Париж 2. Собор Парижской Богоматери

Продолжу рассказ. С площади Бастилии нас привели к Собору Парижской Богоматери. Когда приводят на фотографиях Собор Парижской Богоматери, всегда показывают его главный западный фасад. Однако, его восточный фасад не менее интересен и производит не меньшее впечатление своей легкостью и воздушностью. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)-  географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построен¬ной, в свою очередь, на месте галло-римского Храма Юпитера. Строительство Собора началось в 1163, при правлении Людовика VII Французского, но разделяется мнение о том кто именно - епископ Морис де Сюлли или Папа Александр III заложил первый камень в фундамент собора.

 Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось в приблизительно в 1200 году, прежде чем центральный подход к алтарю был закончен.  За период строительства, многочислен - ные архитекторы принимали участие в строительстве, о чём свидетельствуют отличающимися стилями и различными высотами западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь в 1345 году.
               
Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы, и витражи были разрушены. В результате французской Революции, в конце XVIII века, многие из сокровищ собора были разрушены или украдены, однако большие колокола собора избежали участи быть переплавленными, сам собор использовался как продовольственный склад.
                Главный западный фасад собора имеет три входа. Над тремя стрельчатыми порталами входов скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.  Двери украшены коваными рельефами. Нижний ярус завершается фризообразной галереей иудейских царей. В  ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей  были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как   винный склад. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне. До 1063 года Терновый венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе.

В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского импера¬тора. 18 августа 1239  года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. Сейчас он помещен в отдельное специальное здание - Святая часовня Сент-Шапель, в которой он хранился до французской революции. Кстати, горбун звонарь существовал  в действительности, и имя его было Квазимодо. Но обслуживал   он не колокола Собора, а рядом располо¬женную колокольню. Что же касается истории Эсмеральды, то это художественный вымысел Виктора Гюго.
               
Итак, продолжим рассказ о Соборе. Центр второго яруса заполнен большим круглым окном, так называемой розой. Над боковыми порталами - большие окна, попарно охваченные широкими и неглубокими стрельчатыми арками - архивольтами, как бы повторяющими рисунок расположенных внизу порталов. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной,  уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ). В Средние века химер на соборе не было. Поставить  их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 м.  Интерьер собора Парижской Богоматери, будучи произведением ранней готики, демонстрирует не только новшества этого стиля, но и наследие предыдущей эпохи. Стены среднего нефа  выглядят достаточно массивными, да и опираются на круглые романские столбы. Неудивительно, что освещенность храма явно недостаточна, несмотря на попытки ее улучшить, предпринимавшийся уже вскоре после окончания строительства.

В интерьере звучит лейтмотив готической архитектуры: собор - это Небесный Иерусалим на земле и в то же время модель божественного мироздания...  часовнях, расположенных в правой части собора, можно увидеть картины и скульптуры  разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар  собору ежегодно в первый день мая. Трансепт собора украшен двумя гигантскими розами-витражами. Небольшая бронзовая пластина, вделанная в пол трансепта, сообщает, что в 1886 году известный писатель Поль Клодель принял здесь католическую веру. В этой же части собора находятся статуи Девы Марии («Парижская Богоматерь») и св. Дионисия. В глубине собора – скульптурные изображения Людовика XIII и Людовика XIV, а с наружной части хоров - барельефы на темы Нового завета.
                Орган Собора Парижской Богоматери - самый большой во Франции. Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический  корпус.

Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах.  При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI. В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых, по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.

В Соборе много витражей. Значительная часть их выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах -  по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
                О произошедшем недавно пожаре я рассказывать не буду. Как я писал выше, после собора нас повезли к Эйфелевой башне, а после нее устраиваться в отель.


Рецензии