Воины высокой доблести и чести

В 2007 году я побывала на Родине своей матери — Ручкиной Анастасии Александровны, в легендарном Некоузском районе Ярославской области. Я побывала в ряде старых деревень: Станилово, Игнатово, Власово -, в Красном селе, в городе Рыбинске, увидела красивые старинные храмы, искупалась в легендарной реке Сить, на берегах которой в тринадцатом веке произошла очень важная для Русского государства Ситская битва.

Этот легендарный край овеян славой и доблестью русских воинов, которые мужественно сражались здесь в 1238 году с ордами монголо-татар. Эта печальная, трагическая и очень кровопролитная Ситская битва закончилась тогда поражением русских, так как они были неожиданно окружены врагами и силы были не равные. Но эта битва навсегда вошла не только в историю Некоузского района, но и в историю России и Европы.

Это была битва русских с войском Батыя. Она имела большое историческое значение, так как в результате этой битвы было остановлено дальнейшее продвижение татаро-монгол на север Руси, на Новгород и в Европу. Но главное значение этой битвы состоит в том, что благодаря ей были сохранены ценой жизни наших воинов в итоге наши русское государство и Православная Вера.

В память об этой битве в этих краях был построен первый Православный храм и именно здесь была сделана икона Божьей матери — спасительницы России. Ежегодно, как я узнала, побывав здесь, в Некоузском районе Ярославской области отмечается День Памяти Ситской битвы. Жители Ярославской области свято хранят и передают из одного поколения в следующее историю этой далёкой битвы. За это им огромное спасибо! Благодаря их стараниям эта история дошла до наших дней.

Существует много версий по истории этой битвы. По одной из версий основные события битвы произошли 2 марта, а по другой 4 марта 1238 года именно здесь — в среднем течении реки Сить, на территории сегодняшнего Некоузского района, в котором до сих пор живут мои родные. И поскольку здесь родственные корни, у меня был особый — двойной интерес к изучению истории этого по-настоящему легендарного края.

Моя бабушка Александра Александровна Веселова родилась и выросла в деревне Игнатово. После замужества она стала Ручкиной и переехала жить в семью своего мужа - Александра Яковлевича Ручкина в деревню Власово Некоузского района Ярославской области. И здесь родились моя мама — Ручкина Анастасия Александровна, и её родной брат — Валентин Александрович Ручкин.

Деревни Власово и Игнатово находятся на берегах реки Сить. И на этой реке с названием Сить несмотря на её очень сильное и быстрое течение Анастасия и Валентин Ручкины научились отлично плавать. А учиться в школу они ходили в любую погоду через лес в Красное село. И поэтому они выросли очень смелыми, отважными, способными хорошо ориентироваться на местности, очень выносливыми, закалёнными и физически крепкими. И это очень помогло им в годы Финской и Отечественной войн. Они и другие мои родные: Веселовы и Захаровы — очень любили свою Родину, были настоящими патриотами своей страны, мужественно с высокой честью мужеством защищали её в годы Финской и Великой Отечественной войн, как и их далёкие предки - воины Ситской битвы, в тринадцатом веке с их родной и любимой Некоузской земли.

Валентин и Анастасия Ручкины воевали на самых смертельно опасных участках Ленинградского фронта: на Невском Пятачке, Ладоге и Ораниенбаумском плацдарме. Они были Ворошиловскими стрелками, разведчиками. Умели поэтому отлично без промаха стрелять, плавать, ходить на лыжах... А мама умела кроме этого водить и танк. Она работала перед Великой Отечественной войной на заводе имени Ворошилова.  И здесь она по решению комсомольского бюро закончила курсы танкистов. Она во время Великой Отечественной войны до 1943 года работала в блокадном Ленинграде в санитарной службе. А в 1943 году добровольно пошла воевать. Она имела медицинское образование. Поэтому была сначала краснофлотцем - санинструктором в 37 морском дивизионе ПВО на Ораниенбаумском Плацдарме. Здесь ей приходилось спасать раненых краснофлотцев на суше, в воде и на военных кораблях. а затем её забрали в разведку.

