3. Эпос о PMAI

Итак, в прошлый раз я рассказал о концепции архетипов Кэрол Пирсон. И о том, что решил проверить, есть ли в ней рациональное зерно. Да, концепция очень проста, а этого достаточно, чтобы набрать популярность. Однако элементарная честность заставляет задать ряд вопросов:
- А эти самые архетипы где-то встречаются или они просто удачная выдумка?
- Их точно 12? Чем это подтверждается?
- Архетипы действительно должны встречаться в таком порядке, как придумала Пирсон, или о чём тогда это вообще?

К сожалению, сама Пирсон не уделила должного внимания данным вопросам. Те исследователи, которые о ней писали, тоже почему-то обошли стороной эту тему. Мол, раз в PMAI предусмотрено, что архетипов 12, значит, их должно быть 12, и точка!

Казалось бы, тут вырисовываются признаки очередной псевдо-теории. «Но ведь не может одновременно столько людей ошибаться», - думал я. – «Не может ошибаться CAPT, которая стала использовать PMAI наряду с опросником Майерс-Бриггс. Не мог ошибаться А.Г. Шмелёв, который дал положительный отзыв на диссертацию по архетипам Пирсон.»

В общем, я решил покопать эту тему. Откуда Пирсон взяла архетипы? Из концепции литературного сюжета? Отлично. Берём такое художественное произведение, как телесериал «Место встречи изменить нельзя». Где там эволюция героев от Идеалиста через Правителя и до Шута? Хм, нету.

Теоретически я ещё допускаю, что сюжет «Места встречи…» можно переложить на мономиф Кэмпбелла: действительно, в 5-й серии у Шарапова случаются исход (внедрение в банду), инициация и возвращение. Но, по правде говоря, кого интересует эволюция Шарапова? Ведь главный герой сериала – Жеглов. Он сыплет афоризмами, он супермен, он задерживает Фокса.

Нет, здесь намного более уместна гегелевская триада. Есть тезис – капитан Жеглов из МУРа, представитель сил добра. Есть антитезис – банда «Чёрная кошка», воплощение зла. И есть синтез, в самом конце, когда оказалось, что Жеглов вовсе не такой и душка, потому что «подставил» Шарапова, застрелив раскаявшегося Левченко. Да и раньше был не душка, когда хотел закрыть невиновного Груздева. В общем, если долго всматриваться в темноту… стоп, мы отвлеклись. Пора делать вывод, а он будет таков, что в большинстве произведений мы не увидим, как архетипы Пирсон стройными рядами сменяют друг друга во внутреннем развитии литературного героя.

Но однажды мне повезло. Я нашёл-таки произведение, где существует длительная эволюция персонажа. В ходе которой я насчитал 11 архетипов Пирсон из 12. Негусто, однако они шли именно в таком порядке, как предписано. «Всего одно произведение?» - снисходительно спросите вы. Да, всего одно. Зато какое! Эпос о Гильгамеше. О том, что это значит, расскажу в другой раз.

Впервые опубликовано 25 июня 2020 года в https://t.me/rufuturism/19069

Содержание:
1. Вступление. Интеллект или характер? (http://proza.ru/2020/08/03/355);
2. Сотрудник как персонаж RPG (http://proza.ru/2020/08/03/370);
3. Эпос о PMAI;
4. Эпоха смешных шуток (http://proza.ru/2020/08/03/394);
5. Дом на миллион человек (http://proza.ru/2020/08/03/406);
6. Сон Мага (http://proza.ru/2020/08/03/414);
7. Эпоха-доппельгангер (http://proza.ru/2020/08/03/423);
8. Коллективное психическое (http://proza.ru/2020/08/05/380);
9. Секрет массового безумия (http://proza.ru/2020/08/13/1454);
10. Спасительный вирус творчества (http://proza.ru/2020/08/20/1507);
11. Гибель интеллигенции (http://proza.ru/2020/09/26/1038);
12. Эпоха регресса (http://proza.ru/2020/10/07/738);
13. Почему мегаполисы обречены (http://proza.ru/2020/10/29/254);
14. Любовь и кровь (http://proza.ru/2020/12/16/265);
15. Расколотая луна Дональда Трампа (http://proza.ru/2021/02/06/765);
16. Младенец, обезумевший старик и зима человечества (http://proza.ru/2021/03/06/498);
17. Заключение. Секрет истории и тайна творчества (http://proza.ru/2021/03/23/307).


Рецензии