Эти невозможные цветы жизни
- Здлаааствуйте! – протяжно и шепеляво поздоровался Ваня.
Это начали приходить мои маленькие ученики. Впереди два часа напряженной работы с детьми четырех и пяти лет.
Сначала мы делаем разминку. Берем подушки, садимся в круг на полу и разминаем пальчики, глаза, язычки, плечи и все что можно еще размять. Иногда, правда, половину разминки у нас занимают разговоры: о погоде, о днях рождения, о природе, о вечном. Когда мне хочется немного повеселиться, я задвигаю им какую-нибудь взрослую глобальную тему. Вот и сегодня я решила поделиться с ними важными новостями.
- А вы знаете, что у нас в мире происходит? – делаю большие глаза для пущего эффекта.
- Что? Что? – с придыханием наперебой выкрикивают малыши.
- Полный беспредел! Наших спортсменов не пускают на Олимпиаду! Представляете?! Не дают им выступать, медали завоевывать!
Дети молчат, ошалело смотрят на меня, явно не понимая, о чем речь. Кратко рассказываю им про допинг, про фальсификацию результатов, дети поддакивают. Весело же.
- Ну и что же нам делать? – я театрально всплескиваю руками.
Тут Павлик встает на четвереньки, изображает какое-то животное семейства кошачьих и тихо так, с угрозой в голосе, проговаривает:
- Значит надо медленно подкрасться!
В моей бурной фантазии всплывает картина: вся наша олимпийская сборная во главе с комитетом окружает огромный стадион в костюмах Женщины-кошки и Бэтмена. Нокаут обеспечен.
- Хороший вариант, Павлик, - сквозь смех хвалю его находчивость.
Далее по плану окружающий мир. Это крайне интересный предмет. Первое полугодие мы изучаем Космос, зарождение нашей Планеты и некоторые физические законы на опытах. А сейчас у нас тело человека. Я приготовила макет скелета и наглядные плакаты. Но сначала вступительное слово:
- Ребята, мы с вами несколько месяцев изучали Космос, узнали как образовались Планеты, посмотрели, что происходило на Земле, когда она только-только появилась. А теперь пришла пора заглянуть внутрь тела человека и понять, как все устроено у нас.
И мы приступаем к скелету. Дети с интересом разглядывают кости, смеются, когда челюсть клацает. Я начинаю рассказ с того, что у всех есть скелет, у нас, у наших мам и пап. Тут Маша делает круглые глаза:
- А у тебя что, тоже есть мама?!
- Не у тебя, а у вас, - поправляю я ее. – Да, конечно, и у меня есть мама. У всех она есть. – Почему-то они мне не верят никогда в этом вопросе, видимо я настолько древнее для них существо, что мне впору иметь в родителях динозавров.
- А кто твой папа? – не унимается Маша.
- Ваш, - снова поправляю я.
- Наш?! – Маша в ужасе, кажется, начала подозревать отца.
А-а-а! Объясняю. Вроде поняла.
Продолжаем занятие. Изучили скелет, череп и позвоночник, познакомились с названиями костей и их составом. В конце занятия в качестве вывода спрашиваю:
- Итак, что мы сегодня изучали?
- Кости! – громко отвечает Танечка.
- Хорошо. Какие?
- Которые в Космосе! – еще громче кричит она.
Я тихо расползаюсь по столу почти в истерике. Ну, если посмотреть с глобальной точки зрения, кости внутри нас, а мы на Планете, а Планета в Космосе. Гениально же!
Кажется, мне нужен перекур. А, я ж не курю, жаль.
А теперь приступаем к логике. Расставляю стаканчики с карандашами, раздаю тетради, открываем. Объясняю задание: надо раскрасить круг красным, квадрат желтым, а овал синим цветом. Легко? Вроде бы да, да только рядом Миша растерянно перебирает все карандаши и никак не может найти среди них красный.
- Этот? – показывает на зеленый.
Я с грустью и вселенской тоской мотаю головой.
После пятой попытки соседняя Галя не выдерживает и пихает устало Мише красный карандаш. Мише четыре, и я с ужасом вспоминаю, что совсем недавно его мама хвалилась, что тестирование в детском саду показало у Миши лучшие результаты в группе. Если лучший ребенок никак не может запомнить цвета, то что тогда у остальных? Они не знают, что такое карандаш? Не могут назвать свое имя? Не умеют говорить вообще? Теряюсь в догадках. С горем пополам сделали все задания.
- Ну все, можете идти на перемену! – кому она нужна больше, мне или детям, это большой вопрос.
Галдящая толпа бежит играть. А я жалею, что не ношу с собой валерьянки.
После перемены у нас творчество. Самый психологически тяжелый урок для меня. Я раскладываю материалы и морально, да и физически готовлюсь к марафонскому забегу на длинную дистанцию вокруг стола. Всем надо помочь, но при этом умудриться сделать так, чтобы в их поделках была и их часть работы. Сегодня мы лепим из соленого теста рыбок и украшаем их зернами и сухими макарошками. Развивает мелкую моторику. Очень хорошо развивает. Лично мои пальцы уже прокачаны так, что пора развивать пальцы ног.
Объясняю, как размять в ладошке тесто, как расположить его на картоне, параллельно пытаюсь вытащить довольно большой кусок теста изо рта Кати. Ну любит она все есть, способ познания мира у нее такой. А может дома просто плохо кормят. Не знаю, но клей, краски, тесто и бумагу мы уже знаем на вкус и любим. В конце занятия подписываю готовые поделки, убираю коробочки с сухими зернами. Рыбка Кати подозрительно скудно украшена, не успела что ли? Оглядываю стол. А коробочка-то ее пустая, все-таки успела, сгрызла-таки гречку, макароны и горох, пока я помогала другим. Ну что ж, по крайней мере ребенок придет домой не голодным.
Последним у нас идет занятие по развитию речи. Сегодня я проговариваю им вслух предложения, а они должны запомнить и повторить. Сначала простые, потом посложнее. Все повторяют за мной по кругу. Тут доходит очередь до Артемки. Читаю ему фразу:
- В лесу распустились нежные белые ландыши.
- В лесу… - начинаю я.
- В лесу… - повторяет Артем.
- Распустились… - подсказываю я.
- Распустились….
- Нежные.. белые… - медленно проговариваю я.
- Одуванчики! – кричит Артем.
- Артем, ну какие одуванчики? Они желтые, а у нас белые ландыши. Давай еще разок.
Опять одуванчики. И так несколько раз.
С меня уже начинает капать пот. Пробую делать лицо строже и говорю:
- Последняя попытка, Артем, потом буду ругаться, понятно?
- Дааа…- Протягивает он.
- Давай! – я не дышу.
- В лесу…распустились… нежные…белые………ландыши
Фуууух, облегченно выдыхаю я.
- ….и одуванчики! – победно восклицает Артем.
От смеха я начинаю рыдать. Остальные, глядя на меня, тоже.
Слава Богу прошли два часа, которые казались мне вечностью.
Мы выходим к родителям, которые тут же наперебой: «Ну как мой?», «Ну что там у нас?».
Я с улыбкой обвожу взглядом всех детей. А что я могу сказать?
- Ой, вы знаете, все ребята большие молодцы! Мы отлично позанимались!
Свидетельство о публикации №220080301024