Она проходила воинскую службу в Управлении Министерства Государственной Безопасности Ленинградской области. И выполняла много опасных для жизни заданий и в том числе особой государственной важности. В частности она была в числе охраны Уистона и Клементины Черчиллей, когда они приезжали с особой миссией к нам в СССР во время войны. Она имела звание старшего сержанта. К счастью, после окончания войны она осталась жива. За мужество, отвагу и смелость моя мама имеет много правительственных наград. Она с высокой честью и достоинством выполнила свой воинский и гражданский долг перед любимой Советской Родиной.

А родной брат мамы - Валентин Александрович Ручкин, мечтал и стал кадровым военным. Отслужив срочную службу, он остался на сверхсрочную. Он принимал участие и в Финской, и в Великой Отечественной войне. Он был очень смелым и мужественным воином, краснофлотцем, разведчиком, командиром отделения отдельного пулемётного батальона отдельной 55 отдельной стрелковой бригады на Ленинградском фронте. Воевал на Невском Пятачке, Ладоге.

8 мая 2015 года я побывала в районе Невского Пятачка, Невской Дубровки и станции Теплобетонная Всеволожского района Ленинградской области. В этот день проходила торжественная церемония только-что найденых здесь поисковиками очередных погибших во время Великой Отечественной войны советских воинов. Поскольку во Всеволожском районе на Ленинградском фронте воевал и погиб 3 января 1943 года, когда шёл в разведку на вражеский берег мой родной дядя - Валентин Ручкин, мне предоставили слово. Я рассказала здесь о маме, дяде - отважных воинах Ленинградского фронта, и о воинах Ситской битвы с их родной земли. Прочитала авторские стихи: "Шла суровая война и проходила молодость твоя", посвящённое маме, "3 января 1943 года", посвящённое дяде, и "Долг памяти должны мы отдать!", посвящённое всем погибшим советским воинам во время Великой Отечественной войны.

Валентина Ручкина — моего родного дядю, краснофлотца, разведчика и командира отделения отдельного пулемётного батальона 55 стрелковой бригады, жители Невской Дубровки Ленинградской области назвали героем — защитником Ленинградской земли, и Человеком — Легендой. Он неоднократно успешно ходил в разведку, приносил очень ценные сведения. Принимал участие в боевых действиях и на суше, и на воде. Он отлично стрелял, плавал, владел приёмами рукопашного боя. И очень долго в этом аду, в отличие от большинства бойцов, оставался живым.

Но после одного боя осталось в живых только трое краснофлотцев. Валентин был здесь очень тяжело ранен, но сумел с левого берега под очень сильным обстрелом вражеских сил переплыть реку Неву и в самом широком её месте. На такой поступок, как мне сказали местные жители, они не решаются даже сейчас в мирное время из-за очень сильного течения, водоворотов, достаточно холодной воды и широты Невы. А он сумел и не побоялся!

И Валентин, как и его далёкие предки, со своей родной сестрой Анастасией очень смело сражался с очень жестоким  и сильным врагом и отдал свою жизнь за Родину. Он погиб в двадцать шесть лет 3 января 1943 года. То есть он воевал здесь — на смертельно опасном участке Ленинградского фронта, очень длительное время, в то же время, как остальные бойцы погибали здесь очень быстро: в течение 1—2 суток. И в этом ему без всякого сомнения помогали воспитанные в нём с детства любовь к Родине, смелость, отвага и полученная в детстве закалка, а также и то, что он был отличным пловцом, Ворошиловским стрелком и владел великолепно искусством рукопашного боя.

