Некоторые принципы стереофотографии

   

Найдите какой-либо дальний объект. Дальним объектом может быть что-то, находящееся от глаз на расстоянии от нескольких десятков сантиметров и дальше. Смотрите на него двумя глазами. Вытяните вперёд две свои руки с одним пальцем на каждой. Пальцы можно заменить карандашами и т. д. Пальцы поместите между дальним объектом и своими глазами. Продолжая смотреть глазами на дальний объект, перенесите внимание на пальцы, только внимание. Вы увидите четыре или три пальца.

Если увидите четыре пальца, то с помощью движения рук навстречу друг другу или наоборот вы можете совместить два пальца. Тогда увидите три пальца.

Если же сначала увидите три пальца, то помощью движения рук друг от друга или наоборот вы увидите четыре пальца.



Поставьте на стол, например, две одинаковые кружки, можно что-то ещё, на расстоянии где-то пятьдесят сантиметров друг от друга по горизонтали. Отойдите от них где-то на один метр. Смотрите на кружки. Кружки или что-то ещё можно располагать от глаз с нескольких десятков сантиметров и дальше.

Между своими глазами и кружками поместите палец своей руки, после чего начинайте смотреть своими глазами на палец вашей руки. Продолжая смотреть на палец своей руки, перенесите внимание на кружки. Вы увидите четыре или три кружки.

Если увидите три, то увеличьте или уменьшите расстояние между кружками; измените расстояние от вас до кружек - приблизьтесь или отдалитесь. В результате этих действий вы увидите четыре кружки.

Если заменить пальцы в первом случае или кружки во-втором чем-нибудь ещё, например, фотографиями, то все эффекты сохраняются.


Выберите дальний объект. Закройте правый глаз. Между левым глазом и дальним объектом поместите  палец левой руки.

Продолжая держать палец левой руки в том же положении, закройте левый глаз, откройте правый глаз.

Между правым глазом и дальним объектом поместите палец правой руки.

Продолжая держать пальцы левой и правой рук в том же положении, откройте левый глаз.

Смотрите двумя глазами на дальний объект.

Продолжая смотреть на дальний объект, переносите внимание на пальцы рук. Пальцев должно быть три, если вы сделали всё правильно.

Если вы замените свои пальцы фотографиями из стереопары, то получите то же самое, то есть три фотографии. В середине будет объемная фотография.

Чтобы она получилась объёмной, надо в левой руке держать фотографию для левого глаза, в правой руке для правого глаза. В противном случае фотография в середине объёмной не будет.

Такое расположение фотографий в стереопаре называется параллельным.


Поставьте на стол, например, кружку. Отойдите от неё, например, где-то на метр. Закройте правый глаз.

Между левым глазом и кружкой поместите палец какой-либо своей руки. Палец не должен загораживать полностью кружку.

Одновременно откройте правый глаз и закройте левый. На продолжении воображаемой линии: правый глаз - тот же самый палец руки, попросите кого-то поставить кружку.

Когда смотрите левым или правым глазом на кружку соответствующего глаза, обратите внимание на то, как эти кружки расположены напротив левого глаза и правого. Получается, что левый глаз смотрит на кружку, которая находится против правого глаза. Правый глаз смотрит кружку, которая находится против левого глаза.

Если никого нет, то запомните на столе то место, куда "ложится" ваш палец. Поставьте туда вторую кружку, вернитесь на своё прежнее место со своим пальцем.

Откройте левый глаз и смотрите двумя глазами на кружки. После начинайте двумя глазами смотреть на свой палец. Продолжая смотреть на свой палец, переместите внимание на кружки. При правильном выполнении всех действий вы увидите три кружки.

Если вы замените кружки фотографиями из стереопары, то получите то же самое, то есть три фотографии. В середине будет объёмная фотография.

Чтобы она получилась объёмной, надо на месте левой кружки поставить фотографию для правого глаза. На месте правой кружки поставить фотографию для левого глаза. В противном случае фотография в середине объёмной не будет.

Такое положение фотографий в стереопаре называется перекрёстным.


Если вы пользовались биноклем, то заметили, что мы постоянно крутим колёсико настройки, когда переходим от дальних объектов наблюдения на ближние и наоборот, чтобы получить чёткое изображение.

