Ромео и Джамиля. Глава 12

Погранотряд навевал на Шамшура тоску. Тёмная казарма с рядами двухъярусных кроватей, гулкая столовая с кислым запахом и очередями у раздаточной, огромный пустой плац и мрачное здание штаба – всё это вгоняло его в уныние. Повсюду были чужие люди.

В комендантской роте он всё же встретил нескольких знакомых ещё по учебке, но отношения с ними оставались поверхностными. Единственным человеком, с кем Шамшур по-настоящему сошёлся, оказался его бывший сокамерник. Ещё на гауптвахте после отбоя, лёжа на откинутых от стены дощатых нарах, они шёпотом разговаривали до полуночи. К окончанию срока наказания оба солдата знали друг о друге практически всё. Именно Яшкин через несколько недель принёс своему новому другу известие от Джамили.

***
В тот день водитель бортового ЗИЛа рядовой Яшкин получил приказ отвезти на гарнизонный склад какие-то ящики и поддоны. Выезжая за ворота воинской части, он заметил на противоположной стороне улицы девушку. Незнакомка не просто шла мимо – она стояла напротив контрольно-пропускного пункта и внимательно разглядывала военных на проходной. Уже повернув на дорогу, Яшкин увидел в зеркале заднего вида, как девушка стала переходить проезжую часть, явно направляясь к КПП. Солдат отметил для себя этот факт.

Склад располагался неподалёку и через полчаса машина Яшкина вернулась назад. По дороге к погранотряду, водитель снова увидел девушку. Она шла медленно по улице. Вид у неё был задумчивый.

Подъехав к проходной, Яшкин высунулся из окна кабины и громко, стараясь перекричать звук работающего двигателя, спросил у часового, открывавшего перед ним створку ворот:
- И давно к вам на КПП девки шастают?

Щурясь на солнце, часовой ухмыльнулся. Поправляя съезжающий с плеча ремень автомата, он неспешно направился ко второй створке.
- Так, что она хотела? – продолжал интересоваться водитель.
Часовой остановился, развёл руками и сообщил:
- Какого-то Романа спрашивала. Фамилию не помню.
- Шамшура! – тотчас же подсказал Яшкин.
- Точно, – обрадовался часовой. – Он самый.

Не успел солдат у ворот договорить, как Яшкин со скрежетом переключил передачу. Грузовик с рёвом рванул назад. Ещё несколько секунд и он уже мчался по улице вдогонку уходящей девушке. «Только бы она не свернула куда-нибудь!» – думал водитель, всматриваясь в фигуры немногочисленных прохожих, идущих вдоль домов.

Девушку он увидел на перекрёстке. Она намеревалась переходить его по пешеходному переходу. В нарушении правил дорожного движения, Яшкин выехал на полосу встречного движения и резко затормозил. Азербайджанка в ужасе остолбенела, вытаращившись на неожиданно возникший перед ней многотонный грузовик.

Яшкин открыл дверь и спросил:
- Вы искали Романа Шамшура?
- Да! – воскликнула девушка. – Вы знаете его?
От её испуга секундной давности не осталось и следа.
- Это мой друг. Что ему передать?
- Мне надо его увидеть, – произнесла подружка Шамшура. – Вы можете его позвать?

Водитель огляделся по сторонам. Остановившийся на перекрёстке грузовик уже привлёк внимание прохожих. Необходимо было как можно быстрее решить вопрос и уезжать.
- Приходите завтра, но только не на КПП. За отрядом, на противоположной отсюда стороне, есть улица. Там никогда никого нет, и там вы сможете увидеться. Скажите, когда вы придёте? Я Ромку предупрежу. Он вас там встретит.
- А сейчас его можно увидеть? – с надеждой спросила девушка.
- Я не знаю, где он. Увижу его только вечером.
- Я буду завтра утром, в восемь часов.
- Хорошо, я ему передам – ответил Яшкин и захлопнул дверь.

***
Шамшура Яшкин нашёл после ужина в казарме. Там стоял гвалт из-за стихийного сборища, организовавшегося вокруг неизвестного молодого мужчины в гражданской одежде. Его тайно провели на территорию части солдаты из хозяйственного взвода. Эти бойцы были призваны из Украины, и, судя по всему, гражданский только что приехал оттуда же.

- Я вам говорю, хлопцы, нечего вам тут сидеть! – убеждал собравшихся пришедший. Он расположился внизу на двухъярусной койке, а вокруг него сгрудилось около двух десятков человек. – В Украине сейчас такие дела разворачиваются! Новое государство строится, армия создаётся! Родине нужны такие, как вы! Поэтому вы должны возвращаться домой!

- И как же нам возвращаться? – спросил один из солдат.
- Очень просто. Если вы согласны, то говорите нам. Мы конкретно по каждому человеку договариваемся с местными, и те помогают нам переправлять вас за пределы республики. В Баку формируется самолёт, который доставит вас в Украину. А там, как захотите: или продолжите свою службу в украинской армии, или уволитесь на дембель.

