Встреча с прошлым

    Я давно хотела съездить в Выборг, погулять по парку Монрепо,
 посетить ратушу, побродить по улочкам, сохранившим дух былых времен.
   

    Такой случай мне представился. Был ясный августовский день, солнце нежно ласкало своими теплыми лучами и обещало дивное путешествие. Я заранее приехала на Финляндский вокзал, взяла билет на «Ласточку», так назвали скоростную электричку, которая за полтора часа доставит тебя в Выборг. Когда объявили посадку, я поспешила в вагон. Он также приятно удивил меня удобством и комфортом.
   

    Вагон постепенно стал наполняться пассажирами. В это время ко мне подошла приятная особа, вежливо поинтересовалась, не жду ли я кого-либо, получив отрицательный ответ, она заняла свободное рядом со мной место. Одета она была очень современно: джинсы, кроссовки фирмы “VANS”, пуловер пастельного цвета, белая ветровка и джинсовый головной убор. За спиной был изящный рюкзачок. Выглядела она явно моложе своих лет, если бы не руки, выдающие её истинный возраст.
    

    Желающих ехать оказалось так много, что были заняты не только сидячие места, но и проходы.
   

    Поезд тронулся, за окнами замелькали здания, машины, вереницей летящие в одном им известном направлении, и мы покинули черту города. Молодежь весело болтала, кто-то из них взял гитару и под её тихий аккомпанемент запел: «сиреневый туман над нами проплывает…»
   

    Неожиданно гул в вагоне стих и наступила тишина. Песня и красивый голос исполнителя мгновенно всех заворожил. Я взглянула на соседку , она сидела в глубокой задумчивости, казалось, что пение напомнило ей что-то дорогое из прошлого. Гитара умолкла, но она ещё некоторое время была погружена в свои мысли.                –               
   
    Вдруг спутница спросила: «А Вы знаете эту песню?»                -
-Да, конечно, это песня моей студенческой поры.             – ---


    -А меня она вернула в далекий 60 год, когда нас после окончания второго курса института отправили на целину.Ехали мы в товарных вагонах. В два яруса были сколочены нары, ни матрасов, ни белья ничего не было, а под голову подкладывали ватники.
    Состав был большой, так что из первых вагонов невозможно было увидеть последний, на внешней площадке которого стоял вооруженный охранник. Поезд шел по особому расписанию, на станциях почти не останавливался, а где-либо в безлюдных местах. Тогда по трансляции объявляли: девочки- налево, мальчики- направо. Почти каждый день по той же трансляции кого-нибудь поздравляли с днем рождения.


    Когда поезд останавливался у населенного пункта, можно было позвонить бесплатно по телефону домой. Привилегия для целинников, чем мы с большим удовольствием пользовались.
 

    Кормили нас один раз в день в солдатских пищеблоках. На существенные неудобства никто не обращал внимания. Молодость брала свое: мы ехали за романтикой, чувствовали себя взрослыми, самостоятельными ,впервые оторвавшимися от дома.
   

    С нетерпением мы ждали переезд из европейской части страны в Азию. Было раннее утро, но никто не спал. Наконец появился долгожданный обелиск, на котором было выгравировано: ЕВРОПА- АЗИЯ. Раздалось раскатистое УРА!!!, прекратившееся только тогда, когда последний вагон проехал мимо обелиска.

    Наконец приехали в Кокчетав. Здесь нас уже встречали, чтобы развести по разным районам, где мы должны были поднимать целину.


-Удивительно, а ведь в это время и я ехала на целину. Могу предположить, что даже в этом составе.
-А студенты из другого института были с Вами?—спросила я.

-Да, да! Мы попали в один поселок со студентами театрального института. Девочки отличались от нас своей осанкой, грацией, чем они очень гордились и нарочито демонстрировали перед нами умение нести свое тело.


-Представляю, как Вы себя чувствовали! Нам повезло, с нами были медики, которые с большим удовольствием практиковались на нас.
-А где Вас разместили?


-Разместили нас в амбаре, в котором стояли кровати. Левую сторону занимали студенты театрального института, а правую- мы. Кровати стояли в два ряда, между которыми было большое расстояние, что вполне можно было использовать под танцплощадку, но цементный пол  не способствовал этому. С одной стороны располагались мальчики , с другой- девочки.