То же самое происходит с глазами за счёт физиологических механизмов, то есть они меняют свои параметры, чтобы на сетчатке глаз было чёткое изображение.

Когда мы смотрим на какой-либо объект, то наши глаза и этот объект образуют треугольник с соответствующими углами в нём и расстоянием до объекта.

Этим углам и расстоянию до объекта соответствует конкретная настройка глаз на резкость, которая тренируется или не тренируется в течении жизни человека. В связи с этим интересные явления происходят, когда мы смотрим на параллельные и перекрёстные стереопары.


Параллельная стереопара.

При просмотре параллельных стереопар мы смотрим на некий дальний объект. Этот дальний объект, глаза образуют соответствующий треугольник с углами и соответствующим расстоянием до него. Им соответствует конкретная настройка глаз на резкость.

Затем мы между левым глазом и дальним объектом размещаем фотографию стереопары для левого глаза. Между правым глазом и дальним объектом размещаем фотографию стереопары для правого глаза. Получаем три фотографии. В середине объёмную. Они нечёткие вначале, так как глаза продолжают смотреть на дальний объект. Настройка на резкость соответствует этому объекту.

Затем мы начинаем переносить внимание на фотографию посередине, глаза продолжают смотреть на дальний объект, то есть треугольник: глаза, дальний объект - сохраняется. В то же время мы начинаем чётко видеть объёмную фотографию посередине. Это говорит о том, что мозг изменил настройку на резкость. Она уже не соответствует треугольнику: глаза, дальний объект.

Например, пусть какой-либо объект находится на расстоянии тридцати см от глаз. Тогда настройка на резкость глаз соответствует расстоянию тридцати см. То есть при смотрении на объект, который находится на расстоянии в тридцать см, между глазами и объектом образуется треугольник с соответствующими углами и расстоянием тридцать см. Этим углам и соответственно расстоянию соответствует конкретная настройка на резкость.

Что имеем в итоге? Глаза смотрят на дальний объект. Этому смотрению соответствует треугольник: глаза, дальний объект - с соответствующими углами и расстоянием до дальнего объекта. Между глазами и дальним объектом размещена стереопара пусть на расстоянии тридцати см от глаз. Настройки на резкость нет для данного треугольника: глаза, дальний объект. Есть настройка на резкость для расстояния в тридцать см, но нет треугольника для тридцати см.

Мозг скомбинировал. Получилось, треугольник (глаза, дальний объект плюс расстояние до дальнего объекта) соединил с настройкой на резкость для тридцати см.

Для мозга это состояние является новым, поэтому требуется время и усилия, чтобы его достигать и удерживать. Это проявляется в виде утомления глаз, неприятных ощущениях в глазах. При постоянной тренировке всё это должно пройти.

Этого можно избежать, если между левым глазом и фотографией стереопары для левого глаза, между правым глазом и фотографией стереопары для правого глаза разместим линзы для коррекции зрения.

Они должны быть такими, чтобы изображение фотографий стереопары было чётким, чтобы настройка на резкость глаз соответствовала треугольнику (глаза, дальний объект, расстояние до объекта).

Как правильно подбирать такие линзы, думаю, знают специалисты по медицинской оптике.

Самому их можно подобрать опытным путём, основываясь на личных ощущениях, путём перебора линз. Вопрос при этом возникает: Вы подобрали нужные линзы? Или же глаза (мозг) приспособились к линзами, которые таковыми не являются?

Надо помнить, что в стереопаре есть ближние объекты, есть дальние. Им надо подбирать разные линзы при просмотре стереопары.


Перекрёстная стереопара.

При просмотре перекрёстных стереопар мы смотрим на некий объект между глазами и перекрёстной стереопарой. В опытах с кружками это был палец.

Глаза и этот некий объект образуют треугольник с соответствующими углами и конкретным расстоянием до него. Им соответствует конкретная настройка глаз на резкость.

Затем мы на продолжении линии: левый глаз - некий объект, размещаем фотографию из стереопары для левого глаза. По линии: правый глаз  - некий объект, размещаем фотографию из стереопары для правого глаза. В итоге получаем напротив левого глаза фотографию для правого глаза, напротив правого глаза фотографию для левого глаза.