Собравшиеся загудели. Возвращение на родину и увольнение раньше срока многим казалось привлекательным. Однако были и скептики:
- Что ты нам заливаешь!? – произнёс один из присутствующих, коренастый сержант из комендантской роты. – С какими местными ты будешь договариваться?
- Есть люди, заинтересованные в вашем отъезде, – неопределённо высказался гражданский.
- Ну, так мы знаем, что это за люди, – продолжал сержант. – Они из Народного Фронта!

Гул в помещении усилился. Активисты этой организации большинством воспринимались как злейшие враги пограничников. Именно боевики Народного Фронта организовывали нападения на военнослужащих, захватывали автотранспорт, угрожали семьям офицеров, всячески баламутили местное население, настраивая его против военных.

- То есть ты нам предлагаешь снюхаться с Народным Фронтом. Да они уроды! – повысил голос щуплый ефрейтор. – Да я с ними на одном гектаре срать не сяду!
- Подождите, хлопцы! – попытался исправить ситуацию гражданский. – Какая разница, с кем мы будем сотрудничать, чтобы вас вывезти?
- А мы – это кто? – продолжал интересоваться коренастый.
- Мы – это Народный Рух Украины! – гордо произнёс приезжий. – Мы помогаем украинцам вернуться домой. Если вы сейчас не уедете, то завтра неизвестно, что с вами будет.
- Почему неизвестно? – послышалось из толпы. – Выведут нас отсюда.
- Может и выведут, – не стал спорить агитатор. – Но вопрос, куда? Зашлют вас куда-нибудь к белым медведям в тундру, и будете вы ждать своего дембеля до посинения. Вы что думаете, москали с вами цацкаться будут?

Среди собравшихся присутствовали и москали, то есть солдаты, призванные с территории РСФСР. Они с интересом наблюдали за происходящим, но в разговор не вступали.
- Значит, – резюмировал щуплый ефрейтор. – Ты предлагаешь нам свалить, а пацанов из России оставить один на один с мамедами!? И кем мы после этого будем!? Суками конченными!?
- Вообще-то, за побег из части можно дисбат схлопотать! – заметил кто-то из присутствующих.

Сборище снова зашумело – по всему было видно, что настроение колыхнулось в невыгодную для руховца сторону.
- Никто вас в Украине не будет преследовать за это! – пытался перекричать присутствующих агитатор. – Я вам это гарантирую!
- Знаешь, что? – произнёс сержант. – Вали-ка ты отсюда! Мы на Украину вернёмся, но без твоей помощи.
- Эй! Ты за всех не расписывайся! – двинулся в его сторону один из солдат хозвзвода. В его фигуре угадывалась недюжинная физическая сила, а мрачная физиономия не сулила ничего доброго. Однако сержант оказался не из робкого десятка.
- Ну, так и вали вместе с ним, бандера! – тотчас же повысил он градус напряжённости.

- Хлопцы, только не надо ссорится! – заволновался агитатор. – Ведь мы украинцы! Мы должны держаться друг друга!
В этот момент в казарму вбежал молодой боец, дежуривший на лестничной клетке:
- Шухер! Офицер идёт! – негромко крикнул он.
Солдаты задвигались, расходясь. Гражданский и его сопровождающие, не теряя ни секунды, покинули спальное помещение.

***
Всё это время рядовой Шамшур находился неподалёку. Одетый, не снимая сапог, он лежал на застеленной кровати и молча слушал разговор. Шамшур не любил такие сборища и никогда в них не участвовал. Дезертировать он и не собирался. К тому же, после знакомства с Джамилей возвращение домой для него отошло на второй план.

- Привет, Рома! – плюхнулся Яшкин на соседнюю койку. – Что тут за шум?
- Агитатор с Украины приходил, – лениво отозвался Шамшур. – Наших к побегу склонял, только пацаны его послали.
- Правильно! – удовлетворённо сказал водитель. – Не время ещё вам уезжать. Особенно тебе не время. У тебя здесь ещё незаконченные дела есть.

Яшкин довольный воззрился на своего товарища. Тот непонимающе спросил:
- Ты о чём?
- Я сегодня твою подругу видел и даже с ней разговаривал.
- Где!? – моментально сел на кровати Шамшур.
- Да прямо на улице, – засмеялся товарищ. – Смотрю, идёт симпатичная такая девуля. Ну, думаю, наверняка, Ромкина любовь. Спрашиваю её: вы, девушка, не нашего ли Романа Шамшура будете невестой? А она мне говорит: да, вот ищу его, паразита, он ведь обещал на мне жениться.
- Да ну, тебя! Брехло! – разочаровано бросил Шамшур и снова улёгся на кровать, закинув руки за голову.
- А если серьёзно, Рома, то я действительно её сегодня видел. Она на КПП приходила, тебя спрашивала.

Шамшур не знал, верить ему или нет. Яшкин придал своей физиономии такой правдивый вид, что его друг, наконец, поверил. Он снова сел:
- Почему ты меня сразу не позвал!
- Откуда я знал, где ты!?
- И что она сказала?
- Сказала, что хочет тебя видеть, – Яшкин успокаивающе похлопал Шамшура по плечу. – Рома, не волнуйся! Завтра в восемь утра ты с ней встретишься.


Рецензии