ОДА ШИЛУ

       Алкоголь в любом виде-Яд!

                Существует байка о том как лейтенант пришел со стаканом к командиру сторожевика и топчется.- Что хотите, лейтенант?-Спросил командир.
-Ну, вот, мне нужно,-мялся лейтенант.-Конкретнее, что Вы хотите?-Выпытывал командир корабля лейтенанта.-Да вот, спирт нужен для регламентах работ на навигационной станции.-Вот, и лейтенант протянул командиру стакан.
-Если этого будет мало, то несите бутылку, я буду отдыхать, но Вы не стесняйтесь, будите.

      Три раза лейтенант поднимал командира, приходя за спиртом. Командир на выдержал и спросил: Как Вы используете спирт.? Как положено, смачиваю ватку и протираю контакты.- Вы делаете неправильно! И командир налив стакан спирта, залпом выпивает его, а потом выдыхает на столешницу и протирает салфеткой, приговаривая: И тонким, тонким слоем растираем тщательно
-
      

      Спирт на регламент по корабельной норме мне положен был в количестве 750 граммов. Но наш старпом Федя Бесов вечно пытался мне его не выдать. А списывать нужно, поэтому наш корабельный шкипер (имя рек) подсовывал мне ведомость на подпись.


      Так вот, когда мне спирт не выдавали я не расписывался в акте на списание его. ТОГДА, старпом, шельма,  что удумал?  Раз, два я не расписался, а третий раз меня в акт, как члена комиссии просто не включили. Чтобы хоть что-то получить, я вынужден был расписываться за 750 граммов, а получать 500 мл.


      Я ведь не пил спирт и тогда, и потом. Куда же он девался? Отнюдь не на регламентные работы и протирку, а по прямому назначению. На ежегодную проверку в дозиметрической мастерской приборы с корабля на рейде доставляются на МК-48 или 57 до первого причала, а оттуда до цеха на такси. Стоило это всего три рубля. Три рубля на подписку газеты “На страже заполярья”, три пятьдесят на подписку журнала “Коммунист вооруженных сил” и т.д . В общем лейтенантской заначки на все не хватало. Хорошо я еще не пил и по кабакам пока не ходил, так  и то, еле-еле концы  с концами сводил.


      Так вот иногда удавалось нанять грузовик за эту самую бутылку шила и доставлять полученное имущество на корабль, чтобы повысить его боевую готовность.
При этом ни на какие похвалы рассчитывать не приходилось, лишь бы не ругали. А уж если бы старпому стало известно, что спирт используется не для регламента, а на доставание чего-либо, так он его в следующий раз бы просто мне не выдал.


      А почему старпом зажимал шило? Не думаю, чтобы  потом пить. Нынче мне, кажется, он хотел иметь запас, чтобы выглядеть “крутым”, как говорят теперь. Ну а кого еще ужать, как не лейтенанта.


      Обычно выписывали в килограммах, а выдавали в литрах. И если плотность спирта 0,8 то с каждого килограмма более чем двести  миллилитров оставалось, как говорили на корабельные нужды. Получали-то на крейсер всего тридцать семь килограмм, а значит оставалось в пользу “корабля” несчастливое число – тринадцать бутылок.

       Для сравнения: мой отец из шести килограммов сахара, используемых для закваски браги, извлекал 12 бутылок крепчайшего самогона. Так что он со старпомом крейсерским был почти на равных.

      Казенный спирт на флоте называли шилом. Про него  говорили, что шило-это жидкий доллар, конвертируемая валюта. И в каких только целях не использовали спирт:решали транспортные проблемы, списывали недостачи материальных средств, подкупали проверяющих и просто пили под лаврушечку, вместо водки, разводя до нужной крепости.


      Покойный Гена Букин разводил шило до шести градусов. Валентин Борисович Баудер мог выпить на спор стакан и закурить беломорину. Другияе разводили до крепости водки. На флоте никто к тебе в рюмку не заглядывал, наливай, сколько осилишь. Но бытовало и мнение, что нужно "боевой сантиметр" за раз выпивать. Это в тонкостенный стакан наливаешь "на глаз" шила и столько же воды из рукомойника. 50 на 5о и норма.
---------------------------------------
    Шила в мешке не утаишь.
   Русская поговорка.
---------------------------------------

   Давно это был, уже более 30 лет. В памяти многое поистёрлось. Хулиганить самому не приходилось. Но после баньки иногда, не в ущерб службе, позволяли. И это скрашивало однообразность и тяжесть корабельной службы.Без шила было бы совсем однообразно и скучно.




Февраль 2003 г. г.Мурманск               
---------------------------------------------------------------


Рецензии
http://proza.ru/2015/02/08/674

Спасибо, уважаемый Григорий Алексеевич!
Действительно, ШИЛУ можно и должно писать ОДЫ,
оно того стоит. По жизни приходилось пробовать
сей благородный напиток в разных ипостасях, с
моряками в том числе. За все время моих военных
скитаний по стране, встречал его в свободной
продаже только в Амурской области: в 1978 году
стояли целинным батальоном в Екатеринославке, в
ожидании отправки на Алтай, и там в сельском
магазине он, на удивление, был в свободной продаже.
А так в основном "доставал" на службе военной из
разных источников. Его ценили не только моряки, но
и летчики. Да и сейчас у меня в "запаснике" есть
заветная бутылочка, которая часто выручает...
Спасибо, что заглянули в гости. Я с ответным визитом
рискну предложить Вам ознакомиться со своей срочной
службой, что прошла в Заполярье, думаю, не разочарую.
Рад видеть Вас на своих страницах.
С поконом,
ВИталий

Виталий Голышев   28.01.2021 06:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте,и спасибо за прочтение. Хоте бы почитать про Вашу службу на Севере.С уважением, Григорий Ерохин.
С

Григорий Ерохин   09.02.2021 18:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.