О том далёком историческом событии 1238 года, которое происходило на малой Родине моих родных — в Ярославской области, сохранилось мало сведений. Но достоверность этих событий подтверждается в Лаврентьевской летописи. В ней написаны следующие строки: «И пошли безбожные монголо-татары на Сить против великого князя Георгия. Князь же Юрий с братом своим Святославом и племянниками своими: Васильком, Всеволодом и Владимиром — и с воинами своими пошёл против поганых. Сошлись оба войска и была страшная сеча, и побежали наши перед иноплеменниками, и тут был убит князь Юрий, а Василька безбожные взяли в плен и отвели в свои станы…»

Известно, что после того, как монголо-татарские орды вторглись в пределы Владимиро-Суздальской Руси, великий князь Юрий Всеволодович пошёл на север, чтобы собрать войско, способное противостоять захватчикам. Местом сбора была назначена легендарная река Сить. Выбор этого места не был случайным и связан с тем, что именно по этой реке пролегал зимний путь к Мологе и затем к Волге. Отсюда шли дороги на Новгород Великий и на Белоозеро. Берега Сити являлись стратегической линией, где можно было остановить врага. Главный стан князя расположился у села, получившего в то время название Станилово. Оно существует до сих пор и находится на берегу этой реки Сить в Некоузском районе Ярославской области, напротив деревни Игнатово.

По разным историческим источникам князю Юрию удалось собрать от 15 до 40 тысяч воинов. Однако, хан Батый узнал о том, что князь собирает войска. И он после разорения стольного града Владимира 7 февраля 1238 года двинулся на север, сжигая на своём пути все города и селения. В начале марта хан Батый вышел к реке Сить совершенно неожиданно для русских со стороны Углича. Первым принял удар полк Дорофея Семёнова (Дорожа), который встретился с ордами татар, которые обошли русских с тыла.

Ситская битва не была организованным сражением двух войск. Битва растянулась почти по всей длине реки. Река Сить стала символическим рубежом Русской земли. В этом лесном краю не было больших открытых пространств, поэтому отряды князя Юрия были разобщены, размещались в разных деревнях и сёлах вдоль Сити и принимали бой по отдельности: каждый на своём месте. При этом, силы монголо-татар намного превосходили, но русские воины стояли насмерть и почти все они полегли здесь, отдав жизнь свою за родную землю и Православную Веру. Пал в этой битве и сам великий князь Юрий Всеволодович. Ему отрубили голову и отнесли хану Батыя. Погиб и его племянник — Ярославский князь Всеволод Константинович, которого татары убили в Ширинском лесу.

Оба берега реки до самого устья были усыпаны телами убитых и раненых воинов. Русских татары оттеснили на реку Сить. Она была покрыта в это время льдом. Но лёд под тяжестью воинов и военного снаряжения проломился и бойцы оказались в ледяной воде. В реке было настолько много раненых и убитых воинов, что они перекрыли, как писали в древних рукописях, даже течение очень быстрой и полноводной в то время реки Сить.

Исторические последствия Ситской битвы были очень тяжелы. Это поражение стало разгромом военных сил Северо-Восточной Руси. С этого времени она надолго попала под татаро-монгольское иго. Однако, эта трагическая битва имела глубокий смысл для всей последующей Русской истории. Она стала по своей сути первым сражением, которое дали русские князья татаро-монгольским захватчикам. И хотя эта битва завершилась поражением, в то же время она показала всю силу русского духа, продемонстрировала наглядно готовность русских сражаться до смерти за свою Православную Веру и родную землю. Именно после этого сражения татары осознали, что с этим — русским народом лучше договариваться, чем биться. И поэтому, одним из итогов этой битвы было то, что в течение всего ига они не пытались обращать русских в другую, свою Веру — в Мусульманство.

Роль Ситской битвы была ещё и в том, что после неё монголо-татары отказались от своих намерений идти на Новгород. Намеченный ранее поход до западных рубежей Руси сорвался, так как и они понесли значительные потери. Историки утверждают, что если бы не было Ситской битвы, то не было бы в последствии и известной всем битвы на Куликовом поле. Ситская битва стала для русских национальным символом чести, патриотизма, любви и верности Святой Руси даже перед неодолимой силой врага. Князья, положившие душу свою за Русскую землю, были прославлены как Святые.

Далёкие предания трагической битвы до сих пор манят на реку Сить многих исследователей. Здесь в середине ХIХ века побывали профессор истории, знаток древностей российских — М. П. Погодин, историк Ф. Никольский, филолог А. Г. Преображенский. На берегах реки вели раскопки курганов, где похоронены воины Ситской битвы, в 60-е гг. Х1Х века Н. П. Сабанеев, а в 80-е Л. К. Ивановский. В 1918 году ситские селения посетил писатель А. К. Виноградов, а в 1930 году — писатель В. Ян, автор романов «Чингисхан» и «Батый».

Память о тех далёких событиях хранят в своих старых названиях и поселения: Станилово, Игнатово, Бабья гора, Жарки, Могилицы, Красное село, Юрьево, Рубцево, Некоуз, Колегаево, Этаулово, Войсковой ручей, которые находятся на берегах реки Сить и существуют с тринадцатого века до сих пор. В честь павших русских воинов на высоком холме у деревни Лопатино установлена стела высотой в 12 метров. На памятнике сделана надпись «Поляжем, братия, за землю русскую, за родину милую!…".Надпись на памятнике рассекает меч!

И на самом деле здесь в очень жестоком бою с татаро-монголами погибли почти все наши русские воины. Русские отважно защищали свою родную землю, не жалея своей жизни. Поэтому и у противника также были очень большие потери. Они потеряли силы. Их планы были сорваны. Река Сить стала для них последним рубежом, который остановил их дальнейшее продвижение по русской земле. И Русское государство было спасено! Татаро-монголы увидели насколько сильны русские воины в бою, убедились насколько сильна у них Православная Вера. Поэтому они во время всего продолжительного татаро-монгольского ига и не пытались её изменить.

У селения Юрьевское в память об этой битве установлена деревянная часовня, в которой ежегодно в день Святого Георгия служится молебен в память погибших здесь князя Владимирского Юрия (Георгия) Всеволодовича и его воинов, защищавших свои рубежи против нашествия Батыя. По берегам Сити до сих пор сохранились курганы 12—13 вв., в которых по преданиям захоронены погибшие воины.

День Памяти ежегодно, как я узнала, сопровождается здесь крестным ходом, панихидой, возложением венков и цветов… В мероприятии принимают участие жители и церковные службы, Ярославская епархия во главе с архиепископом Кириллом. Кроме этого, здесь разворачивается театрализованное сражение русских воинов с монголо–татарами, звучат народные песни и духовное песнопение. В центральной библиотеке в Некоузе проводятся краеведческие чтения, посвящённые трагическому событию 4 марта 1238 года. По материалам чтений и материалам краеведческой комнаты здесь изданы два выпуска альманаха «Голос истории» — «Бысть сеча злая и великая…» и сборник очерков С. А. Мусина-Пушкина.

Моя мама очень любила и до последних дней своей жизни вспоминала эти родные для неё места. Последними при её жизни были слова: «Я уеду в деревню Власово!» Настолько велика была её любовь к этому по-настоящему легендарному, красивому лесному краю и реке Сить.
И мне теперь понятно почему так бесстрашно, мужественно и смело сражались и умирали, защищая с высокой честью, мужеством, смелостью и доблестью Советскую Родину, мои родные: Ручкины, Веселовы, Захаровы. Ведь все они родом с этой легендарной земли отважных, легендарных воинов из Некоузского района Ярославской области. Для них честь и любовь к Родине и её свобода были превыше всего. И они, не жалея своих жизней, выполнили с честью свой священный долг перед Родиной в борьбе с врагом. И я горжусь своими родными и тем, что мои родственные корни находятся на земле отважных и смелых и легендарных воинов. Светлая им всем Память!

3 июля 2020 года
 
На фотографии мой родной дядя - Валентин Александрович
Ручкин, и моя мама - Анастасия Александровна Ручкина

Статья Людмилы Оскаровны Ручкиной
«ИСТОРИЯ СИТСКОЙ БИТВЫ» была опубликована
в газете «Вперёд» от 17 июня 2017 года
(Некоузский район Ярославской области)
и в ряде авторских книг Людмилы Оскаровны
Ручкиной
 


Рецензии