Многомировая индивидуация в религиозном аспекте

(От мирского смешения к целомудрию и обожению).

   Для начала, приведу распространённое определение понятия «индивидуация». – Индивидуа;ция — одно из основных понятий аналитической психологии К. Г. Юнга (1875—1961), означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. (1).
 – В этой своей заметочке я хочу кратко представить модель индивидуации, рассматриваемой в религиозном аспекте. При построении модели я буду использовать понятия современной Квантовой теории и Многомировой концепции квантовой механики.

   Позволю себе предположить, опираясь на Священное Писание и Святоотеческое Предание, что Божий Промысл ведёт человека к бесконечному совершенствованию его души. – Путь этот выводит верующих людей из состояния мирского смешения к целомудренному состоянию и, далее, к обожению. – Определения этих специфических религиозных терминов приводятся в последующем изложении. В ходе изложения я постараюсь обосновать приведённый здесь постулат на модели, использующей понятия Квантовой механики. Дело в том, что ранее мной была представлена модель, описывающая Мир, сотворённый Богом в терминах Квантовой механики и её многомировой интерпретации (2). В этой заметочке я попытаюсь развить представленную ранее модель применительно к совершенствованию человеческой личности, то есть, к индивидуации. – Чтобы читателям было понятно, о чём идёт речь, нужно дать необходимые определения и пояснения, чем я и займусь далее.

   Итак, МИРСКОЕ СМЕШЕНИЕ – это состояние нашей земной действительности, после грехопадения праотцев человечества – Адама и Евы. Именно этот, актуальный для современного нам человечества ареал реальностей, Святые Отцы характеризуют, как «мирское смешение» или «мирское слитие». – Эта лаконичная характеристика является очень глубокой и философски содержательной, как, впрочем, и все определения богодухновенных Отцов. В частности, это определение означает, что в нашей действительности смешаны и переплетены между собой, добро и зло, любовь и ненависть, самопожертвование и корысть. Переплетены не только в обстоятельствах жизни, но и в душах людских. И жизнь наша – это постоянная борьба всех этих воспринятых нами в миру взаимоисключающих ценностей и устремлений. То есть, мирское смешение в душе порождается беспорядочным мышлением, следующим в русле плотских желаний и преходящих ценностей. Мирское смешение – это суетная, непоследовательная, противоречивая жизнь.

   Опираясь на свою трактовку отношений психического и физического в жизни, полагаю, что человеческое сознание формирует материальный мир человека. Потому, что реальность, в которой мы существуем, выбирается сознанием. Возможно, читатель спросит – какой же может быть выбор, если всё в нашей действительности обусловлено какими-то причинами? – Однако, у всякой причины, как правило, может быть несколько следствий, или исходов. Это относится даже к самым безвыходным, по видимости, ситуациям. – Просто мы, зачастую не видим альтернативы, она находится вне нашего поля зрения. Потому что наше восприятие мира обусловлено нашим опытом, памятью, ассоциациями и знаниями, а также нашим характером. Наше восприятие фрагментарно. Но, в целом, выбор нами реальности может быть описан с точки зрения квантовых альтернатив. – Потому, что квантовое описание действительности применимо к психическим явлениям и является более общим, чем классическое описание. Об этом более подробно можно узнать в моих статьях (3,4,5). Все квантовые альтернативы учитываются волновым уравнением, которое может быть составлено для данной ситуации. Все альтернативы равноправны и различаются лишь вероятностными коэффициентами. А свобода человека проявляется в том, что он выбирает не самые вероятные поступки. Это обусловлено его личным восприятием. Выбор действительности сознанием – это не фигура речи, а факт, рассматриваемый Квантовой Теорией (4,5).

