Вступление

Богопознание как аскеза

Вступление
или
Аскеза как психотерапия

1. По сути дела, аскеза - есть единственная форма психотерапии. Ведь эгоизмом болен не столько сам человек, как живой, биологический телесный организм, сколько человек, как душа - разумная душа. Поэтому, терапия разумной души может заключаться только в её исцелении от её порочных желаний, стремлений и мнений, поражающих чувства и мысли человека и приводящих к печальным, болезненным и не здравым последствиям для человеческого тела, для образа телесной жизни человека. Именно разумной душе, в первую очередь, необходимо аскетическое исцеление, заключающееся в воздержании от чрезмерного удовлетворения своих естественных потребностей и желаний, а также в полном отказе от желаний и потребностей неестественных и противоестественных - для нравственного состояния души, отягощающих человеческую совесть, наносящих вред её естественному состоянию, месту и роли совести, в иерархии сил и способностей человеческой души. Это, однако, совсем не очевидно в нашем «ветхом» мире иллюзий, где именно иллюзорные, эгоистические и безнравственные проявления кажутся самыми очевидными и здравыми, прагматичными и реальными, эффективными и выгодными, и, наконец, наиболее эффектными, действенными и даже - «красивыми». Поэтому, аскетическая психотерапия необходима, в первую очередь, для того, чтобы индивидуум, «индивидуальное сознание», заподозрило иллюзию в её иллюзорности и усомнилось в реальности того, что показывают ему его собственные телесные органы чувств. Захотел разобраться - где правда, а где ложь в его ощущениях и переживаниях, в его эмоциях и представлениях, чувствах и мыслях. Иногда любому человеку приходится пройти через малоприятную, болезненную и сложную процедуру - «переоценки ценностей». Аскезе, аскетическому деланию и действию, в такие моменты, удаётся открыть человеческое «сознание» для таких глубоких сомнений и потрясений, которые, с помощью формализации нравственных и духовных откровенных истин, называемых религиозным переживанием, очищением, просветлением или экстазом, выявляют и освещают такие истины, результатом проникновения в которые становятся мировоззренческие изменения в восприятии отношений человека окружающих его людей и мира в целом. Тогда, выстраивающаяся структура нового восприятия, с необходимостью, становится намного более жёсткой, чем предыдущая. В силу этого, требуется достаточно продолжительное время для выстраивания новых, совестливых и духовных взаимоотношений с прежними, уже знакомыми людьми и миром. Старая и «ветхая», «официальная» мировоззренческая система очень неохотно, с сильным и долгим противодействием, но начинает уступать своё место новой «неофициальной», не пользующейся поддержкой государства и социума, мировоззренческой системе: - «Мир не принял меня, и вас не примет», - говорит об этом Сын Человеческий Иисус Христос. Но, в любом случае, победа будет за вами, ибо Иисус Христос - Сын Божий, пришедший помочь вам, как пациенту, страдающему от иллюзий своей жизни, изменить своё созерцание мира, относительно «реальности» его иллюзий.


Рецензии