2. Сотрудник как персонаж RPG

В прошлый раз я рассказывал о том, что среди психологов и маркетологов входит в моду такая методика оценки личных качеств, как Pearson-Marr Archetype Indicator (PMAI). Пора рассказать, почему.

Методику эту придумала американка Кэрол Пирсон, специалистка по английской филологии и последовательница Джозефа Кэмпбелла. Тот прославился как главный популяризатор в США идей психиатра Карла Густава Юнга, а также как автор концепции мономифа. Последняя нас и интересует.

Швейцарский культуролог Якоб Буркхардт ещё в XIX веке высказал мысль, что люди могут проживать в своей жизни сюжеты литературных произведений. Эту идею подхватил основатель аналитической психологии, а уже от него – Кэмпбелл. Который договорился до того, что всякий уважающий себя литературный герой обязан проживать одни и те же этапы развития сюжета. Если без подробностей, то стадий три – исход, инициация и возвращение. Присмотревшись к этой схеме повнимательнее, мы поймём, что Кэмпбеллу не надо было ничего придумывать, а просто взять триаду Гегеля про тезис, антитезис и синтезис. И она гораздо точнее описала бы типичный литературный сюжет, чем концепция мономифа. Но так получилось бы неинтересно, поэтому.

Пирсон внесла в схему Кэмпбелла некоторые изменения. Она сохранила основные стадии, но при этом совершено изменила промежуточные. Согласно последней версии, которая обнародована совсем недавно, 6 мая этого года, они называются так: Идеалист, Реалист, Воин, Опекун, Искатель, Любовник, Революционер, Творец, Правитель, Маг, Мудрец, Шут. Затем Пирсон заявила, что каждая промежуточная стадия литературного сюжета – это отдельный архетип. И что в жизни человека какой-то из этих архетипов может проявляться более ярко, чем остальные.

Последний тезис изменил вообще всё. Поясню. Вот были такие люди, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Они могли изобретать технические устройства и в то же время рисовать картины. Вроде бы противоречие – где физики, а где лирики? Но если предположить, что оба находились под влиянием архетипа Творец, то всё становится логично.

Или вот ещё пример. С точки зрения MBTI, какими качествами должен обладать юрист-судебник? Должен ли это быть логик, рационал? Или этик, иррационал? Или экстраверт? Или интроверт? Лично я отработал судебным юристом не один год, и могу сказать, что встречал очень разных субъектов. И все они добивались успеха, адаптируя стратегию под свои психологические особенности. Были те, кто знал законы и все листы дела вплоть до запятой. А были такие, кто, не разбираясь в деле совершенно, мог заболтать оппонента. В общем, были разные. То есть знание типов по MBTI не поможет нам определить, кто будет хорошим юристом-судебником, а кто плохим.

А вот схема Пирсон – поможет. Суд это же поединок. Один победит, а другой проиграет. Следовательно, нам нужны такие люди, которые любят борьбу. А это архетипы Воин и Революционер. В общем, Пирсон придумала простую и понятную модель, которую легко транслировать на людей. А маркетологи с подачи Маргарет Марк начали транслировать её и на компании. Например, про что бренд IKEA? Это предельно простая мебель без претензий, то есть архетип Реалист. И так далее.

В общем, всё было хорошо. Пока чёрт меня не дёрнул задаться вопросом: а эта схема Пирсон с промежуточными стадиями литературного сюжета – она вообще где-то встречается именно в таком вот виде? Или высосана из пальца? Тут-то самое интересное и началось.

Впервые опубликовано 21 июня 2020 года в https://t.me/rufuturism/19048

Содержание:
1. Вступление. Интеллект или характер? (http://proza.ru/2020/08/03/355);
2. Сотрудник как персонаж RPG;
3. Эпос о PMAI (http://proza.ru/2020/08/03/386);
4. Эпоха смешных шуток (http://proza.ru/2020/08/03/394);
5. Дом на миллион человек (http://proza.ru/2020/08/03/406);
6. Сон Мага (http://proza.ru/2020/08/03/414);
7. Эпоха-доппельгангер (http://proza.ru/2020/08/03/423);
8. Коллективное психическое (http://proza.ru/2020/08/05/380);
9. Секрет массового безумия (http://proza.ru/2020/08/13/1454);
10. Спасительный вирус творчества (http://proza.ru/2020/08/20/1507);
11. Гибель интеллигенции (http://proza.ru/2020/09/26/1038);
12. Эпоха регресса (http://proza.ru/2020/10/07/738);
13. Почему мегаполисы обречены (http://proza.ru/2020/10/29/254);
14. Любовь и кровь (http://proza.ru/2020/12/16/265);
15. Расколотая луна Дональда Трампа (http://proza.ru/2021/02/06/765);
16. Младенец, обезумевший старик и зима человечества (http://proza.ru/2021/03/06/498);
17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества (http://proza.ru/2021/03/23/307).


Рецензии