    Утром на мотоцикле въезжал наш руководитель и противным голосом кричал:         « Подъем, лодыри!» А нам так хотелось ещё поспать после долгих вечерних посиделок у костра, где красавец Саша, студент театрального института, пел под гитару своим бархатным голосом студенческие песни. Все присутствующие подпевали ему.После костра кто-то уходил отдыхать, но многие, с учетом своих симпатий, гуляли под сводом звездного неба, которое, казалось, висит прямо над головой. Поэтому призыв вставать был, как Вы понимаете,  по меньшей мере безжалостным.

-А нас поселили в клубе, так что это было и жилье, и кинозал и танцплощадка.

-Извините, если Вам интересно, я продолжу свой рассказ.

-Мне не только интересно, но Ваш рассказ дополнит мои воспоминания.

-В таком случае буду с Вами откровенна.
   

    И она продолжала: « Обычно, мы занимались прополкой, но была и другая работа: штукатурить стены домов из самана".
Была у нас и лошадь «Маша», которая месила саман. Она отличалась спокойным нравом , и мы по очереди садились на нее и гордо проезжали несколько метров, а кто-нибудь фотографировал нас. Так проходили день за днем.

    Однажды со мной произошел незабываемый случай.
    У меня поднялась температура, и меня сразу же отправили в местную больницу. Это был небольшой деревенский дом. Сначала попадаешь в сени, затем в коридор , из которого ведут двери: одна в медицинский кабинет, а другая -в палату с двумя смежными комнатами. В первую, одноместную, поместили меня. Только я разделась и легла в кровать, как кто-то закашлял в соседней комнате. От неожиданности я вскрикнула и подскочила на кровати.


-Ты кто?- спросил незнакомец. Я, заикаясь, ответила, что студентка из Ленинграда. У меня поднялась температура и теперь вынуждена находиться в больнице.
-Ну, давай знакомиться. Думаю, что мы не только из одного города, но и из одного амбара. Я, Саша, студент театрального института. Если по вечерам ты сидела у костра, то слышала, как я пел под гитару. А ты?

-Таня - ответила я.

-Вот и познакомились.
   

    Дальше он рассказал о больничном режиме, о том, что врач приходит только один раз утром, нянечка появляется три раза, чтобы принести завтрак, обед и ужин. В остальное время никого нет. И он очень рад, что теперь мы вместе будем коротать время, а то он уже лежит вторую неделю в обнимку с гитарой и воспалением легких.
   

    В семь часов вечера дверь открылась и вошла нянечка с подносом, на котором была тарелка с кашей, чай и булочка. Первый поднос она поставила на мою тумбочку и пошла за вторым - для Саши.
   

    Он спросил, не буду ли я возражать, если придет ко мне со своей едой , и мы поужинаем вместе. Я, конечно, согласилась. Ужин одолели быстро, но Саша не торопился уходить в свою комнату. Мы поболтали, затем он ушел к себе, взял гитару и начал петь вполголоса: « Сиреневый туман…» .Перед этим поинтересовался, не помешает ли он мне.
-Конечно, нет-ответила я.
   

    Слушать его пение было очень приятно. Казалось, что все песни посвящены мне. Я даже забыла про красавицу Марину, которая была его постоянной спутницей. Фантазия моя разыгралась, и сон сморил меня.


    На следующий день мы завтракали, обедали и ужинали в моей комнате. Расставались лишь на послеобеденный и вечерний сон. С удовольствием играли в морской бой, крестики нолики, слова. Иногда к Саше приходили друзья, и из его комнаты доносились шутки и смех. Я оставалась у себя, а мне так хотелось принять участие в их безудержном веселье.


    Наступил последний вечер перед выпиской Саши. Было очень грустно, и мне показалось, что и он был не таким как обычно. В этот вечер мы разошлись раньше.
Саша взял гитару и долго пел. Репертуар был самый разнообразный от песен до романсов. Последним был романс Козина «Осень», сердце мое замерло от ощущения, что он посвятил его мне. Слова, «наш уголок нам никогда не тесен», вызвали чувства, которые мне не приходилось раньше испытывать. В моей душе зарождалась первая робкая влюбленность. Я была очень романтичной и, как Татьяна Ларина, решила написать письмо, а утром отдать его Саше.


    В письме благодарила его за прекрасные дни, сожалела, что их было мало, но радовалась за его выздоровление и выражала надежду, что и ему было приятно. Только я дописала письмо, как услышала его голос. Он задал какой-то вопрос, я ответила, и у нас завязалась беседа через стенку. Мы проговорили около часа. Неожиданно Саша резко прервал разговор и сказал: «Не говори, а то…», и замолчал. Я ничего не поняла, но сразу притихла и заснула.


    Утром пришла врач, осмотрела нас и еще раз подтвердила, что Саша здоров и может возвращаться в свою бригаду. Я была уже готова отдать ему письмо, но он небрежно бросил мне: «Поправляйся, соседка», и скрылся за дверью.
   

    Я подошла к окну и увидела Марину ,которая встречала его. Он вышел, быстро подошел к ней, обнял за плечи, и они скрылись за углом дома. Все мои иллюзии развеялись в один миг, и разорванное на мелкие кусочки письмо нашло приют в мусорной корзине.
   

    Закончив рассказ, моя соседка некоторое время молчала. Видно нелегко ей дались эти воспоминания. Я пристально смотрела на неё. В это время электричка прибыла в Выборг, и мы вышли из вагона.               
 
-Извините, но чем была вызвана Ваша улыбка?  -спросила она.

- Мне хотелось бы Вам кое-что рассказать. Если не возражаете, предлагаю встретиться в Санкт-Петербурге и продолжить беседу. Таня, запишите номер моего телефона. Кстати, меня зовут Мила.
   

    На этом мы попрощались. Я пошла на остановку автобуса, чтобы доехать до парка Монрепо. Там я полюбовалась как памятниками классицизма, так и пейзажным скальным парком. Время прошло незаметно, и прогулку по городу пришлось сократить.
    Тем не менее, успела посетить рыночную площадь с уникальным зданием рынка, Круглую башню, в которой открыт археологический музей, и пробежалась по узким старинным улочкам города.
    Домой вернулась поздно, но в прекрасном настроении от полученных впечатлений. И вновь жизнь вошла в обычное русло.
   

    Через неделю позвонила мне Таня, и мы договорились встретиться в «пышечной» на Большой Конюшенной. Это излюбленное место в пору нашей юности. Таня пришла в элегантном брючном костюме и была совсем не похожа на мою соседку в электричке.
    Мы по традиции взяли кофе с пышками и заняли столик в дальнем углу кафе.  Выражение лица Тани красноречиво говорило о ее нетерпении выслушать меня. 


-Таня,после Вашего рассказа, я невольно заулыбалась, так как кое-что из него я знала. Дело в том, что я была знакома с Аней, студенткой театрального института, которая как раз была на целине в этой группе.
   

    Каждый год первого сентября они собирались у Ани, и она всегда приглашала меня, так что я была знакома со всей компанией. Были здесь и Саша с Мариной. Саша всегда пел. Ребята вспоминали целинные истории, много шутили.  Саша с Мариной уже объявили о своей свадьбе, но судьба-злодейка сыграла с ними злую шутку: приехал  режиссер нового московского театра, который набирал актеров в труппу. Он сразу же обратил внимание на Марину, и между ними произошло то, что называется любовь с первого взгляда. Марина уехала в Москву.
   

    Саша тяжело переживал разрыв,после которого  перешел в Ярославский театр. Долгое время он не появлялся. Однажды приехал на встречу, но это был уже не тот Саша: он как-то потускнел, несколько располнел, появилась небрежность во всем его облике. Было видно, что он дружен с Бахусом. После очередной рюмки неожиданно разговорился. Вспомнил Марину и эпизод из целинной жизни, когда он лежал в больнице. Теперь он все чаще думал о  девушке, с которой познакомился там. Ему казалось, что Таня не предала бы его.
    Затем взял гитару, спел одну из песен того времени и ушел.
Вскоре наши пути с Аней разошлись.
   

    Я закончила рассказ, а Таня еще некоторое время отрешенно смотрела в окно.  Затем небрежно откинула, упавшую на глаза, прядь. Казалось, что вместе с этим жестом, отбросила и посетившие её воспоминания. Кофе и пышки остыли,но это не остановило нас.
   

