Трепещущие впечатления

Как мало я, в сущности, знаю. Как не хватает порой живых, трепещущих впечатлениями знаний, до которых я, признаюсь, очень жадная! Это, если можно так назвать, эстетическое невежество или эстетический голод я часто восполняю созерцанием живописи. Помню, когда открыла для себя Архипа Куинджи, не могла оторвать глаз от его магических картин. Да, это были репродукции, но очень хорошего качества, а главное, их можно было держать в руках, разглядывать часами и грезить, чего не сделаешь ни в одном переполненном зрителями музее мира.

Однажды, лет в 13, я прочитала об эффекте стереоскопии, которого можно было добиться довольно простой манипуляцией со зрением, смотря на две одинаковые картинки, положенные рядом. Я потом часто брала какие-нибудь парные фотографии, располагала их рядом, смещала глазной фокус и вот передо мной проявлялось 3Д-изображение. Это было настоящее волшебство. У картин Куинджи этот эффект, это волшебство проявлялись без дублирующих изображений и смещения фокуса, - сразу. Современники художника никак не могли понять, в чем секрет его мастерства. Одни утверждали, что Куинджи добавлял в краски фосфор, другие - что всё дело в специальном освещении работ при показе. Однако, эксперименты с красками, которые проводили многие живописцы, сводились у Куинджи к применению битума, а специальное освещение невозможно в репродукции, тем не менее магия пейзажей передается вне "живого" присутствия.
 
«Лунная ночь на Днепре» особенно завораживает. Пожалуй, только Гоголь и Куинджи смогли отразить красоту этой могучей реки. Первый это сделал словом, второй - кистью и цветом, доказав, кстати, что не только солнце и голубое небо могут смотреть на эту «зеркальную дорогу», но и луна...


Рецензии