О народе, власти и рядовых гражданах

     Совершенно очевидно, что целостного единства жителей страны, обозначаемого понятием «народ», сегодня в России нет. За тридцать лет рыночной экономики структура общества резко усложнилась, прежде всего в связи с продолжающимся имущественным расслоением. В связи  с этим нет и не может быть однозначного ответа на вопрос, чего хочет народ от власти, которую избирает. Каждый социальный слой имеет свой особенный круг  интересов и приоритетов: бизнес-элита и крупные чиновники, работодатели и наемные рабочие, интеллигенция и служащие, аграрии, военные, ветераны-пенсионеры, молодежь, социально незащищенные слои общества и т.д. Но все-таки наряду с  интересами отдельных социальных групп и личностей существуют и общие универсальные интересы всех граждан: обеспечение безопасности, достойный уровень жилищных условий,  образования и здравоохранения, хорошей экологии и т.д. Для осуществления всего этого и необходимы определённые формы и структуры власти, которые должны формироваться путём народных выборов.

       Но отношение к выборам в России сегодня оставляет желать лучшего, ибо парламентарно партийный опыт формирование власти , которое сформировалось в демократических странах Запада, у российского избирателя практически отсутствует,  что говорит и снижение барьера явки избирателей до 25 процентов. Усложнилась и сама процедура голосования за счёт многопартийности и многосоставных бюллетеней. Вызывают общественное негодование методы “чёрного  пиара” и другие “грязные” технологии в предвыборной борьбе. В таких условиях простые граждане перестают не только верить в необходимость проявления своей гражданской воли, но и верить в справедливость, ценить своё  гражданское достоинство, связывать его с патриотическим чувством. Неприятие и пассивность - это проявление общественной позиции очень многих людей в России, вызванное негативными чувствами большой социальной неудовлетворённостью своей жизнью.

     Негативные чувства часто накапливаются в быту и причиной их возникновения бывают такие условия общественного быта, когда человек перестаёт чувствовать уважение к своей личности, когда накапливаются факты игнорирования интересов человека обществом и взаимная его психологическая реакция на окружающее общество. Некоторые из отвечавших на вопрос, чего народ ждёт от власти, сказали, что они хотят власти с человеческим лицом, чтобы с правом на труд у людей было право жить достойно труда, чтобы условия жизни определяла не монополия денег, а монополия закона о социальных гарантиях по труду, чтобы службы обеспечения законности защищали законные права и свободы людей.  Чтобы законы служили общему благу, а не способствовали развитию негативных эмоций в обществе, чтобы ничто не нарушало благоприятную атмосферу справедливых социально-экономических взаимоотношений, которые должны наладить правители  для рядовых граждан страны. Но для этого население своим абсолютным большинством должны избрать более совершенную социально-экономическую программу, но кто сегодня в России готов к этому, если даже партии с подобной программой нет и каждый занят только добыванием денег любыми возможными способами...

     Эту негативную атмосферу, которая формирует в повседневной жизни отношения рядового гражданина с властью, часто можно видеть в разных телевизионных передачах, когда элементарно чиновниками унижается человеческое достоинство рядовых граждан. Когда большинство законопослушных горожан аккуратно оплачивают услуги ЖКХ,  а содержание подъездов и уборка дворов отвратительное, капитальный ремонт подъездов или лифтов вовремя не производится.  А ведь разобраться  и навести порядок — основная задача чиновничьего аппарата в муниципалитете, именно за это они получают свою зарплату и все социальные блага, а где справедливая оплата по труду?

     Многие не удовлетворены как потребители образовательных услуг. Почему из ограниченного бюджета семьи люди должны оплачивать государственные расходы на ремонт и охрану школы, когда и так тяжёлым грузом на семью ложатся ставшие непомерными цены на учебники и экипировку детей, не говоря уже о дополнительных образовательных услугах.

     Унижение человеческого достоинства часто можно видеть при пользовании услугами здравоохранения.  Настоящим народным бедствием становятся высокие цены на лекарства и больничные процедуры. Многие часто испытывают постоянную тревогу за жизнь и безопасность членов своей семьи и на улицах города. Часто в стенах полиции творится такое, о чём законопослушным гражданам лучше и не знать, хотя многое можно видеть в современных сериалах. До сих пор розыскные действия милиции всё это время остаются малоэффективными и редко дают хорошие результаты, а семейные трагедии редко становятся фактом государственного  реагирования. Не слишком ли много проблем для рядового гражданина? Не говоря уже о постоянном росте цен на хлеб и товары первой необходимости, на энергоносители и услуги и так далее.

