Мне снился сон о моем детстве

  Мне снился сон о моем детстве, точно свой возраст сказать не могу, но не более 9 лет. Тогда в первый раз мы поехали всей семьей на экскурсию в Троице -Сергиеву лавру в город Загорск (сейчас Сергиев Посад). В памяти остался яркий солнечный день, купола храмов, необыкновенное ощущение чего-то нового, заставляющего все внутри дрожать. Вокруг молодые люди-семинаристы, каждый на какой-то своей вдохновенной волне и что-то про себя повторяющий, необыкновенно красивые иконы, оклады и изразцы. Для тогдашнего мальчишки это был другой мир, полный новых событий и необычных людей.
 Основной целью экскурсии было посещение ризницы, где хранятся сокровища, подаренные Лавре царями и богатыми меценатами, далее, рядом с ризницей располагался музей народного творчества с различными резными фигурками из дерева.
 Однако, до сих пор в памяти молодой человек в рясе, стоящий возле стены и что-то произносящий про себя. Как выяснилось через много лет вдоль стены находилась специальные места для коленоприклоненной молитвы. Еще было необыкновенное ощущение духа таинственной учености, одно название духовной семинарии и академии ввергало в загадочный мир и было совсем непонятно, как это можно учиться постигать духовное?
 Для лучшего понимания, речь идет о начале 80-х, когда страна жила пятилетками и была близка к коммунизму и, если в школе узнавали, что ты ходишь в храм, то на первый раз вызывали на актив, но во второй точно отчисляли, плюс письмо на работу родителям. Меня в младенчестве тайно крестили, а в Троицу ехали, как в музей.
 Не знаю почему, но сейчас, по прошествии многих лет есть ощущение, что мы все были верующие в те годы. Почему? Многие понимали, что есть добрая сила и в памяти наших бабушек и прабабушек она являлась источником жизни и бытия, в ней был заложен исход и ее познание олицетворялось с великой тайной открытия другого мира. Мы ходили на парады, кричали лозунги, вступали в пионеры, комсомольцы и за этим стояла взаимопомощь, доброе отношение, неприятие вредных привычек. Идеология назидательно заставляла принимать свои правила, но внутренняя составляющая стремилась к опыту предков, к тому, что пытались закрыть на жесткий засов, но всегда эта тайное, непознанное притягивало к себе и хотелось найти ответы на вопросы.
  Прошло много лет и я вновь приехал с сыном в Лавру. Честно, по началу меня неприятно поразило огромное количество платных стоянок и вообще всякого рода уличной коммерции. Зайдя на территорию, встретился с большим кол-во иностранцев, которые фотографировали в храмах и громко высказывали свои впечатления. Что такое, что происходит, где мы? Голова кружилась от суеты. Через некоторое время внутри начали просыпаться воспоминания многолетней давности и было принято решение уйти в сторону присесть на лавочку, закрыть глаза и попытаться почувствовать. Может быть я ошибаюсь, но у меня создалось ощущение, что монастырь живет двойной жизнью, а именно, первая, внешняя для тех, кто приезжает полюбопытствовать, открыть для себя что-то впечатляющее, необыкновенное. Ведь действительно все красиво и благоухает. Вторая внутренняя сторона закрыта для внешнего обзора и в ней нет посторонних глаз и там ежедневный огромный труд, связанный с различными послушаниями. Как это можно понять? А вы посмотрите на лица все тех же мимо проходящих семинаристов, а также внимательно, неспешно присмотритесь к трудникам и священникам.
 Что же изменилось за все эти годы? На мой взгляд, ответ в нас, если мы воспринимаем золотое кольцо, как большую ярмарку, то каким бы не было время, всегда найдется повод для осуждения.
 Куда более трудно ощутить благодать в суете происходящих событий, особенно когда так много говорит об обратном.


Рецензии