Сказание о Кунти
1. Мотив появления золотоокого ребёнка, которого помещают в корзину и отправляют в путь рекой.
2. Роль сваямваре в создании парной семьи.
Здесь девушки выбирают себе мужей и такой акт имел законное основание в выборе (Махабхарата, стр. 308, 309). Главное намерение было в почитании закона о продолжении рода. Весь комплекс брачно-родственных отношений регулировал также и общественные отношения. «Хотя девушки могли выбрать мужа и другими способами, только мораль соблюдала линию продления рода. Поэтому отец говорит дочери: «Никто тебя замуж не просит, сама ищи себе мужа»».
По-другому складывается судьба Кунти. Царевна Кунти исправно служила у пожилого брахмана. И тот в знак благодарности одаривает девушку волшебным заклинанием, с помощью которого можно было бы вызвать любого из богов на свидание. Кунти, недолго думая, вызывает Солнце, чтобы удостовериться в силе колдовства (Махабхарата, стр. 179-190). В результате у ней появляется золотоокий сын бога Солнца. Солнечное сияние как признак божественного происхождения выявлено и в гагаузских сказках.
Однако есть предположение, что главным истоком звёздных, солнечных и вообще астральных примет является Махабхарата.
В общественном быту люди строго почитали брак по обычаям сваямваре. А Кунти из-за любопытства доверилась волшебному заклинанию и вступила в связь с богом Солнца. Хотя этому шагу предшествовало глубокое сомнение в правильности намерения.
Классический индийский эпос содержит в себе идею создания парной моногамной семьи. В центре такой семьи предполагается девушка, которая к моменту совершеннолетия достигла расцвета морально-нравственных и физических сил, обрела красоту, богатство, родительское благословение. Но этого оказывается мало. В семейном воспитании девочке внушали о Законе сваямваре. Это цикл законов, согласно которым девушки в специально отведённом кругу выбирали мужа. Но в выборе невесты принимали участие и юноши, неженатые взрослые и мужчины. Так, у блистательного, властного и печального Бхишмы (стр. 70 Махабхарата) жил брат, незрелый мальчик Вичитравирьо.
«Он в царской науке ребёнка наставил,
Чтоб честно страной своих прадедов правил.
Был Бхишма защитником младшего брата,
И мальчик во всём ему следовал свято.
Приблизился к юности отрок созрелый,
Женить его Бхишма решил крепкотелый».
И стали искать домовладыку, у кого есть дочь на выданье:
«Есть царь, - он услышал, - Каши;.
Пред царями он вправе гордиться
Своими тремя дочерьми.
Теперь сваямвару в том царстве справляют;
Три девушки сами мужей выбирают!»
Махабхарата, стр. 70.
Надо полагать, что сваямвари проходили как смотрины невест и женихов, но это было мероприятие своего рода торга или аукциона. Поэтому
«В доспехах военных, в блестящем уборе
И в город Варанаси прибыл он вскоре.
Съезжались туда женихи-государи,
Мужья избирались на той сваямваре.
Царей называл поимённо глашатай,
А Бхишма, отвагой и силой богатый,
Ворвался в толпу на своей кобылице
И похитил трёх девушек в шумной столице».
Махабхарата, стр. 71.
«Бхишма голосом грома сказал властелинам:
«Напомнить хочу о законе старинном!
Одни дочерей предлагают с приданьем
Достойным мужам, женихам долгожданным;
Другие же дочь свою выдать готовы
Когда приведёт им жених две коровы»»
Махабхарата, стр. 71.
Но невест могут заполучить и силой, причём «наивысшее место занимает именно похищенная невеста!» Бхишма «трёх невест усадил на свою колесницу». Но он похитил «дев смуглолицых», из-за чего
«Грянула битва на древних дорогах,
В той один воевал против многих.
Однако разъехались вскоре цари-государи,
Что ждали избранья на той сваямваре».
Но бывало, что и девушки не могли избрать себе жениха, и тогда им приходилось самим искать суженого на стороне.
Сказание о Савитри, жене любящей и преданной.
Царевна Савитри отправляется на поиски жениха.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Свидетельство о публикации №220080301659