     Все названное, несомненно, является сферой действия разных структур власти, предметом государственного целенаправленного и непрерывного регулирования человеческих отношений, в центре которого судьба каждого конкретного человека. Чувство патриотизма, основанное на бескорыстной любви к своей родине, к её истории и культуре, должно служить основой экономической, социальной и культурной политики представителей власти.

      Из разговоров с людьми об их социальных ожиданиях в связи с итогами выборов отчётливо выявляется ещё один примечательный момент. Сегодня во всех слоях общества проявляются ностальгические настроения по отношению к доперестроечным временам и их коллективистской морали. Не случайно возвращается любовь к песням и фильмам тех лет, принципы коллективного труда и хозяйства, молодежные и детские организации и многое другое «хорошо забытое старое». В чем причины этой ностальгии? Вероятно, её корни - во многом психологические. Первый период перестройки и перехода к рыночным отношениям так круто вышел на утверждение эгоцентрического «Я — МОЁ», на приоритете которого выстраивалась новая экономика и мораль, что не только была отодвинута на второй план, но фактически дискредитирована  мораль коллективизма с его приоритетами «МЫ  и НАШЕ», на которых зиждутся понятия «НАРОД», «РОДИНА», «ПАТРИОТИЗМ». Проще говоря, без нравственных основ не может быть нормальной общественной жизни людей в любой экономической формации.

      Человеческое «Я», лишенное ответственности перед коллективным «МЫ», перед своим сообществом и народом легко впадает не только в эгоцентризм, но и в аморализм. Такой индивид легко возведёт в соблазнительный пример подражания преступника и блудницу, лжеца и вора. Поэтому в человеческом сообществе, организованном в государство, всегда строго проходила граница дозволенного и недозволенного, существовала система этических запретов. Когда эти запреты размываются, государство гибнет. Классический пример - Римская империя. Нравственная неразборчивость недопустима, если государство стремится к социальному развитию. Мы же сегодня видим массированную атаку криминализированного сознания и пошлости, которая вливается в каждый дом через такое мощное средство массовой коммуникации, как телевидение и Интернет.

      Сегодня принято говорить об утверждении демократии в форме правового государства, где действуют обязательные для всех единые юридические законы, но этот принцип должен быть дополнен понятием нравственного общества, которое предполагает следование определенному и строгому нравственному закону, чувству совести, которое человек должен впитывать с молоком матери с детства и с которым подсознательно стремится жить в согласии.

      Не лги, не кради, не блудодействуй. Твори добро и живи по законам мудрости и справедливости, не делай другим того, что не нравится тебе, живи справедливо сам и требуй справедливого отношения к себе, но много ли законов, по которым можно требовать справедливости? Только на основе справедливых законов может развиваться общество социальной справедливости, в котором защиту и поддержку могут чувствовать не только целые социальные сословия, но и каждый отдельно взятый человек, будь он заслуженным ветераном или создающим семью студентом, рабочим-мастером или пенсионером, начинающим предпринимателем или матерью-домохозяйкой.

      Народу сегодня нужна отеческая власть, готовая бескорыстно и неустанно служить его интересам. Без этого не может быть ни эффективной экономики, ни юридического права, ни социальной стабильности, основанной на уважении к личности и закону принятому абсолютным большинством населения. Честный человек всегда достоин уважения. Оно осуществляется и через уважение к традициям, к старшим, к честному труду других людей. Наряду с экологией природы и экологией духа должна существовать экология человеческого достоинства, то есть нравственной чистоты общества.

      Необходимо учиться позитивному отношению к выборам, опять учиться объединяться для борьбы с несправедливостью, а утверждению уважения к власти может и должна способствовать сама власть. Путь к этому через развитие партийно-парламентарной демократии, что позволяет каждому участвовать в общественном управлении и чтобы большинство людей устраивали законы, по которым живёт государство и общество, чтобы эти законы строго исполнялись всеми. Чтобы власть заявила о себе конкретными делами, в которых интересы рядовых граждан должны быть не ниже всех других интересов.


Рецензии