Поздняя встреча

Иван Михайлович шёл по аллее парка. Впереди виделось белое здание дома престарелых. Была ранняя осень. Деревья чуть подёрнулись желтизной, день стоял тёплый, солнечный, легкий ветерок срывал листья, бросая их под ноги. Показав документы на проходной, он вошёл на территорию, остановился, успокаивая дыхание.
За ним с лязгом закрылись ворота. Иван Михайлович вздрогнул. Прошлая жизнь осталась там, за воротами, со своими переживаниями, болью потерь. Он закурил. Сюда он попросился сам, детей у него не было, жена умерла год назад. Лучшего варианта для своей жизни он не видел.
Взял чемодан, пошёл, не спеша, оглядывая окрестности, где предстояло жить. Из редуктора доносилась весёлая музыка. Ближе к зданию на скамейке сидели женщины, о чём-то оживлённо разговаривая. При виде Ивана Михайловича они примолкли, провожая его взглядом.
- В нашем полку прибыло, - проговорила одна из них. Он оглянулся, поглядел на женщину, сказавшую это.
- Извините, пожалуйста, - и замер, она напоминала ему жену. Такая же худенькая, волосы уложены также аккуратно, манера держать голову. Он испугался и растерялся, но произнёс другое имя, не поверив своим глазам.
- Таня?
- Откуда вы меня знаете?
- Танечка, ты меня не узнаёшь?
- Да что-то не припомню, да и видеть плохо стала.
- Я Иван, вспомни: сорок лет назад, курорт Туапсе. Встречались, я тебя сразу узнал, ты не изменилась, такая же красавица.
- Господи, Ванечка, вот так встреча, - и протянула руки. Он сел рядом.
- Девочки, пойдёмте, здесь, видно, "Санта-Барбара" начинается. Не будем мешать, - женщины поспешили уйти, оглядываясь.
- Как ты жила все эти годы? Таня, я всю жизнь тебя искал. Почему уехала тогда? Поспешно, даже адрес не оставила никому. Я пытался через санаторий найти тебя, но тебя не оказалось в городе, и никто не знал, куда ты уехала. Всё время мучился, что не сказал тебе тогда, как я тебя люблю. Ту единственную ночь был счастлив, как никогда в жизни. Я долго не женился, пока не встретил Лиду, она на тебя очень похожа была. Даже, забываясь, её Таней называл, она обижалась поначалу, потом привыкла. Детей у нас не было, она по экстрасенсам всё ходила, затем с головой у неё стало плохо, я за ней ухаживал. Вину чувствовал, что не любил искренне, хотя жалел. Она со мной прожила 30 лет. Вот теперь я один и здесь.
- А у меня и рассказать нечего, - Татьяна вздохнула. - Всю жизнь сыну посвятила, замуж не вышла, всё думала, его обидит не родной отец. Я ведь по приезду из санатория поняла, что беременна. В курортные романы не очень верила, тебе не поверила, думала, развлёкся и всё. Потому и уехала на три дня раньше срока, испугалась, что ты подумаешь, будто я навязываюсь.
- Значит, у меня есть сын? Какой он?
- Я тебе потом покажу фотографии, у тебя даже внук и внучка есть. Ну, это потом, а сейчас иди, оформляйся, да помоги мне дойти, ноги совсем отказываются ходить.
Оформив документы, Иван Михайлович попросил медсестру купить розы, чем очень удивил персонал.
С огромным букетом цветов он пришёл к Тане. Комната её была небольшая, но уютно обставлена.
На стене - ковры, красивая дорожка на полу, на подоконнике цветы.
В комнате их было двое, Иван Михайлович галантно поздоровался.
- Ваня, зачем столько цветов, всю кровать завалили ими?
- Танюш, это всё за сорок лет, ведь я все эти годы не имел возможности тебе дарить их ни на 8 Марта, ни на день рождения.
Татьяна достала альбом.
- Вот смотри, здесь фотографии сына с самого его рождения.
- Танюш, а он на меня похож.
- Познакомлю вас, когда он приедет.
- Да, приедет, жди, - соседка по комнате сердито стукнула костылём. - Три года уже едет. Когда ты, Таня, поймёшь, не нужны мы им. Спровадили сюда и забыли, что мы есть, а она всё ждёт. Вон гостинцы всё внукам собирает. Что дают - конфеты, шоколадки, печенье - всё в пакет складывает.
Стуча костылём, она вышла из комнаты. Иван Михайлович оглянулся - Татьяна сидела бледная, из глаз непроизвольно текли слёзы.
- Танечка, милая, не надо. Всё будет хорошо, - он стал гладить её по щекам, вытирая слёзы.
- Они ком не обязательно приедут, просто Борису некогда. Я понимаю, у него работа, в банке работает, и внуки маленькие.
- Я тебе верю, Танюш, - он обнял её. - Успокойся, тебе нельзя расстраиваться. Мы теперь вместе, всё будет хорошо.
- Знаешь, Ваня, они меня сюда не гнали, я сама так решила. Мы с сыном жили в двухкомнатной квартире. Учила его, старалась дать высшее образование, потом женился, дети пошли. Я им помогала растить внуков. Дети подросли, стало тесно, вот я сюда и попросилась. Здесь и ухаживают за мной, и с ровесниками не так годы чувствуешь, а они молодые, им простор нужен. Мне здесь спокойно, а они обязательно приедут, я верю.
Все осенние дни, когда было тепло, они проводили вдвоём в парке. У Татьяны болели ноги, ходить долго она не могла. Иван Михайлович сажал её на коляску и катал по аллеям парка. Разговаривали обо всём на свете, он старался развеселить её, рассказывал разные смешные истории, но всякий раз, когда к воротам на проходной подъезжала машина, Татьяна напрягалась, вглядываясь в приезжих, мрачнела. Зарядили дожди, ей становилось всё хуже, даже вставать перестала. Иван Михайлович приходил к ней каждый день, читал ей вслух книги, старался хотя бы чем-то помочь.
- Ну, что мы сегодня будем читать? Я в библиотеке взял книги, смотри, Танюша.
- Пожалуй, эту, - она показала ему книгу "Старик и море", - он стал читать, а она тихо слушала. За окном пошёл снег, Иван Михайлович оторвался от чтения.
- Танюша, снег пошёл, с первым снегом тебя.
Ответом ему была тишина. Иван Михайлович посмотрел на неё - она не дышала, тихо умерла.
На похороны приехал сын, "деловой", как выразилась соседка Тани.
- Я Борис Иванович, заведующий сказал, что здесь можно забрать вещи, какое-то старьё.
- Вот, пакет с гостинцами, она для внуков собирала, - соседка протянула ему пакет.
- Мы, что, нищие?Не нужно, - брезгливо бросил пакет.
Иван Михайлович Сидел на лавочке, когда сын увозил гроб, мысленно попрощался с Татьяной. Он так и не сказал Борису, что он его отец, а из репродуктора доносилась песня:
"Поздно мы с тобою поняли,
Что вдвоём веселей,
Даже проплывать по небу,
А не, что жить на земле..."


Рецензии