Мой спутник Жиган

До 48 лет меня вполне устраивали горно-пешеходные, водные маршруты (байдарки, каноэ, шлюпки, плоты, плоскодонки). А что, если попробовать на конях? Конечно, не на телеге. Разумеется, верхом.  И облюбовали с моей подругой Любой конно-верховой маршрут в верховьях реки Белой на южном Урале, начало которому было положено в г. Белорецке.
      Тёмной ночью поезд Москва - Магнитогорск выбросил нас на станции Белорецк.  Вокзал забили туристы, которые собирались сплавляться по Белой или осваивать конно-верховой маршрут. До турбазы не добрались - началась ночь. И, наконец, в 6 утра появился чахлый автобус для конников.   Нас привезли на турбазу. Белая протекала прямо перед окнами нашего жилища.   С нетерпением ожидали встречи друг с другом и с нашими двумя инструкторами. Один был местный житель – башкир, высокий, худощавый парень, стройный и гибкий, как настоящий джигит, а другой чуть пониже, но также стройный - русский, экипированный тоже как джигит.
      Группа наша состояла в основном из москвичей. Нас было 15 человек. Одна я была из Переславля-Залесского.   Как всегда, долго получали продукты, необходимое снаряжение, и только через сутки нас посадили в поезд узкоколейки и вывезли к месту нашего старта.   Поезд полз медленно, постоянно вверх по течению реки Белой. И наконец нас выбросили на огромное поле, где мы узрели больше 10 крупных разноцветных палаток, самодельный ипподром, пару коновязей, загон для коней и несколько фигур обслуживающего персонала.
      Лошадей пока не было. Туристов - тоже. К вечеру в загон пригнали больше 100 лошадей. Пастухами были юноши и девушки, легко державшиеся на крупах лошадей. Нас ожидал инструктаж наших инструкторов. Гурам устроился на покатом склоне за палатками и начал небезынтересный для нас разговор. Прежде всего, он предупредил, чтобы все забыли, кто когда-либо сидел на лошади, все свои навыки.
      Мать и сын (56 и 30 лет) Ирина и Дима тренировались в конной секции ВДНХ. Оттуда же был и Саша - 19 лет, очень ловко управлявшийся с лошадьми. Шустрый парень, тоже москвич, Игорь вообразил себя великим знатоком лошадиной породы.  Мы с Любой относились к категории тех, кто сядет на лошадь впервые в жизни и о себе ничего не воображали, трепетно ожидая предстоящей встречи с животными. Поскольку все должны были начинать с начала, мы оказались в рядах не худших.
       Нам подвели гнедую кобылу на последнем месяце беременности. Инструктор Гурам достал уздечку, трензель, и опытной рукой вонзил его в рот покорной. Все обмерли. Затем он взял седло и попону, накинул её на спину лошади и водрузил седло. Теперь оставалось натянуть подпругу и стремена. Всё это было выполнено в течение одной минуты.  После этого несчастной кобыле предстояло испытать то же самое 15 раз, но уже нашими дрожащими руками. Не секрет, что для неё это было испытанием. Как ни странно, она перенесла это стоически. Завтра нам предстояло получить каждому своего коня. Нет слов передать, как мы волновались.
       На другой день все собрались у загона. Оба инструктора вошли в загон. Они осмотрели лошадей, выбирая самых крепких, здоровых и спокойных и, вдев уздечку и трензель, выводили каждому из туристов.  Получив лошадь, все отправились к коновязи и готовились получать сёдла. Мы с Любой остались последними. Инструкторов долго не было. Наконец они вышли. Каждый вёл в поводу двух бегунов - для себя и для нас с Любой. Любе досталась белая кобыла - Вишня, с порядочным сроком беременности, а мне гнедой Аргамак. Я повела его за уздечку к общему стойлу нашей группы, привязала к общему бревну за уздечку и взяла в руки седло. Мой бегунок надувал брюхо, явно желая показать мне, что под седло встать не хочет. Ко мне подошёл Валера. Он легко взнуздал своего коня и теперь был свободен. "Что? Не получается?" важно сказал он мне. "Чем-то недоволен" ответила я. Он легко взял в руки моё седло, надел на спину моему бегунку и ударил коленкой его под брюхо. Конь капитулировал. Закрепив стремена и подпруги, Валера ушёл к своему бегунку.
      Последовала общая команда: В седло! Задрав левую ногу, я вставила её в стремя и оттолкнулась от земли. Это была моя первая посадка в седло. Наш главный инструктор приказал строиться друг за другом и ездить по кругу. Все тронулись с места. Его жеребец шёл первым, а замыкающим был - Валерин. Я встала предпоследней. Мы двинулись по кругу. Мой "карагёз" шёл следом за Любиной Вишней. Так мы прошли один круг. А дальше... произошло непонятное: карагёз решительно отправился к стояку, откуда я его только что взяла. Я стала поворачивать, но не слишком сильно подталкивая правой ногой.
      Он наклонил голову и тут же возвратил её обратно, абсолютно не слушая меня. Я растерялась. Призыв повторился. Ответа не было. Валерий подъехал ко мне, поставил свою лошадь на привязь и подошёл к карагёзу. "Слезайте" скомандовал он "Вы его задёргали". Я пожала плечами. Это была неправда, но я ничего не ответила. А дальше он решительно вскочил на моего карагёза и хорошенько его ударил, сжав ногами оба бока. Карагёз развернулся и, вылетев галопом с тренировочного круга, понёсся по полю. Слава богу, что поле было огромным. Летел он в сторону кустов. Валера пытался его остановить - бесполезно. Тренирующиеся остановились, а моя лошадка ни на секунду не останавливалась. Валера еле держался в седле, пытаясь остановить коня. Вот конь влетел в кусты, движение замедлилось, а от других лошадей из стада уже неслись пастухи на помощь инструктору. Ко мне подошёл Гурам. "Что случилось" спросила я его. Прикусив губу он сказал "Он не объезжен" "Да?"  удивилась я "А такой ласковый". Он хмыкнул (он, наверное, видел, что я давала коню сахар). Так я осталась без коня. Поищем другого - сказал инструктор. Валера вернулся весь взъерошенный, взлохмаченный. Ему пришлось поваляться. Слава богу, обошлось без ран.
      На третий день мне предложили другую лошадь такого же цвета - крепкую, управляемую. На сей раз мы поехали по дороге в лес, выстроившись в ряд. Мы обучались езде рысцой, скачке, попробовали и галоп. Постепенно я привыкала к коню, а он ко мне. Но случилось странное. Неожиданно взбрыкнул конь инструктора, отскочивший от меня метра на три. Инструктор обернулся. Я, не поняв ничего, удивлённо скакала за ним. Он развернулся, подъехал ко мне поближе и встал на прежнее место. Через минуту всё повторилось. "Что случилось" спросила я. "Он кусается" сказал Гурам - Идите в конец строя. Я застыла. Мимо меня пролетели все. Я пристроилась сзади Валеры. Он то и дело оборачивался ко мне, не давая моей лошади приблизиться к нему. С трудом мы добрались до лагеря. Моя лошадь должна была остаться здесь, так как не подходила для похода. Я расстроилась. Гурам сказал, что должна подойти группа с маршрута, и можно взять лошадь у тех, кто прибудет, и в тот же день отправиться с ней в поход.
       Группа прибыла в 10 утра следующего дня. Лошади были усталые. Мы с Любой пошли искать мне лошадь. С края коновязи стояла серая в яблоках лошадка. Мне она приглянулась. Около нее суетилась девушка, разгружая ее. Лошадка была невысокая, по моему росту и оказалась мерином. Когда девушка сняла с него груз, я увидела, что спина у него совершенно здоровая, без ран. Я погладила его и дала ему кусочек сахара, а также расспросила девушку о характере лошади и ее имени.  Его звали Жиган. "Будем знакомы"-обратилась я к нему. Рядом с Жиганом Люба поместила свою Вишню. Она была крупнее и толще Жигана. Началась погрузка снаряжения перед походом. Жиган не возражал, когда я загружала его, обучая всем секретам экипировки.
      Выехали мы перед обедом. Сразу же пришлось переплывать Белую. Это были верховья реки, где она узкая и глубокая, потому что изо дня в день шли дожди и грозы во второй половине дня. С первой переправой мы справились довольно легко и теперь уходили от турбазы как можно дальше, чтобы на ночлеге кони не сбежали обратно.
      Первая стоянка была в 2 км от турбазы на другом берегу Белой. Когда распаковали груз, остались только толстые арканы на шее каждой лошади. Их привязали к деревьям, чтобы кони могли наесться за вечер и ночь. Впрочем, привычка искать корм сопровождала коней и в дороге. Еды им явно не хватало. Изредка со стороны турбазы доносилось ржанье лошадей.
      На ночь у костра осталось 2 дежурных, так-что полную ночь спать пришлось не всем. Вечер провели весело у костра, как и все вечера, когда нам с Любой выпадало дежурить: мы рассказывали о своих путешествиях в Фанских горах, в Прибайкалье, по Алтаю, читали стихи, пели песни, которые к концу маршрута уже знала вся группа. Первая ночь готовила нам не очень приятный сюрприз: дежурные, обходя посты, обнаружили пропажу нескольких лошадей. Пропал и мой Жиган. На этот раз меня лишал лошади зов предков: он доносился из-за загонов турбазы. Догнали и вернули их инструкторы.
