Кривцовский мемориал - часть 2

2.

Здесь стояли насмерть за Родину, за своих родных, за свою землю. Несколько тысяч воинов отдали  жизни за Победу. Военные историки до сих пор не пришли к единому мнению - можно ли было избежать таких жертв?  Но - это дело историков. А у бойцов выбора не было - приказы не обсуждаются. И они до последних мгновений жизни оставались верны воинскому долгу.

- Противник был отброшен от Москвы, потерпел поражение, – пишет в своей книге «Солдатский долг» командующий 16-й армией К.К. Рокоссовский, - но он еще не потерял обороноспособности, сумел в конце концов закрепиться и продолжал перебрасывать свежие войска с запада, где военные силы гитлеровской Германии не были связаны действиями наших союзников.
Не лучше ли, думалось мне, использовать выигранную передышку и перейти к обороне, чтобы накопить силы и средства для мощного наступления? По данным нашего штаба, противник значительно превосходил нас. Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает, причем по пояс в снегу...
Все это, с подсчетами и выводами, было изложено в обстоятельном докладе и представлено командующему фронтом Г.К. Жукову. Ответ был короткий: «Выполняйте приказ!». Оставалось одно - думать, как решить задачу.

"Орловско-Болховская операция была санкционирована командующим Юго-Западного направления маршалом СССР С.К. Тимошенко и спланирована в штабе Брянского фронта. Операция по праву считается фронтовой и преследовала стратегические цели: ликвидацию орловской группировки противника и освобождение Орла. Цикл наступательных операций на Болховском и Мценском направлениях отрабатывался в штабах 3-й и 61-й армий и утверждался командующими Юго-Западного и Западного направлениями: соответственно Тимошенко и Жуковым. О планах и ходе ее проведения ставилась в известность Ставка ВГК.
Противник для укрепления своей обороны максимально использовал передышку. Как известно, за провал операции Тайфун был отстранен от командования Гудериан. 2-ю танковую армию возглавил более молодой и энергичный генерал-полковник фон Шмидт. Он убедил командование, что болховскую группировку необходимо усилить. К 25-й моторизованной дивизии, державшей оборону на Кривцовской высоте, подошли свежие силы: 17-я танковая, 167-я пехотная дивизии и одна охранная бригада.
За полтора месяца, используя труд оккупированного населения, немцы зарылись в землю. Система обороны с множеством опорных узлов была глубоко эшелонированной, с тремя рубежами сопротивления. Первый проходил сразу же по берегу реки Оки. Второй – перед взлобьем и третий – самый прочный - вокруг населенных пунктов Чегодаево, Фетищево, Кривцово, Фатнево, Хмелевая.

Местность на участке прорыва оказалась явно неблагоприятной для наступления наших частей и соединений: подходы к исходному рубежу и сам он лишены леса, к тому же командные высоты западного берега Оки давали возможность противнику просматривать и простреливать боевые порядки частей армии почти на всю глубину.
Войскам 3-й армии предстояло преодолеть водный рубеж Оки, а в глубине обороны немцев – реки Березуйки с обрывистыми берегами и глубокими оврагами, что в значительной степени затрудняло и снижало эффективность применения танков. Из-за снежных заносов и глубокого снежного покрова движение вне дорог стало невозможным, пополнение войск боевой техникой, боеприпасами, продовольствием и фуражом затруднялось.

Основные боевые действия развернулись вдоль дорог и вокруг населенных пунктов. Противник перекрыл дороги заграждениями, а деревни и села, расположенные на узких дорогах, превратил в укрепленные опорные пункты. Около трех месяцев наши войска наступали в лоб на эту высоту. А результат – никакой. После короткой передышки 31 марта немцы перешли в наступление и отбросили за Оку, то есть на исходные позиции, наши истлевшие дивизии. А ведь они еще и пополнялись в ходе боев. В ходе сражения здесь погибло около 10 тысяч наших солдат, около 40 тысяч были ранены". (Цитата из книги Е.Щекотихина "Битва за Орёл")

Идея привести в порядок захоронения и воздвигнуть в этих местах Мемориал Памяти у неравнодушных людей возникла спустя пару десятилетий после Победы.

С.И. Федоров (1915-2005), почетный академик архитектуры, автор проекта Кривцовского мемориала (совместно со скульптором В. П. Басаревым(1941 г.р.) и художником Л. И. Курнаковым, 1966 - 1999) , ветеран и инвалид ВОВ и труда писал в своих воспоминаниях:

- В 1965-м и в октябре 1966 года перед разработкой проекта я тщательно обследовал место сооружения будущего мемориала. С болховским военкомом мы осмотрели братские могилы на опушке молодого березового леса и всю окружающую территорию. Несколько бесформенных, покрытых бурьяном продолговатых холмиков были братскими могилами. Среди зарослей кустарников под опадающими осенними листьями то и дело попадались заржавленные осколки снарядов, позеленевшие гильзы, а кое-где белели и кости.По словам военкома и местных жителей, на окружающих полях и в лесах еще обнаруживалось много взрывоопасных предметов, жертвами которых иногда становились люди, животные и машины.

Как старый сапер, всю войну имевший дело с минами, я понял, какую опасность таит в себе эта земля для будущих строителей мемориала и многочисленных его посетителей. Поэтому перед началом работ был вызван взвод саперов для внимательной проверки и обезвреживания всей местности. Саперы выполнили земляные работы и привели в порядок могилы.Характерно, что земля была настолько насыщена металлом, что миноискатели не срабатывали, их зашкаливало. Стали производить проверку с помощью щупов при самом внимательном осмотре земли. Обнаружили десятки мин и снарядов, отвезли их подальше и уничтожили. Вспоминаю тот уже далекий осенний день 1966 года, когда в лучах заходящего солнца смотрел я на рыжий бурьян полузабытых братских могил, а в голове, словно набат, звучали пушкинские строки:
- О поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями?..
Кто на тебе со славой пал?
Чьи небо слышало молитвы?
Зачем же, поле, смолкло ты
и поросло травой забвенья...(А.С.Пушкин "Руслан и Людмила")

 Думалось: "Нет, не будет тебе забвенья. Здесь возникнет мемориал, который увековечит память о безвестных героях". И началась работа, продолжающаяся до сих пор.Я сделал зарисовки местности, точно определив положение легендарной высоты 196.1, зарисовал и сфотографировал братские могилы, деревья...( из воспоминаний архитектора С.И.Фёдорова)

Одним из инициаторов создания на Кривцовской высоте мемориального комплекса воинам 3-й и 61-й армий, погибшим здесь в боях зимой 1942 г, стал также Николай Иванович Анохин,   ветеран 316-й сд. Он провёл большую работу по изучению документов и установлению исторической справедливости, был командирован в Центральный архив МО г. Подольска, где ознакомился с документами Брянского фронта за февраль 1942 г.

фото автора
 
продолжение http://proza.ru/2020/08/03/1369


Рецензии
Интересные факты войны изложены, Вера! Спасибо!
С моим теплом,

Надежда Опескина   09.05.2021 08:38     Заявить о нарушении
Спасибо за за интерес к теме, за отзыв, Надежда!

Вера Полуляк   09.05.2021 20:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.