Фантастику в помощницы беру - о книге для детей и
Зная особенности детского восприятия, стараюсь сухой текст учебников обогащать живыми эмоциями, привлекая отрывки из художественной литературы, стихи. Помню, как сама любила фантастику, поэтому взяла на вооружение и этот литературный приём – пытаюсь научные премудрости физических и химических законов доносить в занимательной форме до учеников. Так получилась целая книга для подростков «Мир – это сказка». В неё вошли рассказы, сказки, повесть, пьесы. Все они есть в ПРОЗЕ.ру. Приглашаю всех по этому адресу, будем знакомиться: я рассказывать о темах, приёмах, а вы – читать и высказывать своё мнение. Оно мне очень необходимо: к моменту выхода книги я уже заболела и не могла встречаться с читателями. Помогите мне обсудить темы, написав отзывы, сделав замечания. Уверяю, скучно не будет, и деток приобщите, им в учёбе поможет эта исследовательская работа. Проведём заочное обсуждение моих произведений для подростков в помощь школьным программам. Надеюсь на вашу активность.
Итак, фантастика и фэнтези, как жанры литературы, - это «литература мечты» и «литература сновидений». Большой разницы меж ними нет, классификация составлена, но часто они переплетаются в произведениях и чёткую грань между ними трудно провести. У них общие корни – готический роман, а у славян – сказки, сказы, легенды, баллады.
Выделяется научная фантастика ( твёрдая научная, социальная, философская, реалистическая, социально-критическая и др.) и фэнтези ( сказочная, мифологическая, детективы и др.).
Прежде я считала, что фантастика – это что-то объяснимое законами природы раньше или позже, а фэнтази – нагромождение необъяснимых здравым смыслом событий, образов, как в сновидениях. Почти все «Чудеса» из сказок нашли право на существование в жизни: сапоги-скороходы, ковры-самолёты, блюдечки с голубой каёмочкой и другие.
Но сказка не обеднела, так же привлекает детей . В марте этого года Дворец творчества детей и молодёжи проводил областной заочный конкурс сказок (возраст авторов 7 – 13 лет). Я была членом жюри конкурса и могу свидетельствовать, что наши дети и подростки - отличные фантазёры, темы сказок были разнообразны: о животных, об охране природы, о добрых делах, о дружбе и любви, о школьных предметах, даже о политике.
Элементы фантастики я ввожу в повествование, чтобы «заманить» читателя-подростка , заинтриговать. Человеку свойственна вера в чудеса.
Эта уловка концентрирует внимание читателя, возбуждает интерес, а это – главное: всё, что интересно, усваивается без лишних усилий над собой, и надолго. Жанр фантастики – предмет дискуссии, например, - «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, «Космическая трилогия» К. Льюиса и др.
Моя книга « Мир – это сказка» включает три книги : для самых маленьких – «Мне почему-то хочется летать», для подростков – «Солнцеворот», для старшеклассников - «Солнечный твист». Разбивка по возрастам обязательна – это требование дидактики. В таком же порядке мы будем обсуждать фантастику-прозу.
«Ксюша и Ветерок» - рассказ, в котором природа одушевлённая: Ветерок, листья умеют разговаривать и общаются с девочкой, знакомят её с Осенью.
«Жарок-огонёк – волшебный цветок» - пьеска-сказка в стихах о жизни растений и животных, об охране природы, о борьбе Добра со Злом, о роли дружбы в этой борьбе, о перевоспитании Дракона и Бабы-Яги- вездесущих персонажей. В пьесе много стихов, песен.
«Сон Каракола» -- сказ о говорящем вОроне Караколе, которому 300 лет и он «видел», как строился молодой сибирский город Ангарск, а раз вОрон говорящий, то и рассказать об этом может и даже показать. Пьеска с материалами краеведения.
«Страна- Читалия» - библиотечный урок для начинающих читателей – путешествие по сказкам, герои которых оживают .
Вторая книга - «Солнцеворот» (5 -7 классы): Повесть «СПГ-ТРИ» (эс пэ гэ –три)- повесть о загадочном деде Ионе , который прилетел к мальчику из космоса за помощью. Тут и гениальное изобретение прибора, с помощью которого можно погрузиться в суть процессов, событий, материи, проблем, как бы увидеть их изнутри . Подростки знакомятся с теорией академика Вернадского о четвёртой оболочке Земли – ноосфере (кроме литосферы, гидросферы и атмосферы). Ноосфера – оболочка разума стала играть огромную геологическую силу – человек многое может изменить на планете Земля, поэтому возник вопрос: как всем вместе сохранить мир и саму планету. Это повесть - предупреждение человечеству, вот по ней и хочется подискутировать.
Третья книга «Солнечный твист» - для старшеклассников представлена космической пьесой-сказкой «Незабудка». К мальчику Артёму прилетел его космический брат-близнец – АРТ. Он живёт на планете Эйдос, где всё выполняют роботы, где общаются с помощью телепатии, где жители могут перевоплощаться . Их когда-то смоделировали. Заложили программы строгой специализации, каждый делает своё дело. У них асимметричны головы и лица. А почему – узнаете, прочитав сказку. О ней тоже хочется поговорить.
Отдельно от книги есть у меня сказки для взрослых: «Тютюня» - это социальная фантастика: Я пофантазировала «от обратного» - представила отступницу-кукушку, которая САМА птенцов высиживает и воспитывает. Как на это другие смотрят.
Осообняком стоит сатирическая сказка ддя взрослых -"Улица Залётная"
и сказочка «Сглазили, или суд над графоманом» - Вещи учат поэта писать стихи. Итак жду ваших отзывав, буду рада каждому. Критические замечания приветствуются! Ваша Надежда.Все произведения можно найти в "Стихи. ру" Надежда Кудашкина,(Таушева)
Свидетельство о публикации №220080300643