      Утром поспешно собирались в дорогу. Лес становился все гуще. Перед нами чудесная панорама  Южного Урала: невысокие, поросшие лесами и кустарником зеленые горы, широко распахнутое синее небо, слепящее солнце, неожиданные повороты ручьев и рек и свежий ласковый ветер.   Гурам оставил лошадей у подножья одной из гор. Мы поднялись на её вершину. Панорама, открывшаяся перед нашим взором представляла, как нам казалось, бесконечную череду гор, сливавшуюся в единую гармонию зеленых и голубых далей.                Это была Башкирия, а за горизонтом начинался Казахстан.
      К вечеру мы остановились в глубине глухого леса, привязали лошадей для прокорма к стволам деревьев, где побольше травы и стали устраиваться на ночлег: развели костёр, поставили палатку, готовились ко сну, пели и спорили у костра, вспоминали прежние походы-словом жили обычной туристской жизнью.
      А утром обнаружили, что ночью со стоянки сорвался ведущий инструкторский конь. Он был где-то рядом, но к нам не подходил. Мы остались без вожака. Теперь уже настала очередь инструктору обратиться к группе за помощью - просил поймать беглеца. Все стали думать, как заманить его к костру. Предлагали: подманить на хлеб или сахар (но в лесу ароматы леса отбивают все прочие запахи); окружить его со всех сторон нашими лошадьми, подпустив к нему инструктора, от которого он сбежал
Все было бесполезно. Наконец к середине дня инструктор что-то сообразил: он ушел в лес один с надеждой услышать, где конь находится. Бродил он долго. Наконец услышал и подошел к нему крадучись, боясь вспугнуть. Да и беглецу надоело шататься одному. До него доносилось легкое ржание кобыл с нашей стоянки и ласковый голос хозяина. И... он сдался. Инструктор привел его в наш стан. Быстро собрались и отправились в дорогу. Руководила нашим маршрутом река Белая: мы поднимались все ближе и ближе к ее истоку. Путешествие наше теперь продолжалось там, откуда брала начало Белая с ее ручьями, протоками и болотами. К несчастью, погода по-прежнему не радовала: уже 3 дня после обеда начиналась гроза. Откуда-то вылезала гигантская туча, леса и дороги темнели, будто их кто-то закрывал от нас гигантским пологом. Откуда-то доносились рычанья, а потом и грохот, раскалываемый вспышками ослепительных молний, и потом начинался ливень. Ручьи и реки углублялись, лужи превращались в озера. Лошади вязли в грязи.
      Перед первым из малых озер инструктор нам сказал: "Езжайте только за мной след в след." Группа в это время распалась на части, и все одновременно рванули вслед за инструктором. Но Жиган предусмотрительно остановился.  Ирина с Димой оказались в авангарде. Дима уже выбрался из лужи на сухое место. Лошадь Ирины завязла в грязи, и Ирина через ее голову полетела вперед, бросив поводья. Она упала на спину. Перепуганный сын бросился к ней.  Все обошлось благополучно: в мягкой грязи она ничего не поломала. Осталось только "почистить себе перышки."
       Вслед за Ириной по этой же безобразной дороге поскакал бегунок Лены -самой молодой девушки нашей группы. Он постоянно хотел есть и тянулся к любимой травке. Соблазненный вкусной травкой, росшей чуть в стороне, он завяз в грязи и свалился на бок. Лена тоже перелетела через его голову, но не выпуская уздечки из рук. Ретиво вскочив на ноги, она начала бить свою лошадь по морде, без конца повторяя - вот тебе, вот тебе. Вся группа покатывалась со смеху: маленькая девчонка лупила здоровую лошадь, которая перед ней ничем не провинилась и только с недоумением хлопала ушами и трясла головой. Потом долго отчищали грязь, проверяли в порядке ли снаряжение. И вот тут я обнаружила, что на мне нет фото - аппарата. Я растерялась. Спросила разрешения у инструктора вернуться за ним на прежнюю стоянку.
      Я развернула уставшего Жигана и направила его в обратный путь. Но развернувшись один раз, он тут же повернул обратно. Я снова его развернула, но он тут же снова повернулся к группе. Ехать один он явно не хотел.  Ко мне подъехал Валера, встал впереди меня, и вдвоём мы поскакали обратно. Фотоаппарат висел на дереве, где раньше была палатка. Всё заняло не больше пяти минут
       Между тем гроза унялась, но дождь сопровождал до следующей стоянки. На насквозь промокшей поляне мы поставили палатки, старательно укрыв их целлофаном. Теперь надо было устроить наш живой транспорт. В такую мерзкую погоду это было трудно. Долго блуждали по высоченной траве между редких деревьев, обрушивавших на нас и лошадей гигантские капли дождя. Пристроив своего Жигана, я вернулась в палатку. Вечер у костра был безлюдным.
