Рассказы о войне ветерана 372

                Г И Т Л Е Р  К А П У Т 

  Эти слова – «Гитлер капут» говорили, иногда кричали, немецкие солдаты, когда сдавались нам в плен.
Мы по-разному реагировали на такое «приветствие».   Когда они сдавались без сопротивления, побросав свои автоматы, шли нам на встречу с поднятыми руками, тогда наши солдаты встречали их шутками.   Говорили – «Давно б пора понять», или – «Без вас знаем». Конечно, бывали возгласы и покруче, даже со смехом. Это, когда без сопротивления.
А когда мы их брали в бою с оружием в руках, и только тогда они вспоминали, что надо сказать – «Гитлер капут» ради своего спасения, мы уже не шутили.  В таких случаях было не до шуток, потому как, в ходе боя, обезоруженный враг
и прокричит «Гитлер капут», а другой может пустить автоматную очередь. И здесь уже не зевай, как говорят: кто первый нажмет, тот ещё поживёт, или, как говорил генерал Александр Лебедь: «Смеется последним тот, кто первым стреляет».

  Хорошо помню, что с именем Гитлера наши солдаты часто вспоминали и его мать, видимо считали, что она во всех преступлениях сына виновата наравне с ним.    А вспомнил я об этом «приветствии» немецких Фрицев, как мы их тогда сокращённо называли, вот по какой причине. Просматривая однажды старые журналы, я прочитал воспоминания одного немецкого пенсионера, бывшего солдата гитлеровской армии.   Он рассказывал о том, как и когда он попал на восточный фронт, в каких боях участвовал, где был ранен, где сдался в плен и где работал в плену. Но в своём рассказе этот бывший немецкий солдат о своих военных походах написал кратко, в виде предисловия к основной теме рассказа. А основную часть рассказа немец посвятил своей жизни после войны, когда он вернулся с нашего плена.
 
  Прочитав тот рассказ бывшего немецкого солдата, я тоже решил написать свой рассказ, немного о своей жизни. А побудило меня к такому решению именно то, что, как это ни странно, в жизни того Фрица, (он в своём рассказе и называл себя Фридрихом), и в моей жизни я обнаружил много общего, вернее сказать, похожего.   Причём, как во время войны, так и после неё. Конечно, между мной и тем немцем была огромнейшая разница: он был солдатом армии агрессора, варварски напавшего на мою страну, а я был солдатом армии, которая изгнала этого агрессора со своей земли и добила его уже на его земле. И ещё, тот Фридрих был у нас в плену, а мне выпало счастье не бывать в положении пленного. Да и после войны Фридрих живёт, а может быть – жил, прошли годы, в стране «загнивающего» капитализма, а я тогда жил в стране «развитого социализма».

  Ну, а теперь о том, что совпало в жизни того немца и в жизни моей.
Сначала о войне. Немец в своём рассказе не написал, сколько ему было лет, когда был призван в армию, только указал, что это было в 1943 году. Я тоже стал солдатом Советской армии в 1943 году, когда мне исполнилось 18 лет.
Оба мы попали на фронт после разгрома немцев под Курском и Орлом. Оба были артиллеристами. Оба участвовали в боях на территории Белоруссии в 1944 году. В том же году и он и я  были тяжело ранены. Немец лечился в своём госпитале под Магдебургом, а я в городе Сочи, в городе, который сам Гитлер, как рассказывали нам, приказал своим лётчикам не бомбить, планировал фюрер отдыхать там после войны. Размечтался негодяй. После госпиталей опять же и я, и тот Фридрих оказались на одном участке фронта, на берегу реки Одер, чуть южнее города Кюстрин (Kustrin). Теперь этот город принадлежит Польше и называется Костшин. Но тогда это был Кюстрин, и немного южнее этого города войска 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Жукова 3 февраля 1945 года заняли три небольших плацдарма. Немцы сильно сопротивлялись и пытались ликвидировать эти плацдармы.   Но войска 8-й гвардейской армии в марте объединили те три плацдарма в один, который был прямо против Берлина. С этого плацдарма и началась Берлинская операция.

   Продолжение рассказа следует.


Рецензии