Получаем три фотографии. Они нечёткие, так как глаза продолжают смотреть на некий объект, основное внимание сосредоточено на некоем объекте. Три фотографии мы видим краем внимания.

Затем мы начинаем внимание переносить на фотографию посередине, глаза же продолжают смотреть на некий объект, то есть треугольник (глаза, некий объект) сохраняется. В то же время мы начинаем чётко видеть объёмную фотографию посередине. Это говорит о том, что мозг изменил настройку на резкость. Она не соответствует треугольнику (глаза, некий объект).

Настройка на резкость глаз соответствует расстоянию до стереопары, которое в случае перекрестных стереопар больше чем до некоего объекта. Она соответствует возможному треугольнику (глаза, стереопара) и связанному с ним расстоянию до стереопары.

В данном случае мозг скомбинировал, то есть взял треугольник (глаза, некий объект) и соединил с настройкой на резкость из треугольника (глаза, стереопара), убрав при этом настройку на резкость для треугольника (глаза, некий объект).

Для мозга такая комбинация является новой, поэтому требуется время и усилия, чтобы её достигать и удерживать без утомления. По этому поводу можно вспомнить, например, свою учёбу езды на велосипеде. У многих не всё сразу получилось.

Этого можно избежать, если между левым глазом и фотографией стереопары для левого глаза, между правым глазом и фотографией стереопары для правого глаза разместим линзы для коррекции зрения.

Они должны быть такими, чтобы изображение фотографий стереопары было чётким, чтобы настройка на резкость глаз соответствовала треугольнику (глаза, некий объект).

Как правильно подбирать такие линзы, думаю, знают специалисты по медицинской оптике.

Самому их можно подобрать опытным путём, основываясь на личных ощущениях, путём перебора линз. Вопрос при этом возникает: Вы подобрали нужные линзы? Или же глаза (мозг) приспособились к линзами, которые таковыми не являются?

Надо помнить, что в стереопарах есть ближайшие объекты, есть дальние. Им надо подбирать разные линзы при просмотре стереопары.



Этого можно избежать, если использовать тот или иной вид зеркального стереоскопа. Тогда треугольник (глаза, дальний объект) совпадают с настройкой на резкость глаз, так как расстояние до фотографий стереопары равняется расстоянию до дальнего объекта. Мозгу ничего не надо комбинировать. При условии того,что надо постоянно следить за совмещением фотографий стереопары друг с другом с помощью зеркал (зеркала), так как ближайшие объекты стереопары и дальние требуют разного положения зеркал, чтобы совмещать их друг с другом. Если этого не делать, то равенство расстояний до фотографии стереопары и расстояния до объекта в треугольнике нарушается. Тогда мозгу придётся комбинировать, то есть делать настройку на резкость, которая не соответствует данному треугольнику (глаза, дальний объект).



Когда мы располагаем фотографии стереопары в треугольнике (глаза, объект) на сторонах треугольника - параллельные стереопары или вне треугольника на продолжении сторон треугольника - перекрёстные стереопары, мы можем их использовать для тренировки глаз.

Большинство из нас в реальной жизни смотрит в телевизор, монитор компьютера, экран смартфона, в учебник и другие книги. Много времени проводит в помещениях. Когда выходит на улицу, то опять же автомобиль, общественный транспорт. Это я к тому, что постоянно мы тренируем определённую настройку глаз на резкость, то есть глаза настраиваются на определённые расстояния (треугольники), а на других они не работают или же работают, но крайне мало.

Параллельные стереопары позволяют тренировать глаза в настройке на резкость на этих неиспользуемых или крайне редко расстояниях.

Для этого надо выбрать соответствующий треугольник (глаза, объект) с нужным расстоянием. На сторонах треугольника поместить фотографии стереопары. Между фотографиями стереопары и глазами разместить линзы, которые позволят глазам иметь настройку на резкость соответствующую данному треугольнику (глаза, объект).

Это относится не только к стереофотографии. Таким способом можно читать книги, смотреть фильмы и т. д. на неиспользуемых совсем или крайне редко расстояниях (в треугольниках).


Рецензии