    Выбор человеком действительности в каждый момент осознания можно описать как осуществляемый одной из его альтернативных личностей. В используемой здесь квантовой модели психики, постулируется, что психика содержит все альтернативные личности человека. (Вообще-то, они все существуют как квантовые альтернативы, присутствующие в составе всеобъемлющего Квантового Мира, который был создан Творцом (6).) Предполагается, что альтернативные личности выступают в составе психики как бессознательные комплексы и что они участвуют в жизни личности. – На простом описательном уровне это можно проиллюстрировать так. – Если спросить, почему мы очень часто поступаем непоследовательно и нелогично, не самым вероятным образом? – То, на основании представляемой модели можно сказать – из-за того, что в «сферу разума» прорываются альтернативные личности из бессознательной сферы, которым тоже хочется «порулить». Думаю, что  многие психологи согласятся с этим. Таким образом, альтернативные личности время от времени участвуют в выборе сознаваемой реальности. Это происходит тем чаще, чем актуальнее альтернативные стремления, чем ближе они к сознаваемой реальности. Об этом мною подробно написано в работе (6).

   Выбросы активности отдельных альтернативных личностей могут происходить потому, что они подкачиваются энергетически (через эмоции) от составляющих ветвей (реальностей) внешнего мира, т.е. из мирского смешения. – Это ведь естественно, что выбор нашей реальности зависит от актуальной ситуации. – И таким образом, альтернативные личности частично реализуются в сознаваемой причинной действительности. Из-за этого удельный вес таких актуальных альтернатив в составе мультивидуума возрастает, что приводит к смещению условного «центра личности». То есть, изменяется выбор мультивидуума, в целом. – Поэтому жизнь обычного современного человека отражает всю противоречивость и неблагополучие окружающего мира. Наиболее вероятная реальность, т.е. центр кривой распределения смещается по одной из качественных осей. Таким образом, спонтанная, хаотичная и не целеустремлённая работа сознания «выбирает» окружающую нас действительность мирского смешения. Задача же веры и Церкви – упорядочить духовный мир человека, то есть, приблизить личный выбор реальности каждого христианина к осознанному выполнению Промысла Божьего.

    Это упорядочение духовной жизни человека имеет направление обретения целомудрия. Вот определение целомудрия, взятое из православного справочника: ЦЕЛОМУДРИЕ – это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. (7) Таким образом, главным содержанием понятия «целомудрие» является душевная целостность, единство помыслов дел и намерений, свобода от суетных мирских искушений. Цельность души означает качественно новые отношения с Богом, новое конструктивное и критическое отношение к себе, новые отношения с окружающими людьми и с окружающим миром. По отношению к Богу это значит конец двоемыслия; по отношению к себе это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не поверхностно, а вдумчиво, глубоко, жить всей, подчас, страшной и опасной глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям – относиться  к ним не поверхностно, а так, чтобы прозревать глубинное в их душах, говорить этим людям слово жизни, и не сводить все отношения с ними к самому себе, а охранять души от соблазна, от зла и разрушения. В контексте Квантового Мира, целомудрие можно определить как целенаправленный и, хотя бы, отчасти осознанный выбор реальности. 

  Целью христианской веры является обожение человека. Сошлюсь на справочник: ОБОЖЕНИЕ – это осуществляемый в лоне Церкви процесс уподобления верующего Богу и единения с Богом. По учению Святых Отцов, обожение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение». (8) Обожение – это предельная цель просветления души. Для просветления характерен рост осознания духовных целей человека и средств, необходимых для достижения благодатной реальности. Обожение означает полностью осознанный человеком выбор Божественной реальности, приверженность Промыслу Божьему о человеке. Не трудно понять, что обожение возможно только через утверждение в душе человеческой целомудрия, о чём и писали Святые Отцы. Интересно рассмотреть это преображение души в контексте концепции Квантового Мира, чем мы сейчас и займёмся.

   Вероятность выбора реальности составляющими психику личностями человека, может быть показана на графике распределения. В этом графике психика являет собой ареал линеарных функций, подобный спектру. Каждая линия в этом графике изображает альтернативную личность, присутствующую в человеческой психике. Амплитуды линеечек характеризуют вероятность участия в выборе реальности альтернативных личностей. Для спонтанного выбора, характерного в мирском смешении, вероятность выбора альтернатив описывается кривой нормального распределения (имеющей форму колокола). Максимум вероятности принадлежит дневному сознанию. Это естественный результат того, что последовательно выбираемые реальности в типичном случае мирского смешения не согласованы между собой. – Дело в том, что случайно выбираемые реальности имеют несовпадающие духовные параметры, которые на предлагаемой модели могут быть представлены как разные духовные измерения. Вследствие этого реальности, выбираемые альтернативными личностями, конкурируют в духовном плане, что соответствует соперничеству альтернативных личностей. Они ослабляют друг друга и подавляются дневным сознанем.

