У гробницы праматери Рахели

В декабре 2011 года в один из праздников  я был на интересной экскурсии. В программу входило посещение захоронений Маккавеев в районе Модиина, гробницы праматери Рахели, расположенной в районе Вифлеема, и, конечно, посещение Иерусалима. В столице мы побывали на смотровой площадке, откуда открывается прекрасный вид на город. Были мы также у Стены плача, где я снова прикоснулся к ее святым камням,  а также у гробницы царя Давида.

Модиин и Гробницу Рахели я посетил впервые, у гробницы царя Давида я был третий раз, а у Стены плача, столько раз, сколько раз был в Иерусалиме. Здесь я расскажу только о гробнице праматери Рахели. Но прежде, чем начать рассказ, хочу вспомнить, кем была Рахель. Ее облик отображен у многих художников, в частности, Маурицием Готлибом, Джакомо д'Антонио де Нигретти Пальма Веккио и мн.др.

 Еврейский народ почитает четырех праматерей: Сару – жену Авраама - родоначальника и праотца еврейского народа, Ривекку –жену Исаака- сына Авраама, Лею и Рахель – жен Иакова (он же Израиль) – внука Авраама. После получения первородства Иаков по совету матери, Ривекки, был вынужден покинуть родной дом.
Он ушел к своему дяде Лавану, брату матери. По дороге у колодца он встретил девушку и влюбился в нее с первого взгляда. Это была Рахель младшая дочь Лавана. Придя к дяде, Иаков попросил у него руки Рахели. Но Лаван потребовал, чтобы Иаков за это отработал у него семь лет. По прошествии семи лет Лаван обманул его и подменил Рахель своей старшей дочерью Леей. Лаван объяснил этот обман тем, что не выдают младшую дочь замуж раньше старшей, и предложил отдать Рахель Иакову, если тот согласится работать на него еще семь лет. Иакову пришлось принять и это условие Лавана. Рахель была отдана ему в жены, и он работал еще семь лет. Рахели (Рахили) посвятила свои Библейские стихи Анна Ахматова. Стихотворение чудесное, но здесь я приведу только несколько строчек.
               
  …И встретил Иаков в долине Рахиль,
          Он ей поклонился, как странник бездомный…
          Но стало в груди его сердце грустить,
          Болеть, как открытая рана,
          И он согласился за деву служить
          Семь лет пастухом у Лавана.
          Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
          Семь лет — словно семь ослепительных дней
…               
После того как Лея и Рахель стали женами Иакова, Лаван дал в служанки Лее рабыню Зильпу, а Рахель – рабыню Бильгу. В ТОРЕ говорится, что Рахель была «красива станом и лицом». Глядя на облик Рахели, выполненный перечислеными выше художниками, с этим можно согласиться. Иаков любил ее больше, чем Лею. Однако Лея родила Иакову четырех сыновей, а Рахель была бесплодной. По обычаю того времени Рахель, чтобы тоже иметь сына, также, как Сара Аврааму, предложила Иакову свою служанку, Бильгу. Та родила ему двух сыновей, и Рахель дала им имена Дан и Нафтали. После того как Лея родила Иакову еще двух сыновей и дочь, Рахель тоже забеременела и родила сына, которого  назвала Йосиф. (Очень интересно почитать, как сложилась жизнь Йосифа, к сожалению, включить это в рассказ невозможно, это самостоятельная легенда). Рахель умерла во время родов второго сына – на пути из Бейт-Эля в Эфрат. Умирая, она назвала своего второго сына Бен-Ами («сын своего народа»), но Иаков дал ему имя Биньямин. От десяти сыновей Иакова от Леи и двух сыновей от Рахели пошли двенадцать колен израилевых. В книге Берешит сказано, что Иаков похоронил Рахель на дороге в Эфрат (он же Бейт-Лехем или Вифлеем) и воздвиг над ее могилой памятный знак.

 Так как могила находится в районе города Вифлеем, а город населен не совсем мирными и адекватными к Израилю гражданами, то дорога к святыне огорожена восьмиметровым бетонным забором. И наш  автобус шел к гробнице как  бы по тоннелю, только без крыши. Кроме того, для нашей безопасности нас сопровождали два вооруженных солдата Армии Обороны Израиля.
                С давних пор могила Рахели стала местом молитвы. Всякий раз, когда еврейский народ в беде, пробуждается ее милосердие, и оно пробуждает милосердие Всевышнего. Рахель молит Небеса о спасении своих сыновей с  той самой поры, когда они впервые прошли в изгнание мимо ее могилы, и не перестанет молить, пока не сбудется древнее пророчество Йирмиягу о полном возвращении сынов Израиля, рассеянных по всему миру, в свою страну. Вокруг могилы построено каменное здание - мавзолей, куда во все времена приходили молиться сыны Израиля. Здесь они – застигнутые собственным горем или в час всеобщего бедствия – изливали душу перед Всевышним, стараясь пробудить Его милосердие напоминанием о заслугах Рахели. Особенно много людей собирается у ее могилы   в годовщину ее смерти.
 
Согласно одному рекламному проспекту, после посещения могилы бесплодные рожают, больные исцеляются, одинокие находят себя пару, а те, чье сердце разбито, обретают утешение и внутренний покой. Да и тот факт, что могила Рахели осталась под израильским суверенитетом,- в огромной степени заслуга политиков-ортодоксов: когда Правительство Рабина приняло решение о передаче Бейт-Лехема Арафату, депутаты от партии «Еврейство Торы» и Ханан Порат от Национально-религиозной партии добились встречи с Премьер-министром и убедили его не отдавать национальную святыню. После Шестидневной войны могила Рахели вновь оказалась доступна евреям,(до этого она была на территории Иордании), однако общественное сознание после 1967 года немало изменилось, и для большинства светских израильтян образ Рахели перестал быть остро актуальным. Прежнее увлечение Библией осталось в прошлом — напротив, «Танах» стал самым скучным и нелюбимым предметом в светской школе. Светские израильтяне подрастеряли интерес к «святым местам» (кроме разве что Стены Плача), да и сам город Бейт-Лехем оказался на «оккупированных территориях», которые многие израильтяне вполне готовы обменять на мир и безопасность.

Сегодня образ Рахели востребован почти исключительно ортодоксальным еврейством, для которого могила праматери по-прежнему остается одним из главных объектов паломничества, причем чудотворные свойства этой могилы возрастают год от года.

Кстати, Отдельно у меня помещена легенда о Иакове, где рассказано о нем, его службы у Лавана, а также о его женах Леи и Рахели.
 


Рецензии