Дедушка

Я была маленькая, когда умер мой дедушка и не помню его хорошо. Его звали Бахдасар Симонян. Но вот, что хочу рассказать Вам!

Мой дедушка родился в исторической Армении, ныне в Турции, на окраинах города Ван. Он родился 1890 – х, точно он и сам не знал в каком году. В 1915 году в Турции был геноцид армян. Около 1,5 миллион армян были уничтожены турками. Многие стали беженцами. Во время геноцида 1915 году дедушке, примерно, было 20 – 25 лет.
 
От геноцида дедушка спасся, убежав из родных мест, оставив всё своё состояние: зарыли в каменную печку и развалили печку на склад. Оставил большой, красивый дом, с большим фруктовым садом, виноградными лозами и красивыми, пышными цветущими цветами, золото, пешком прошёл через Болгарию, потом обогнул Чёрное море и спустился в восточную Армению. На окраине города Еревана он построил хижину из камня, которая была отштукатурена глиной и жил там с женщиной-беженкой из Вана, ставшей моей бабушкой. Бабушку я не видела, она умерла до моего рождения. Хижина, многие годы спустя оказалась, во дворе на одной из центральных улиц города. Это примерно было в двадцатых годах прошлого столетия. У них родились пятеро сыновей, которые умерли в маленьком возрасте, трех – четырёх лет, потому что пили воду из канавы, которая текла во дворе. Мой отец шестой, родился 1928 году и дожил до 1998 года.

Мой дед был чрезмерно добрым и терпеливым. Видел много горя и стал молчаливым и сдержанным.

Он так и остался неграмотным, но его дети окончили Высшие учебные заведения.
Мне было семь лет, и я ходила в армянскую, в престижную во времена СССР школу имени Н. К. Крупской, в первый класс. Мама и папа работали. Меня в школу отвозил и привозил дедушка.

Был солнечный день. Я сказала деду, чтобы он, в этот день, не пришёл забрать меня, потому что я уже большая и могу сама вернуться.

Когда закончились уроки, я вышла со школы и решительно направилась в сторону дома. Не прошла и десяти метров, как увидела, что мне на встречу идёт мой дедушка. Когда он приблизился, я рассердилась: «Как это, я ведь сказала, что приду сама!» - закричала ему.

Дедушка нечего не сказал, ничего не ответил. Он повернулся и медленными шагами пошёл вперёд. И тогда у меня сердце сжалось. Стало ужасно плохо и стыдно за свой поступок.

Никогда я в жизни не забуду и не прощу себя, ведь я так обидела дедушку!


Рецензии