Общая теория ПУКа. 8. Сила образа

Человек создает образы. Это не только визуальные образы, речь о более широком понятии, образы включают могут включать в себя гигантские структуры,поведенческие стереотипы, отражения ДС, существенно превышающих по масштабам самого человека (предприятия, города, партии, религии и пр.)
Суть воспитания и социализации человека как раз состоит в создании устойчивых образов, включающих в себя определенные поведенческие стереотипы и интерпретации, которые в дальнейшем настолько прочно соединены с собственным образом человека, его я, что не вызывают у него сомнений и исполняются без раздумий и обсуждений.
Поскольку любые образы создаются силой самого же человека,то часть его силы неизбежно оказывается связанной.
Приведу пример.
В ребенке воспитывали уважение к старшим, в частности, в общественном транспорте он должен уступать место пожилым людям. Почему так? Фактически это аванс собственной старости. Пожилой человек становится немощным, слабым и нуждается в повышенном внимании более сильной части общества. В результате у подрастающего человека формируется несколько образов: рядом старый, о нем следует позаботиться; сам я когда-нибудь обязательно состарюсь, это неизбежно; состарившись я стану немощным и обо мне будут заботиться другие.
И вот ребенок, завидев старичка или старушку автоматически уступает им место. При этом не обсуждается качество этих старичков (они вполне могут оказаться законченными подлецами, негодяями и преступниками). От ребенка добились автоматизма. То есть тот образ, который создан в его уме, требующий определенного поведения, может оказаться сильнее, чем реальное положение дел (человек может быть уставшим, не совсем здоров и пр.)
В данном случае мы имеем очень сильный образ поведенческого стереотипа, которая вынуждает ДС следовать условиям этого образа. Иногда это может быть даже в ущерб существованию ДС. "Лучше умереть, чем лишиться чести" именно из этой оперы.
Но парадокс в том, что в этом образе заключена наша собственная сила. А ДС не любит растрачивать силу попусту. Рано или поздно возникает момент, когда ДС пытается вернуть потраченное.
"Примерный пионер" становится "заслуженным ветераном". И вот тогда он начинает требовать от окружающих "уступить ему место".
Но социум динамичен. Условия жизни меняются. И вдруг оказывается, что никто из окружающих место уступать не собирается.... Здесь тоже множество вариантов, но весьма часто ДС предпринимает попытку вернуть ранее потраченную ею силу. Она начинает за нее бороться. "Ветеран" начинает требовать внимания от окружающих, вкладчик "штурмует" банк, предпенсионер негодует на повышение пенсионного возраста и т.п.
Но что есть борьба? Борьба - это всегда дополнительный расход силы. То есть ДС оказывается в положении, когда нужно либо смириться с потерей, либо увеличить расходы в надежде вернуть утраченное. Иногда это увеличение может перекрыть саму потерю многократно. Известны случаи, когда люди мстят кому-то всю жизнь, причем не только в мыслях, но и поступками.

Так вот все религиозные пути предостерегают как раз от попыток вернуть утраченное, от негативных эмоций по поводу потерь.
В целом это понятно, поскольку утрата уже состоялась, а негатив лишь увеличивает дискомфорт, увеличивает расход силы, в особенности, если человек не может повлиять на положение дел.
Еще сложнее порадоваться потере! И вот тут нам предлагается идея "посмертного райского существования" или "отработки кармы". То есть опираясь на образ позитивности потери, человек не только не расходует силы на борьбу, психическую энергию на негатив, а наоборот, получает позитивные эмоции, опираясь на соответствующую интерпретацию.


Рецензии