗОРА признано не соответствующим нормативным требованиям. Чтобы привести его в нормативное состояние требуется капитальный ремонт полов, стен, потолков , межкомнатных перегородок, лестницы и лестничного пролёта ,входной группы, запасных выходов .При имеющейся конструкции здания требуется капитальный ремонт и полная перепланировка здания . В финасовом плане ремонт выйдет не менее чем на 8 млн. рублей , а посещаемость детского сада в среднем -17 детей. Оптимальное решение –осуществлять подвоз в Федоровский детский сад . Второй вариант – размещение дошкольной группы  в здании школы , но также после капитального ремонта».  Как  говорится , комментарии  излишни, стоит только  спросить – откуда взялась цифра 17 , а  не  28 , и тут лукавство! Садик закрывают , закрывают и школу . Вы предлагаете возить детей в Федоровск? Вы, хотя бы , чисто по человечески , представляете что это? Ребенка, по нельзя разбитой дороге, одного  без родителей увезут в Федоровск за пять километров , а родители уедут на работу в Куеду в другую  сторону за 8 километров? Сейчас война идёт? Безвыходное положение? Так и в войну такого  бездушия люди не могли себе позволить. Кто в  Аряже останется жить? Доживать да. Так для чего мы выбираем власть? Когда мы будем руководствоваться здравым смыслом . Куда идут сэкономленные деньги от закрытия школы , у нас социальное государство, кому на эти деньги хоть чуточку стало жить легче? Резонный вопрос жителей:  «почему ,чтобы сэкономить для кого-то деньги, мы должны жертвовать своими детьми и собой? Забота чиновников — обеспечить нормальное финансирование
 «Экономить на школах  и детских  это что-то неправильное и бесчеловечное. Нельзя так со своим народом, земляками. Для чего так поступили  со школой.  Все увидели чем это обернулось — ускорился   распад  деревни  Нерадивые и послушные чиновники решают проблемы очень просто. Ставят подписи  на документах : закрыть, запретить. Но серьезную проблему так не решить, она только накапливается и разрастается как снежный ком». «Деревенские   вообще не понимают, что творится. В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В  разрухе  после Гражданской  в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в  голову не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны». Сам я  учился  в  Аряжской  восьмилетней  школе  , и что сейчас от неё осталось  , в Федоровском  была средняя школа , что от неё скоро останется ? Беспощадная  зачистка – полное уничтожение того , что оптимизируется , увольнение в никуда работников , которые там трудились. Объекты , подлежащие  оптимизации уничтожаются жестоко и безоговорочно, не помогают ни сбор подписей , ни  призывы  к здравому смыслу , ни обращение к различным инстанциям. После страшной разрухи Гражданской  нищее государство  последние копейки  отдавало детям , а сейчас…., а сейчас это «нерентабельно». С  жителями Аряжа  ведётся борьба яростно  и антигуманно, иначе не назовешь.  Через войну со школой и садиком , факты буквально вопиют о том, что село, в котором закрыта школа, обречено на умирание. Медленное, но неумолимое. Ведь расселять жителей никто не собирается, а жить в селе без садика  и школы родители детей школьного возраста не хотят и не будут. А значит, в нашем  родном   селе останутся только бездетные и старики…
В глазах , беседующих со мной , очень уважаемых жителей Аряжа  Алевтины Алексеевны и Ольги Валентиновны грустные вопросительные  взгляды , но, если я правильно понял из последних  сообщений по телевидению и статьям  газет , первые проблески здравого смысла  появились : врио  губернатора Пермского края заставил минздрав умерить пыл и приостановить объединение больниц , есть надежда , что скажут такое и про детские учреждения и школы. Надежда умирает последней.




 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.