О батыре

О БАТЫРЕ

Я не могу похвастаться тем, что был другом Батыра Закирова. Мои с ним отношения шли в более скромном русле: мы были хорошими знакомыми. Но он был большим приятелем одного из моих друзей, и по этой причине мы часто виделись в квартире моего друга, в том числе и на всевозможных застольях. Потом он стал иногда заходить ко мне домой, чему способствовало то обстоятельство, что наши квартиры отстояли друг от друга по прямой на расстоянии, не превышающим 200 метров.

Первое его появление в моей квартире меня буквально потрясло. На стене в гостиной висела фотография моей жены Ани, сделанная в пору ее юности. Батыр на нее посмотрел и сказал: "Эту девушку звать Маечка".  Я, как говорится, от этих его слов чуть не упал. Такая моя реакция имела очень серьезную подоплеку. Все дело заключалось в том, что первым ребенком в семье Аниных родителей была дочь Маечка, которую и мама, и, особенно, папа, безумно любили. Но их родительское счастье трагически оборвалось в тот момент, когда, в годовалом возрасте, Маечка внезапно очень сильно заболела и вскоре умерла. Поэтому вторая беременность моей будущей тещи буквально вернула их к жизни.

Я уверен в том. что случайностей в нашем мире не бывает. И слова Батыра при его взгляде на фотографию Ани, по-моему, указывали на вероятное наличие у него паранормальных способностей. Впоследствии такая моя уверенность крепла все больше и больше. 
      
Батыр с удовольствием слушал мои музыкальные записи, иногда давал мне для перезаписи свои грампластинки. Однажды он дал мне болгарский долгоиграющий виниловый диск Жозефины Бейкер. На диске был записан ее рецитал (сольный концерт) в сопровождении болгарского оркестра на фестивале "Золотой Орфей". Мне хочется сделать небольшое отступление, чтобы хотя бы чуть-чуть рассказать об этой феноменальной исполнительнице. Как теперь принято говорить, она была афро-американкой, известной танцовщицей и певицей, которая в 20-е годы прошлого столетия насовсем перебралась в Париж, где с течением времени превратилась в знаменитую французскую танцовщицу и певицу, чье имя звучало в радиоэфире не намного реже, чем имена таких великих французских шансонье, как Морис Шевалье и Шарль Тренэ. Она усыновила и удочерила 12 сирот, из-за чего стала еще более любимой публикой. За участие в антифашистском Сопротивлении Жозефина Бейкер молучила звание лейтенанта и орден Почетного легиона - высшую награду Франции.
 
Возвращаюсь к ее болгарскому диску. По-моему, это было ее триумфальное выступление. Шли годы, магнитофонная пленка с этой записью осыпалась, диск для повторной перезаписи не удалось найти нигде, даже в Интернете. Так что в моей памяти он остался прекрасным воспоминанием о Батыре Закирове и о Жозефине Бейкер.

Сам Батыр был не только отличным певцом, он был энциклопедически развитым человеком, превосходным художником и прекрасным рассказчиком (если человек талантлив, то он обычно талантлив, если не во всем, то в очень многом). Когда я бывал у него дома, то с удовольствием рассматривал его небольшие картины, написанные маслом. Однажды я застыл у картины, на которой был изображен узбекский двухэтажный глинобитный дом. Когда он спросил меня, почему я с таким интересом рассматриваю именно эту картину, я ответил, что, по-моему, этот дом находился на улице Яланкар в Старом городе. Батыр был потрясен, так как дом, действительно, располагался именно там. Оказалось, что он в детстве и юности жил недалеко от этого дома, а я помнил этот дом по той причине, что по соседству с этим домом тогда же жили мамина старшая сестра с мужем.
 
Вспоминаю его любимый азербайджанский анекдот:
- Алиев, ты, говорят, женился?
- Да, женился!
- И как жена, культурная?
- Нет, совсем худая! 

Батыр весьма серьезно интересовался парапсихологией. Как-то он весь вечер рассказывал о Джуне Давиташвили, вместе с которой снимался в фильме об Авиценне "Юность гения" режиссера Эльера Ишмухамедова (1982 года), и с которой, на этих съемках, сильно подружился. Она согласилась сниматься в этом фильме в роли народной целительницы только при условии, что будет лечить реально больных людей, а не актеров. Когда Джуна в процессе съемки начала с помощью воздействия своих рук лечить старика от полной глухоты, тот вскоре заорал на всех присутствующих: "Тише, тише, от вашего шума у меня сильно заболели уши!".

Батыру она однажды сказала, что видит его ребенком под копытами лошади, затем, уже молодым человеком, наклонившимся над тазом, наполненным кровью, и еще позже - стоящим на перилах моста. Ему от этих ее слов стало плохо, так как она мысленно увидела три самых страшных события его жизни. В детстве он упал на пути мчавшейся лошади, и ее копыта ударились о мостовую буквально в миллиметрах от его головы. В молодости он болел туберкулезом легких (в открытой форме), и однажды, во время тяжелейшего приступа кашля, был на краю гибели, так как выкашлял в таз большое количество крови. Позднее, уже будучи известным певцом, Батыр попал в кремлевскую больницу, где ему сделали сложную операцию на легких, при этом предупредили, что ему предстоит пройти через такую же сложную повторную операцию. Он был настолько измучен, что решил покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в Москву-реку. Уже стоя на перилах моста, он вдруг изменил свое намерение и решил пойти на повторную операцию, которая оказалась, к счастью для него, очень успешной.

Однажды, будучи в Москве, он пошел с Джуной в гости к кому-то из знакомых. Там был в этот вечер и Владимир Высоцкий. Вдруг Джуна сказала Батыру: "Срочно уходим отсюда, я не могу смотреть на Володю, у него исчезло биополе, и он на-днях умрет!". Вскоре Высоцкого не стало.

В фильме Гайдая "Бриллиантовая рука" есть фраза: "Стамбул - город контрастов". Батыр Закиров был человеком контрастов. Первая жена была старше него, примерно, лет на десять, а вторая - на много лет моложе. Почти всю свою жизнь он страдал от болезни легких, а умер, причем довольно молодым, от цирроза печени.

Жаль. когда такие чрезвычайно талантливые люди уходят из жизни чересчур рано.

Борис Пономарев


Рецензии
Борис, рада, что нашла вас на прозе. Буду читать. Очень интересно было прочитать про Батыра Закирова и Джуну.

Сусанна Давидян   08.05.2021 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.