      Между тем, хлеб кончился. Надо было ехать за хлебом в деревенский магазин. Инструктор отбирал мужчин для этой поездки. Решили, что поедут оба инструктора, Игорь и Саша. Но оказалось, что у всех лошади в разном состоянии. Хуже всех обстояли дела у Игоря: крепко стерта спина у лошади - он плохо следил за животным. Инструктор обратился ко мне: Муза, можно взять Жигана для поездки за хлебом? - А кто на нем поедет? осведомилась я? – Игорь. Я хмыкнула: мне это не нравилось.  Гурам стал меня уговаривать, что он последит за Игорем и за Жиганом.
      Хлеб был нужен всем. Скрепя сердце, я согласилась. Парни уехали. Вернулись они только через три часа. Хлеб разложили на целлофановой скатерти. Запах от него распространялся волшебный. Я подошла к Жигану. Он потерся о мои руки. Я привязала его к дереву. Рядом росла трава. Спина у Жигана была, слава богу, в порядке. Все выстроились для получения хлеба. Откуда ни возьмись, над хлебом вырастает голова Жигана. Все захохотали. Инструктор погладил его между ушами. Ишь ты, какой ловкий - засмеялся он. Так ведь он за хлебом ездил - оправдывала я своего любимца. Между тем  инструктор достал другую уздечку - старую и гнилую Жиган порвал - и  надев ее на  Жигана, привязал его к дереву.
      На следующее утро я с большим трудом села в седло - Жиган не давал мне садиться. Лишь только я вставляла ногу в стремя, он отходил в сторону. Это было впервые. Я поняла: какая-то обида осталась у него. Но отчего - я не знала. Я попросила Любу подержать Жигана за уздечку и забралась на него. С той поры посадка на коня стала проблемой.
      Погода не улучшилась - грозы и ливни сопровождали нас до конца маршрута. Возвращались в лагерь мы старым маршрутом. Но Белая была неузнаваема: от беспрерывных дождей она была переполнена и бушевала, как горная река. Никто долго не решался переплыть ее на коне. В 30 метрах от плановой переправы проходил железнодорожный мост с знакомой нам по началу пути узкоколейкой. Переправляться по нему - дело более, чем рискованное. Пришлось от него отказаться.
      А Белая продолжала бушевать. Конь вожака шарахался от воды. Все топтались на берегу в нерешительности. Но переправа была неизбежна. Наш командир направил своего оробевшего коня в воду. Мы замерли.  До середины реки его ноги еще касались каменистого дна, но потом явно оторвались от него. Казалось, что конь плывет по реке, а течение относит его влево. Но вот все увидели, что конь явно ступает на дно уже противоположного берега. Минута - и он уже на берегу. Вода стекала с крупа коня, с одежды всадника и поклажи. Конь встряхнулся-все заулыбались. Теперь предстояло идти следующей группе лошадей. Любина Вишня смело вступила в воду, глядя на вожака, а за ней и несколько рослых кобыл. Все замерли. Шли они уверенно, а с середины реки поплыли. Берега достигли успешно.  На этом берегу остались одни низкорослые, как мы с Жиганом. Но вот уж и мы в воде. Я почувствовала, что Жиган вступил на грунт. А потом мы поплыли. Он работал ногами старательно, а я ничем не могла ему помочь. Круп его был в воде.
      Мы оказались последними, и последними вышли на берег. Мой славный друг очень устал. Но река уже была позади, а прямо по курсу висела гигантская туча. Грохотал гром. Молнии вспарывали черные небеса. Двинулись к знакомому лагерю, стойбищу и ипподрому. У коновязи стали разгружать наших уставших товарищей. Рюкзаки промокли, упряжь требовала просушки.  Вынимали изо рта лошадей трензели. Последний раз я погладила своего Жигана между ушей и дала ему два куска сахара. А к каждой лошади уже бежали ребята - пастухи, чтобы отправить их на стойбище. Жиган повернул свою голову и ткнулся мордой в мое плечо. А дождь лил, как из ведра, смывая остатки обид с наших сердец.                Перед отъездом в Москву, мы попрощались с инструкторами на турбазе в Белорецке. Гурам сказал мне: "Муза, а Жиган тогда в деревне сбросил Игоря с седла и ускакал в лес. Я долго догонял его - Он не хотел, чтобы Игорь правил им. А я все ждал, когда он наконец покажет свой характер? От изумления я открыла рот: вот почему он не любил, когда я садилась на него.
 Любина Вишня ожеребилась уже на следующий по возвращении день. Валера уехал раньше, Гурам по дороге на остановку добавил к нашему прошлому разговору о Жигане: А Игоря у хлебопекарни он сбросил, а я его потом догонял. Меня осенило: так вот почему Жиган не хотел меня сажать в седло - он обиделся!..

                Житникова М.М.


Рецензии
Замечательный рассказ!

Юрий Козиоров   06.03.2023 15:18     Заявить о нарушении