Кривцовский мемориал - часть 3

3.

16 сентября 1970 года состоялось открытие мемориального комплекса «Кривцовский мемориал». Сегодня мемориал ухожен, сразу же бросается в глаза памятник "Большая пирамида". Он представляет собой 15-метровую пирамиду, у подножья которой застыла фигура солдата. На одной из граней пирамиды высечены слова из стихотворения Р. Рождественского "Реквием":
- Люди, покуда сердца стучатся,
помните
Какою ценой завоёвано счастье,
пожалуйста, помните....





О том, что же это была за "цена", наглядно свидетельствуют строки из скупых воспоминаний чудом уцелевших очевидцев. Они записаны и сохранены доктором исторических наук, профессором ОГУ имени И.С. Тургенева Егором Щекотихиным. Несколько цитат из его книги "Битва за Орёл" приведено мною ниже.

- ...16 февраля наша 137-я стрелковая дивизия получила приказ о наступлении. После короткой артподготовки вслед за танками поднялась и наша пехота. Танки не смогли преодолеть крутой обледеневший берег реки. От меткого огня артиллерии врага запылали несколько машин. Батальоны были прижаты к земле, и наступление остановилось. Еще несколько дней одна за другой предпринимались атаки наших частей в направлении Кривцово. Но деревню так и не удалось освободить.
 За четверо суток беспрерывных боев дивизия потеряла более одной тысячи человек убитыми и ранеными. Был убит командир 771-го полка майор М. И. Гогичайшвили, сменивший его полковник Смирной был убит через сутки. Тяжело ранен был командир 409-го полка майор Тарасов. В те дни смерть собирала обильную жатву….

- За четыре года войны мне пришлось многое перевидать, пережить. Участвовал во многих боях, но таких истребительных я ни перед тем, ни после не встречал. Зима в тот год была холодная, снежная. Большие заносы мешали доставлять на передовую боеприпасы, продовольствие… Трудно было, но воевали… Перед нашей 6-й гвардейской стрелковой дивизией стояла задача: прорвать оборону противника и овладеть городом Болховом, который был где-то далеко за высотой. На одном участке пробовали – не удалось. Мы отошли. Стали наступать на другом. Без поддержки танков, артиллерии авиации.
Шли в атаку в пять эшелонов, с интервалом 500 метров. Как только одна цепь полегла, на смену ей поднималась вторая, третья и четвертая… Противник подпускал близко, а затем из всех видов оружия открывал огонь. И только пятая цепь, в которой шел и я, к вечеру овладела высотой. Там меня и ранило. Когда меня везли на санях в медсанбат, помню, что проезжали через лес. На поляне штабелями лежали замерзшие трупы убитых. Их было очень много. Солдаты рвали толом промерзшую землю и в больших братских могилах хоронили убитых… Без боли в сердце не могу вспоминать те дни моей юности, тот страшный бой.( Устименко - участник боев за Кривцовскую высоту).



Шапошников А. В., начальник штаба 771-го стрелкового полка 137-й стрелковой дивизии:
- Каждую ночь дивизия получала маршевое пополнение, оно немедленно вводилось в бой и сгорало в бесчисленных и бессмысленных атаках…
Подготовим атаку, поднимемся, пройдем немного - немцы нам по носу. Сильнейший пулеметный огонь, местность открытая, и все пристреляно до метра. Часа через два снова начинаем атаку после жиденькой артподготовки, снова отобьют. И так несколько дней подряд. И ночью, и днем. Люди лежали в снегу сутками, а сверху приказ, еще приказ - наступать, наступать. Приехал к нам в полк командир дивизии Гришин. С ним командир соседней 6-й гвардейской Черокманов. Смотрят с НП в бинокли: «Почему у вас люди не атакуют, почему лежат?» - «А они не встанут, товарищ полковник. Они убитые...».
- После недельного упорного боя за Фетищево, под давлением 339-го пехотного полка немцев, который пополнился свежими силами, мы отошли на левый берег Березуйки. Здесь завязли в позиционных боях. Февраль и март донимал нас жуткими морозами. А тут еще ветер. Он всегда там гулял по долине Оки. Прибрежная земля закаменела. Саперная лопатка отскакивала от нес со звоном и искрами. Мы у немца - как на ладони. Чуть пошевелишься - и получай в «награду» или пулеметную очередь, или минометно-артиллерийский залп.
А жить хочется, и укрыться, и согреться от леденящего ветра. Что делать?
Придумали.
Ночами стали собирать трупы. Складывали из них сарайчики. Укроем сверху плащ-палатками, шинелями, и их засыпало снегом. Помню, у одною покойника была откинута рука, на неё мы ставили светильник. Так жили и воевали мы на поле боя целый месяц, где мертвые спасали живых. ..

Цели, поставленные перед наступающими войсками Брянского и левого крыла Западного фронтов,достигнуты не были. Ценой громадных потерь  на отдельных участках были заняты небольшие плацдармы на левом берегу Оки. А 31 марта 42 года противник после сильной артподготовки силами восьми батальонов пехоты при поддержке 30 танков восстановил свой передний край… По причине провала операции, по причине огромных потерь об этом «наступлении» никто не писал мемуаров, о нём долгие годы ничего не было слышно. Но живы были ещё очевидцы тех трагических лет, уцелевшие жители окрестных деревень всё помнили, они указали места захоронений...
 Только в 1993 г. в книге «Гриф секретности снят…" под редакцией Г.Ф. Кривошеева сражение на болховском направлении впервые упоминается как крупная фронтовая операция ВОВ.

фото автора

продолжение http://proza.ru/2020/08/03/1380


Рецензии
Сколько пережито тем поколением! Читаешь и стынет кровь...
Иначе понимаешь их, прошедшее через такое, вернувшихся домой...
Не могли они всё это забыть и жить, веселясь...

Спасибо Вам, дорогая Вера, за очерк! Пусть помнит мир спасённый!
С моим теплом,

Надежда Опескина   09.05.2021 09:06     Заявить о нарушении
День Победы - праздник со слезами на глазах, как метко сказал поэт В.Харитонов. Минута молчания перед началом парада, возложение цветов и венков к могиле неизвестного солдата в Александровском саду после парада, минута молчания в 19 часов, свечи памяти, салют в 22 часа. Чтим память, гордимся подвигом...
Мира нашей Планете!

Вера Полуляк   09.05.2021 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.