Китайская тетрадь. Часть 107

Боролся китайский народ и с цинами, точнее с маньчжурскими захватчиками. Об этом рассказывается в книге Н. И. Фоминой «Борьба цинов на юго-востоке Китая». Если заглянуть в историю России, то маньчжур можно сравнить с варягами - их пригласили навести в стране порядок.

В 1644 году в огне крестьянской войны рухнула трехсотлетняя минская династия и престол перешел в руки вождя восставших крестьян Ли Цзычэна. Испугавшись размаха народных выступлений, феодалы Северного Китая призвали на помощь маньчжурскую аристократию, давно уже планировавшую захват соседней империи.
Повстанческие силы были разгромлены объединенными силами. На трон в Пекине был возведен маньчжурский император. Фу Линь, правивший под девизом Шуньчжи (1644-1661). Армия новой династии Цин начала завоевательные походы, чтобы утвердить власть на всей территории Китая. В ответ по всей стране вспыхнуло ожесточенное сопротивление. Наиболее длительной и упорной борьба была на юго-востоке.

 Проникнуть на юго-восток можно было по узким горным протокам, которые порой заливали реки. Само население было сильно разобщено. Недаром, например, в одной только провинции Фуцзянь сохранилось 108 различных диалектов. В горах скрывались изгнанники китайского общества, пополнявшие ряды разбойников, повстанцев, таинственных обитателей пагод и различных монастырей.

Привычка опираться на собственные силы в борьбе против природной стихии или нападений с моря воспитала людей отважных, искусно владевших оружием, в том числе и огнестрельным, знавших морские пути, не боявшихся труднопроходимых дорог.
Эта категория людей совпадает с описываемыми «юся» автором Дж.Лю, который предлагал перевести этот термин, как «странствующий рыцарь», подчеркивая несхожесть его с европейским рыцарем и японским самураем.

Юся упоминаются в китайских источниках с времен Чжаньго (403-221 г. д.н.э), когда они переходили от одного княжеского двора к другому, предлагая свои услуги. В новеллах они именуются  «рыцарями рек и озер», где больше похожи на разбойников. Их часто называли «благородными рыцарями», потому как они приходили на помощь нуждающимся, защищали их. Данная группа имела свой кодекс и свое понимание «и» - справедливости. По преданиям эти люди могли быстро бегать, совершать огромные прыжки в высоту и даже уметь летать по воздуху.

Когда весть о гибели династии Мин дошла до Южного Китая, сановники провозгласили столицией Нанкин и возвели на престол одного из минских ванов. Новый император Фу ван – Чжу Юсун (девиз Хунгуан) возглавил правительство и попытался вести войну на два фронта – против крестьянских войск и маньчжурской династии Цин. Было создано четыре военных округа (чжэнь) с войсками по 30 тыс. солдат в каждом.

Начальники округов между собой враждовали и один из них – Цзяо Лянюй, охранявший Учан, двинул войска на Нанкин. Поддержки он не получил и был разгромлен.
Весной 1645 г. цинские войска двинулись на юг к Янцзы.. Город Янчжоу, прикрывавший Нанкин, пал. 22 июня маньчжурские (татарские, как отметил голландский наблюдатель) войска подошли к Нанкину. Фу ван двинулся на юго-запад в Уху, но и оттуда ему пришлось уйти. Сопротивлялся лишь один командующий округом Хуан Дэгун, который погиб, будучи ранен стрелой.

Маньчжуры захватили и Ханчжоу, но ситуацией полностью не владели, возникло внутреннее сопротивление со стороны населения. В Чжэцзяне и Фуцзяне были провозглашены временные правители (цзяньго) Лу ван и Тан ван.
Лу ван Чжу Ихай  столицей объявил Шаосин. Его военный министр бин бу шанши Чжан Говэй взялся строить оборонительные сооружения. Из сохранившихся рекрутов были созданы регулярные войска  - чжэнбин, из добровольцев ополчение – ибин.

Лу ван и Тан ван не объединились и Шаосин пал. Лу ван бежал. Тан ван осел в Фуччжоу. Главнокомандующим при нем был Чжэн Чжилун. Он предал вана и перешел на сторону цинов. Они его не пожалели, хотя обещали много. Тан вана и его свиту маньчжуры захватили в плен и казнили. Его титул наследовал его младший брат Чжу Юйао, тоже стал императором и тоже потерпел поражение.

Последним южно-минским ванм стал Гуй ван (Чжу Юлан). Он перенес свою столицу в Гуйлинь и правил под девизом Юнли. Он и его мать поддерживали связь с миссионерами, ища помощи Запада. Мать, жена и сын приняли христианство. Кончилось тем, что Гуй бежал в Бирму, но был выдан цинам.

Таким образом, все попытки реставрации  «чжунсин»,  возрождения «***фу», восстановления «гуанфу» династии Мин, закончились поражением. Причина? Современники считали, что ваны и военные изменили принципу «да и» (великой справедливости). Стихийная антицинская борьба еще продолжалась.
 


Рецензии