   Таким образом, для души погруженной в мирское смешение, реальности, выбираемые альтернативными личностями составляющими психику, не согласуются между собой и с дневным сознанием. Естественно, что дневное сознание старается ослабить влияние этих конкурентов, вытеснить их на периферию и не допускает к управлению личностью. Но, психика человека может постепенно перестраиваться под влиянием его разума и воли. Разум и воля, направляемые сознательной верой, управляют сознанием, дисциплинируют душу и преобразуют структуру личности. Можно представить это себе так. – Если разнонаправленные реальности соперничают и вытесняют друг друга, то однонаправленные реальности, ведущие к Богу всегда комплиментарны, они помогают и поддерживают друг друга. И главное, если человек воцерковлён, то они поддерживаются дневным сознанием, которое даёт им преимущественное право выбора реальности. Возрастает когерентность солидарных реальностей, они становятся одинаково направленными. То есть, солидарные альтернативные личности, как бы, приближаются к дневному сознанию и перемещаются из актуального бессознательного в сознательную область.

   Такая перестройка личности соответствует обретению целомудрия. На графике распределения это будет выглядеть как расширение верхушки кривой, то есть, образования «площадки» осознаваемых и согласованных реальностей, ведущих к Богу. Таким образом, кривая распределения будет приближаться к прямоугольному виду. И, конечный итог: в пределе, вероятность целомудренного выбора альтернатив описывается почти прямоугольной функцией распределения. – Поскольку ширина вершины функции распределения расширяется, то расширяется ареал сознаваемых миров. Всё неосознанное содержание человеческой души постепенно осознаётся. Вся психика превращается в единую Сферу Разума. Это и есть просветлённая, целомудренная, преображённая душа. Её возможности неизмеримо возрастают. При этом личность человека неимоверно расширяется и обогащается за счёт того, что начинает использовать знания и навыки всех многочисленных вариантов личности, которые перестают быть альтернативными, а становятся сознательными.

   Так, по моим представлениям, психика человека искренне исповедующего христианство, перестраивается посредством целомудрия в направлении обожения. Это соответствует явлениям в психике, характерным для индивидуации. В душе верующего целомудренного человека реализуется принцип православной соборности: «единство в многообразии». Бог един во всех мирах, поэтому все спасительные для этой личности реальности постепенно объединяются в духовную общность. Многообразно одарённые альтернативы человеческой личности соединяются в труде и творчестве для достижения единой великой Цели. А Цель – это Бог! По христианскому определению, Он – Путь и Истина и Жизнь. Этому соответствует кардинальное преображение личности. Человек, буквально, начинает жить в Многомирии Царства Божьего, и его психика постепенно становится идентичной психике мультивидуума. Личность получает принципиально новые возможности деятельности и творчества. А сам мультивидуум, в результате преображения, всё полнее и отчетливее отображает Образ Божий.– Вот это и есть Обожение! Полагаю, что этот путь преображения прошли многочисленные святые и подвижники Христианства.

Используемые источники.

1. Википедия. Индивидуация. 2. Костерин А.М. Бог создал Квантовый Мир. http://proza.ru/2020/05/29/900
3. Костерин А.М. Деятели Мультиверса. http://proza.ru/2012/08/14/1209
4. Костерин А.М. Проблемы объективности в многомирии. http://www.everettica.org/art/Ka140208.pdf
5. Костерин А.М. Обыденный лик многомирия. http://www.everettica.org/art/K270212.pdf
6. Костерин А.М. Многомировая концепция жизни. http://www.everettica.org/art/K270212.pdf
7. Азбука веры. Целомудрие. https://azbyka.ru/tselomudrie
8. Азбука веры. Обожение. https://azbyka.ru/obozhenie


Июль 2020


Рецензии