1. Вступление. Интеллект или характер?

В ходе Первой мировой войны правительства впервые столкнулись с необходимостью быстро переобучать миллионы людей. Кого-то требовалось срочно превратить в артиллериста, кого-то в пилота, а кого-то научить делать на конвейере прицелы или боеприпасы. А как правильно определить, кого посадить за штурвал самолета, кого поставить возле пушки и т.д.? Если ошибёшься, то либо человека придётся учить дольше, а фронт ждать не может, либо солдат быстро выйдет из строя – и тогда из экономики снова придется выдёргивать совсем не лишние рабочие руки и опять-таки тратить время и ресурсы на учёбу.

Поэтому возникла мысль привлечь к процессу определения пригодности людей к тем или иным занятиям учёных. Так появилась профориентация.

Первые профориентационные методики были незамысловаты. Считалось, что следует изучать логический интеллект претендентов. Именно эта идея лежит в основе известной «задачи Форда», где надо на время найти соответствия между буквами и цифрами. Решаете задачу за 15 минут – вас возьмут на должность инженера в штаб-квартиру. Решаете за 25 – придётся стоять у станка.

Однако истории про успешных двоечников и незадачливых отличников, по-видимому, были актуальны и в первой четверти прошлого века. Поэтому возникло понимание, что одного логического интеллекта недостаточно. И это понимание разделило учёных на две группы.

Первая группа стала усложнять понятие интеллекта. Возникло понятие социального интеллекта – умеете вы дружить с правильными людьми или нет. Появилось понятие эмоционального интеллекта – легко вы впадаете в панику или нет. В то же время волшебный набор интеллектов, гарантирующий достижение вами успеха, до сих пор не обнаружен. Неполиткорректный Траут даже утверждал, что дело вообще не в интеллекте, о чём мы писали (https://t.me/rufuturism/17294 или см. изображение).

Вторая группа учёных решила, что при профориентации следует отталкиваться не от интеллекта, а от характера. Эта точка зрения стала пробивать себе дорогу с конца 1920-х, ну а потом подоспела уже Вторая мировая война, и фронту опять было некогда ждать. Требовались простые и масштабируемые решения, так возник знаменитый Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) – методика оценки личных качеств (1944 год). Он считается самым популярным в мире профориентационным тестом, при этом с момента своего возникновения подвергается непрерывной критике. Критика его вполне обоснованная. Только дело в том, что ещё не удалось создать ни одной методики оценки личности, которая была бы свободна от критики. Логично поэтому, что присутствует запрос на появление новых методик.

И вот в 1991 году в США появилась с одной стороны простая, а с другой стороны загадочная методика Pearson-Marr Archetype Indicator (PMAI). Её поспешили взять на вооружение… маркетологи – пока с переменным успехом. С нею экспериментируют психологи разных стран. Например, в России в прошлом году была защищена на этой теме кандидатская по психологии. Наконец, ещё в 2004 году PMAI был взят на вооружение организацией, которой принадлежат права на тот самый MBTI.

Почему PMAI привлек интерес специалистов столь разных профессий, как психологи и маркетологи, что в нём загадочного – об этом я расскажу в другой раз.

Впервые опубликовано 18 июня 2020 года в https://t.me/rufuturism/19037

Содержание:
1. Вступление. Интеллект или характер?;
2. Сотрудник как персонаж RPG (http://proza.ru/2020/08/03/370);
3. Эпос о PMAI (http://proza.ru/2020/08/03/386);
4. Эпоха смешных шуток (http://proza.ru/2020/08/03/394);
5. Дом на миллион человек (http://proza.ru/2020/08/03/406);
6. Сон Мага (http://proza.ru/2020/08/03/414);
7. Эпоха-доппельгангер (http://proza.ru/2020/08/03/423);
8. Коллективное психическое (http://proza.ru/2020/08/05/380);
9. Секрет массового безумия (http://proza.ru/2020/08/13/1454);
10. Спасительный вирус творчества (http://proza.ru/2020/08/20/1507);
11. Гибель интеллигенции (http://proza.ru/2020/09/26/1038);
12. Эпоха регресса (http://proza.ru/2020/10/07/738);
13. Почему мегаполисы обречены (http://proza.ru/2020/10/29/254);
14. Любовь и кровь (http://proza.ru/2020/12/16/265);
15. Расколотая луна Дональда Трампа (http://proza.ru/2021/02/06/765);
16. Младенец, обезумевший старик и зима человечества (http://proza.ru/2021/03/06/498);
17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества (http://proza.ru/2021/03/23/307).


Рецензии