Париж 7. Мне сверху видно всё

Наступил последний день нашего пребывания в Париже. Первую большую часть дня мы провели на экскурсии в замках долины Луары. (Рассказы о посещении объектов вне Парижа, помещены ниже.)
                Ближе к вечеру Наш израильский экскурсовод Ольга решила показать нам Париж сверху. У нас было не более 2,5-3 часов времени. Подниматься на Эйфелеву башню было не реально. Только для того, чтобы  подняться наверх, нам нужно было отстоять в очереди не менее трех часов, столько же, чтобы дождаться спуска. Ольга предложила другой вариант, не хуже Эйфелевой башни - Триумфальная арка.                Приехав на метро и подойдя  к Триумфальной арке, мы увидели, что здесь тоже очередь, но поменьше. Ольга сказала:  «Сейчас!» – и исчезла. Мы ее ждали около пятнадцати минут. Идет, улыбается: «Всё в порядке! Идите за мной.»  Кроме лестницы, по которой посетители с крепкими ногами поднимаются наверх, оказывается, есть еще и лифт вместимостью на 15-20 человек. Ольга сказала, что лифт включают только в исключительных случаях: для почетных гостей, инвалидов и еще кого-то. К какой категории нас отнесли, не знаю, но через минут десять вся группа была уже наверху, на крыше Триумфальной арки.
                Немного об арке. Триумфальная арка расположена в верхней части Елисейских полей, на холме Шайо.  Во время строительства она находилась за чертой города, и круглая площадь Звезды (диаметром 120 м) примыкала к го-родской заставе Шайо. В 1854 площадь получила современный «звездообразный» вид, благодаря 12 улицам, которые лучами расходились от площади. В 1969 площадь была переименована и теперь носит имя Шарля де Голля. Здесь в 1806 г. Наполеоном был заложен первый камень в основании арки, которая должна была прославлять военные походы наполеоновской армии. Но крах Наполеона в 1815 году приостановил работы по ее возведению. Вновь к строительству арки приступили при Луи Филиппе (1773–1850) и закончили строительство в 1836 году. Автором проекта был архитектор Ж.-Ф. Шальгрен (1730–1811), вдохновленный примерами триумфальных арок Древнего Рима, которые воздвигались в память знаменательного события, в честь знаменитого человека, божества. Триумфальная арка, выполненная в античном стиле, имеет внушительные размеры: высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м. В углах над арочным проёмом расположены  барельефы работы скульптора Жана Жака  Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары,- аллегорий славы. Арка украшена  Скульптурными группами. Я не буду их перечислять, так как без иллюстраций это неинтересно.
                На стенах арки также выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армиями, а также на опорах - имена 558 французских военоначальников. В честь «ста дней» правления  Наполеона арку окружают 100 гранитных тумб, соединённых между собой  чугунными  цепями.                Под сводами арки расположена Могила Неизвестного Солдата, павшего во время Первой мировой войны.
               
Первоначально было решено (в ноябре 1919, в первую годовщину перемирия) похоронить Неизвестного   Солдата в Пантеоне (Базилике Святой Женевьевы), однако под давлением общественности было решено разместить могилу под Триумфальной аркой. 28 января 1921 г. произошло торжественное погребение. Два года спустя зародилась традиция ежедневного символического зажжения Мемориального огня  на могиле Неизвестного солдата.               

Этой чести удостаиваются французские ветераны Второй мировой войны, ряды которых с каждым годом редеют. Этот огонь является  первым в Западной Европе вечным огнем после того, как император Феодосий погасил римский огонь Весты в 394 году.                Образ парижской могилы вдохновил Осипа Мандельштама на «Стихи о неизвестном солдате».
               
Итак, мы наверху. Со смотровой площадки открывался замечательный вид на город,  на все двенадцать проспектов и улиц, выходящих на площадь им. де Голля. Сначала к площади подходило пять улиц, позже добавили еще семь. Все они, кроме проспекта Елисейские Поля,  и Виктора Гюго названы в честь маршалов или одержанным французским оружием побед. Вот их названия: Проспект Елисейские поля, Проспект Гранд Арме, Проспект Марсо, Проспект Йена, Проспект Клебер, Проспект Фош, Проспект Карно, Проспект Мак-Маон, Проспект Ваграм, Проспект Гоше и Бульвар Осман.
                Самый помпезный - проспект Фош - имеет 120 метров в ширину. Главный проспект Елисейские Поля. Название его происходит от греческой мифологии. Елисейские поля, или Элизиум - "поля" или "острова блаженных", загробный мир, куда по окончании жизни попадают любимые богами герои. Елисейские поля считались местом счастья и вечной весны.
                Елисейские поля протянулись между площадью Согласия и Триумфальной аркой. По сравнению с возрастом Парижа Елисейские поля – сравнительно молодая улица. Ширина этой улицы 71 метр, длина 1915 метров.
                На одной оси с Елисейскими Полями, как бы продолжением этого проспекта является проспект Гранд Арме, который проложен до нового района Дефанс. Вообще на  этой оси, кроме упомянутой Триумфальной арки находится еще две: арки в стиле ампир, возведенные на площади Каррузель перед дворцом Тюильри, и большая арка Дефанс.                От площади Каррузель до арки Дефанс 9 км.
               
Каждый год 14 июля на площади Звезды президент Франции принимает военный парад. Увы, нам не удалось его увидеть, так как рано утром мы переезжали в Лондон.
А накануне мы были вне Парижа. Мы познакомились с тем, как жили французские короли. Мы посетили Фонтенбло и замки, расположенные в долине Луары.

Заканчивая рассказы о Париже, я не упомянул о Лувре. Это не значит, что я о нем забыл. Разумеется, мы посетили и Лувр, но рассказывать о музее без иллюстрирования репродукций, потерянное время.
               
И еще. Хочу вернуться к началу, к этой, на мой взгляд, глупой поговорке. Увидеть Париж, и хочется жить и жить, чтобы увидеть много прекрасного, что есть на свете.


Рецензии