    Совершенно неожиданно Таня предложила прогуляться. Я не могла ей отказать, так как почувствовала, что ей хочется о чем-то поговорить. Мы прошли вдоль Невского проспекта, мимо Дома книги, перешли по Казанскому мосту канал Грибоедова и свернули налево. Все это время Таня молчала, как будто собиралась с мыслями. Я ее не торопила. Наконец она заговорила.


    -Мила, то, что я сейчас Вам поведаю, я никогда никому не рассказывала. Очевидно, постороннему человеку легче открыть свою душу.
    Когда я вернулась в Ленинград, мне очень хотелось увидеть Сашу, но это было нереально. Прошло несколько лет , но я так и не смогла забыть его. Однажды, будучи на спектакле Большого драматического театра, я увидела одного из ребят, в  компании которых был Саша. У меня появилась надежда, что может быть, и он служит в этом театре. В антракте я обратилась к билетерше, и она рассказала, что Саша после того , как девушка предала его, ушел из театра. С тех пор он играет в Ярославском драматическом театре и, кажется, до сих пор одинок.
   

    Ни долго думая, я поехала в Ярославль. У меня как раз оставалось несколько дней от отпуска. Приехав на место, я сразу помчалась в театр. Мне повезло: Саша был занят в спектакле, который шел в этот день.
    Купила билет и направилась в гостиницу. Мне повезло, оказался свободный номер. Теперь я могла немножко отдохнуть. Однако было не до отдыха, нервы напряжены, я ходила по комнате, то и дело, поглядывая на часы. Затем оделась, вышла на улицу,  побродила по городу, представляя предстоящую встречу с Сашей. Так я скоротала время до начала спектакля.               
   

    Наконец я в театре. Прошла в зал, купила программку и заняла свое место. Погас свет, занавес стал подниматься, и я увидела Сашу. В нем с трудом можно было узнать прежнего блестящего юношу.
    Спектакль не имел для меня уже никакого значения. Я думала только о том, как попасть за кулисы. После того как артисты вышли на поклон, я подошла к билетерше, попросила её помочь мне встретиться с Сашей. Она показала мне его костюмерную.
    Я постучалась. Раздался недовольный голос: «Войдите».                Несколько поколебавшись, я вошла. Саша сидел перед зеркалом, на столике стояла бутылка коньяка и наполненный бокал. Странно посмотрев на меня, спросил: «Вы кто?»
-Студентка из Ленинграда.
-Таня!? Что же ты так долго шла?... Я часто вспоминал тебя. И может быть, если бы мы несколько лет назад вновь встретились, все могло бы сложиться иначе, а теперь моя жизнь: театр и…  показал на коньяк. Ничего не говори!
-ПРОЩАЙ!-проговорил он, сопровождая слова широким театральным жестом.
   

    Еле сдерживая слезы, я выбежала за дверь.
-Вот и всё.- с горечью подумала я.
    Утром поезд уносил меня домой. Сердце стучало в такт колесам, а мысли, то и дело, возвращались к прошлому и к вчерашней встрече, которая была так не похожа на ту, которую рисовало моё воображение.
    Сначала мне было горько, и ощущение бессмысленности моей поездки огорчало меня. Постепенно я пришла к мысли, что все не зря, я рассталась со своими иллюзиями, а иначе неизвестно сколько бы еще пребывала в  романтических грезах.

    Спустя несколько лет, судьба свела меня с замечательным человеком, с которым я прожила долгие счастливые годы.
   

    Погода была солнечная, теплая, и Таня решила прогуляться по Летнему саду, а я должна была возвращаться домой.
    Мы попрощались и разошлись в разные стороны.
    С тех пор наши пути не пересекались.


Рецензии
Понравилось, спасибо.
Извините, по-моему, Таня - стерва обыкновенная.
С теплом и уважением.

Валерий Борисов-Лакаев   10.01.2022 05:59     Заявить о нарушении
Валерий, спасибо за отзыв. Неожиданная оценка персонажа.Этот эпитет, по-моему, больше подходит Марине.
Всех благ.
С уважением, Ирина.

Ирина Ижорская   12.01.2022 13:09   Заявить о нарушении
Марина очевидно, но Таня тоже.
С теплом и уважением!

Валерий Борисов-Лакаев   14.01.2022 06:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.