Сказание о Кунти

                (Махабхарата. Рамаяни. Великий эпос Индии, стр. 173-190)

1. Мотив появления золотоокого ребёнка, которого помещают в корзину и отправляют в путь рекой.
2. Роль сваямваре в создании парной семьи.

 Здесь девушки выбирают себе мужей и такой акт имел законное основание в выборе (Махабхарата, стр. 308, 309).  Главное намерение было в почитании закона о продолжении рода. Весь комплекс брачно-родственных отношений регулировал также и общественные отношения. «Хотя девушки могли выбрать мужа и другими способами, только мораль соблюдала линию продления рода. Поэтому отец говорит дочери: «Никто тебя замуж не просит, сама ищи себе мужа»».

По-другому складывается судьба Кунти. Царевна Кунти исправно служила у пожилого брахмана. И тот в знак благодарности одаривает девушку волшебным заклинанием, с помощью которого можно было бы вызвать любого из богов на свидание. Кунти, недолго думая, вызывает Солнце, чтобы удостовериться в силе колдовства (Махабхарата, стр. 179-190). В результате у ней появляется золотоокий сын бога Солнца. Солнечное сияние как признак божественного происхождения выявлено и в гагаузских сказках.
Однако есть предположение, что главным истоком звёздных, солнечных и вообще астральных примет является Махабхарата.

В общественном быту люди строго почитали брак по обычаям сваямваре. А Кунти из-за любопытства доверилась волшебному заклинанию и вступила в связь с богом Солнца. Хотя этому шагу предшествовало глубокое сомнение в правильности намерения.

Классический индийский эпос содержит в себе идею создания парной моногамной семьи. В центре такой семьи предполагается девушка, которая к моменту совершеннолетия достигла расцвета морально-нравственных и физических сил, обрела красоту, богатство, родительское благословение. Но этого оказывается мало. В семейном воспитании девочке внушали о Законе сваямваре. Это цикл законов, согласно которым девушки в специально отведённом кругу выбирали мужа. Но в выборе невесты принимали участие и юноши, неженатые взрослые и мужчины. Так, у блистательного, властного и печального Бхишмы (стр. 70 Махабхарата) жил брат, незрелый мальчик Вичитравирьо.

                «Он в царской науке ребёнка наставил,
                Чтоб честно страной своих прадедов правил.
                Был Бхишма защитником младшего брата,
                И мальчик во всём ему следовал свято.
                Приблизился к юности отрок созрелый,
                Женить его Бхишма решил крепкотелый».

И стали искать домовладыку, у кого есть дочь на выданье:

                «Есть царь, - он услышал, - Каши;.
                Пред царями он вправе гордиться
                Своими тремя дочерьми.
                Теперь сваямвару в том царстве справляют;
                Три девушки сами мужей выбирают!»
               
                Махабхарата, стр. 70.

Надо полагать, что сваямвари проходили как смотрины невест и женихов, но это было мероприятие своего рода торга или аукциона. Поэтому

                «В доспехах военных, в блестящем уборе
                И в город Варанаси прибыл он вскоре.
                Съезжались туда женихи-государи,
                Мужья избирались на той сваямваре.
                Царей называл поимённо глашатай,
                А Бхишма, отвагой и силой богатый,
                Ворвался в толпу на своей кобылице
                И похитил трёх девушек в шумной столице».
               
                Махабхарата, стр. 71.
                «Бхишма голосом грома сказал властелинам:
                «Напомнить хочу о законе старинном!
                Одни дочерей предлагают с приданьем
                Достойным мужам, женихам долгожданным;
                Другие же дочь свою выдать готовы
                Когда приведёт им жених две коровы»»

                Махабхарата, стр. 71.

Но невест могут заполучить и силой, причём «наивысшее место занимает именно похищенная невеста!» Бхишма «трёх невест усадил на свою колесницу». Но он похитил «дев смуглолицых», из-за чего

«Грянула битва на древних дорогах,
В той один воевал против многих.
Однако разъехались вскоре цари-государи,
Что ждали избранья на той сваямваре».

Но бывало, что и девушки не могли избрать себе жениха, и тогда им приходилось самим искать суженого на стороне.

Сказание о Савитри, жене любящей и преданной.
Царевна Савитри отправляется на поиски жениха.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии