Дионис против Распятого

Дехристианизация человечества, или Дионис против Распятого


Человечество стремительно лишается христианского сознания. Происходит кардинальная смена парадигмы. Катастрофа эта происходит плавно и незаметно, без соответствующих заглавий, объявлений, деклараций и манифестов, и потому почти не сознаётся, хотя многими ощущается. И цель этой статьи именно в том и заключается, чтобы облечь в слова безсознательно ощущаемое многими, неосознанно от того страдающими, вернее, страдающими осознанно, но не сознающими причины своих страданий.
Идёт война; но идёт она без открытого объявления имён воюющих сторон и без открытых военных лозунгов; война подпольно-шпионская. Не так давно враги христианства открыто провозглашали воинствующий атеизм, открыто нападая на Церковь и поливая её грязью. Но воинствующий атеизм ушёл в тень (не говорю исчез, так как вскоре он вернётся, и уже возвращается; а во многих государствах и не ослабевал), и явилась видимость свободы и терпимости (толерантности). Однако враг отнюдь не изменил своей цели – уничтожение христианства, – а только изменил стратегию, став более коварным и лживым. На самом деле, и сегодня провозглашаются антирелигиозные, точнее, антихристианские лозунги. Однако человечество, ослеплённое и оглушённое этой самой подпольной духовной войной, стало неспособно видеть и слышать это. Духовные слух и зрение, подлинное здравомыслие неотделимо от христианского мировоззрения (хотя бы сознания).

Я не ставлю целью писать о врагах христианства. Об этом уже написано немало поистине ценных, полезных книг. Горько сознавать, что трагедию, о которой мы говорим, сознают даже многие неверующие люди (прочтите хотя бы книгу Д. Эстуллина «Тавистокский институт»), и в то же время, большинство христиан, против которых и ведётся эта война, почти совершенно не понимают этого (а многие даже и активно спорят с этим фактом, когда им говоришь об этом). Как не вспомнить библейские слова из Книги пророка Исаии: «Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем» (Исаия 42: 24 – 25)! (Есть также немало христианских книг и статей о движении Нью-Эйдж («Новая Эра» («Новый Век»). А это именно то движение, которое и работает над всесторонней дехристианизацией нашего сознания, о чём и говорится в этой статье). Но эта статья не о врагах Церкви, и даже не о самой этой войне, а об её последствиях – о том, как изменилось наше мышление, парадигма и сознание, что выражается во всех сферах нашей жизни. Враги не имели бы на нас такого влияния, если бы не наше активное добровольное принятие их идеологии. Поэтому я и говорю, в основном, о простом народе, испытывающем антихристианское воздействие и влияние, почти не сознавая этого; и моя цель состоит именно в том, чтобы мы наконец-то это осознали. Пока ещё остаются в нас остатки здравомыслия и христианского сознания, хоть кто-нибудь сможет услышать и воспринять сказанное.

Итак, приступим. Предвечный Сын Божий – второе лицо Пресвятой Троицы, – воплотившийся в Сына Человеческого, назван в Священном Писании Логосом, Словом (Ев. от Иоанна 1:1), Божией Премудростью, Божиим разумом (Притчи 8 – 9 гл.; Иеремия 10:12: 51:15; 1 Послание Коринфянам 1:30). Удивительно ли, что всё больше отвергая христианство, человечество всё больше деградирует умственно, вплоть до полного сумасшествия? Прежде всего, наблюдается повальное отсутствие логического мышления, а во многих случаях – активное, даже враждебное отвержение фундаментальной логики. Это интеллектуальное лукавство делает человека совершенно неуязвимым для логических аргументов. Мы считаем себя людьми разумными, но почти уже разучились мыслить. Более того, размышление мы считаем чем-то скучным и совершенно ненужным.
Христос назвал Себя Истиной. Но мы всё больше увлекаемся восточной псевдофилософией, говоря, вместе с Пилатом, предавшим Христа на крест: «Что есть истина?» Мы гордо называем себя агностиками, безумно полагая, будто в этом невежестве скрыта высшая мудрость. Истина ведь так необъятна и безгранична, что непостижима. При таком подходе кажется возможным примирить все противоречия, представив их лишь различными гранями или проекциями истины. Но этот псевдоумный абсурд, по сути, устраняет понятие «истина» в принципе. С этой позиции, соответственно, невозможно также назвать что-либо ложью. Остаются лишь различные мнения, каждое из которых получает право на толерантность. Мы потеряли чёткость мысли, конкретность, однозначность и определённость, изменив заповеди Спасителя: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфей 5:37).
Мы потеряли категоричную уверенность в моральных суждениях, почти полностью разучившись говорить «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо», всё больше утопая в болоте морального релятивизма. Со всех сторон только и слышны либеральные реплики: «Для меня это так, для другого иначе…»; «Это смотря с какой стороны посмотреть» и т. п. Это явная слепота, но нам она кажется мудростью и зрелостью; и это ничем не обоснованное, явно превратное самомнение только лишний раз подтверждает нашу слепоту.

Отвержение Логоса проявляется в нашей полной потере жизненной философии. В это понятие я вкладываю не узкий, а широкий смысл. Это всеобъемлющий принцип. Философия – это не какая-то отдельная область или дисциплина. Это, скорее, правильный, здравый, разумный взгляд, мировоззрение; комплексное понимание общих принципов мироздания, выражающееся в способности применять их в каждой частной области и случае, сознавая единый принцип устройства мира и взаимосвязь разных его сфер. Конечно, такое цельное мировоззрение может формироваться исключительно при признании Единого Творца всего и Его единого замысла. Эта потеря более всего видна в сфере образования. Современные ученики и студенты загружены значительно больше, чем их коллеги из прошлых поколений. Загруженность, напряжение и скорость учебного процесса из поколения в поколение всё возрастают, но при этом учащиеся постигают, понимают и усваивают всё меньше и меньше. Почему? Именно потому, что исчезла, вернее, устранена философия. Раньше преподаватели объясняли принципы, давали понимание сути предмета, да и все предметы были объединены в рамках единого гносеологического (познавательного) принципа. Сейчас же детей и юношей просто загружают кучей сведений – текстов и формул, которые при отсутствии философии представляют собой не что иное, как только утомительный, даже изнуряющий ворох неудобоосмыслимой, разрозненной информации. Без понимания принципа никогда не освоить частностей, которых всегда безконечное множество. Смею утверждать, что эта безхребетность и безвекторность современной системы образования даже намного опаснее, чем её направленность в сторону ложной идеологии. При определённом векторе, даже ложном, у человека больше шансов прийти к истине, чем при полной неопределённости, порождающей только безразличие и сумасшествие разных степеней и форм.

Отвержение предвечного Слова проявляется во всеобщей утрате осознания ценности слов. Во-первых, это потеря знания истинного значения слов. Большинство слов, особенно слов главных, опорных, ключевых, мы употребляем совершенно безграмотно, невежественно, и даже превратно. А вообще, наше поколение почти полностью лишается дара речи, всё больше уподобляясь безсловесным животным. Мы уже не умеем связно говорить. (При чём это касается и интеллигенции; о простом народе нечего и говорить: он перешёл уже на язык жестов и дегенеративного жаргона). Наша речь несказанно обеднела. Во-вторых, и это напрямую связано с первым, мы стали относиться к словам совершенно несерьёзно. Это отношение распространяется как на наши собственные, произносимые нами, слова, так и на слова, которые мы слышим. Мы не придаём значения словам, и нам кажется, что они и вправду ничего не значат. Однако объективного положения вещей своим субъективизмом мы не изменим. Слова, сказанные Христом и Его апостолами, никто не отменял: «Если кто имеет уши слышать, да слышит! И сказал (Христос) им (апостолам): замечайте, что слышите» (Марк 4: 23 – 24); «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфей 12:3 6 – 37); «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1 Коринфянам 14:10). Можно смело сказать, что наша речь – показатель нашего нравственного облика, и глядя в это безпристрастное, безошибочное зеркало, можно только ужасаться от собственного уродства.

Христос назван Образом Божиим (Послание Евреям 1:3;Колоссянам 1:15). И отвергнув Его, мы всё больше обезОБРАЖиваемся. Образ Божий не следует понимать иконографически. Образ – это общий духовный глубочайший принцип, и этот принцип проявляется во всех сферах нашей деятельности. (Бог ведь создал мир по принципу, берущему начало в Нём Самом). Это особенно заметно в искусстве. Мы естественно отождествляем образ с рисованием, называя картинописное художество изОБРАЗительным искусством. И действительно, не является ли всё возрастающая тенденция смазанности и неопределённости линий, сюрреалистической неясности прямым следствием дехристианизации? Однако нельзя ли назвать образом и чёткую гармоничную мелодию в музыке? (и нельзя ли назвать это философией музыки, ведь мелодия создаётся строгим упорядочиванием звуков?) И разве не верно назвать образом определённо оформленный стройный сюжет книги и чётко выраженную, сформулированную идею? (И здесь мы снова видим неотделимость понятия образа от философии). В современной культуре мы наблюдаем тенденции, диаметрально противоположные выше описанному. Музыка становится всё больше фоново-оглушающей, какофоничной и расплывчато-неопределённой; сюжеты и мысли – всё более неясными. Ассоциация напрашивается сама собой. Определённый образ и очертания видит и сознаёт трезвый. Всё расплывается в глазах и уме пьяного. Как тут не вспомнить всемирно известный клич-лозунг безумного, одержимого Ф. Ницше: «Дионис против Распятого!»! Именно это мы и видим: трезвая христианская культура планомерно сменяется дионисической – пьяной и развратной (другое имя языческого бога виноделия Диониса – Вакх, от которого происходит слово «вакханалия»). Поклонники Диониса провозглашают, что истина в вине (не обязательно материальном; например, современную музыку можно вполне справедливо назвать духовным вином, или наркотиком). Христиане же исповедуют: «Истина – во Иисусе» (Послание Ефесянам 4:21), так как Сам Он есть Путь и Истина и Жизнь (см. Ев. от Иоанна 14:6). И во свете всего сказанного становится ясно, что это не просто громкие слова; в них заключена глубочайшая мысль. Наше отношение к Богу определяет нас самих, независимо от того, хотим мы согласиться с этим или нет. Отвергнув Образ Божий, мы закономерно лишаемся и собственного человеческого образа, ведь мы сотворены по Образу Божию.

Эта статья отнюдь не исчерпывает проблему и не даёт всеобъемлющий анализ. Я лишь коснулся ключевых вопросов, но коснулся самого корня катастрофы человечества, из которого произрастают все остальные катастрофы. Читатель уже самостоятельно сможет размышлять в этом направлении. Надеюсь, что многие увидят и поймут прямую причинно-следственную связь между дехристианизацией и наблюдаемыми разрушительными процессами. После всего сказанного спорить с этим может лишь безнадёжный упрямец и добровольный слепец. Надеюсь также, что во свете этой статьи читатель увидит полное невежество тех, кто отводит религии лишь небольшой изолированный угол в жизни, не понимая, что она коренным образом влияет на всю жизнь. Как выразился один писатель: «Я верю в Бога не как в отдельный предмет, а как во свет, освещающий все предметы». А также очень хотел бы донести мысль, что христианство – это не просто одна из религий, культур или прочих частностей. Это единственно возможная, универсальная норма для всего человечества, так как Христос – не просто один из великих учителей человечества. Он предвечный Сын Божий, ставший Сыном Человеческим – эталоном, стандартом человека, каким он должен быть по замыслу Создателя.


Рецензии