Буржуазная личность
Человек всегда стремился "окультурить" окружающую среду, сделать ее комфортной для своего проживания. Он строит дома, дороги, мосты, насаждает деревья...
Человек живет в обществе. Люди, которые его окружают - это тоже среда, которую тоже надо культивировать. Культурный человек отличается от своего естественного предка. Он иначе выглядит, иначе говорит, иначе реагирует на "внешние раздражители". В коллективе нечасто можно встретить "человека натурального", это "дурной тон". Обычно там вступают в соотношения образы, которые к своим естественном прототипам имеют лишь косвенное отношение. Имеются правила поведения, которые следует соблюдать. Социальное положение требует иметь определенный внешний вид и диктует субординации.
Поиски начала перехода от реального мира в мир виртуальных образов уводит в далекие времена. На этом пути мы встречаем трубадуров Прованса, слагающих стихи о прекрасной даме - признаками идеала наделяются реальные персонажи, которым уже по необходимости надо как-то соответствовать заявленному статусу. Здесь мы найдем и представление о Богочеловеке, соединяющем духовное совершенство со своей материальной основой.
Стремление к одухотворению и возвышению материи всегда было свойственно человеку. В какой-то мере, сегодня мы можем наблюдать результат этого давнего процесса. Люди играют социальные роли. У кого-то получается хорошо, у кого-то - не очень, но все, кроме "асоциальных элементов", стремятся к этому. И, в результате, в обществе, которое мы можем наблюдать, разыгрывается театрализованное действие, в котором происходят реальные события в виртуальном окружении. Все слишком перемешано, чтобы можно было уверенно отнести что-нибудь из этого к действительной или к мнимой сфере.
Интерпретаций действия может быть много. И всегда есть другой уровень понимания того, что происходит, в котором могут присутствовать скрытые или скрываемые сюжеты и причины. Картина "в другом ракурсе" может получиться совсем другая, как бы из другой реальности, в которой успешные и удачливые вдруг окажутся алчными и мелочными. В которой хорошие результаты могут оказаться причиной дурных намерений, в которой человек может выглядеть не столь пристойным, как его привыкли наблюдать.
В фильме "Опасный поворот" один из персонажей, уловив логическую нестыковку некого заявленного события, попытался узнать правду. Правда постепенно проступает наружу, ломает пласты косметики имиджа, и дает новые, совсем нелестные характеристики действующих лиц.
И есть вопрос о том, нужна ли "правда"? Она хороша для исследователей, пытающихся профессионально понять причины тех или иных поступков, но не для жизни. Пусть психоаналитики копаются в глубинах подсознания, пусть их картины все объяснят и "разложат по полочкам", - мы все-таки желаем видеть и будем воспринимать иначе - в собственных образах и интерпретациях. В театре жизни каждый играет свою пьесу. Это могут быть комедии, трагедии, трагикомедии - кто к чему более расположен, но они соответствуют собственным эстетическим пристрастиям, и другие ракурсы будут заведомо безобразны.
Под маской, в которой человек предстает в социуме, он скрывает свою индивидуальность, свое "истинное лицо". Если предложить всем "сбросить маски", мы увидим совсем других людей, совсем другое общество, и нет сомнений в том, что такое общество не будет приятным. Именно долгая притирка людей друг к другу сформировала эти правила - они учитывают несовершенство реального человека и направлены на то, чтобы скрыть и заглушить все его негативные проявления.
"Буржуазный индивидуализм" - слова из лексикона советской пропаганды, которым противопоставлялся коллективизм. Социалистический эксперимент имеет много измерений, одно из них - заменить "театральный образ" буржуазной личности реальным человеком. Коммунизм не примиряется с тем, что есть, и вместо сокрытия негативных моментов стремится к их полному искоренению. Казалось бы, что может быть лучше - не носить маску "правильного" человека, а быть им.
Согласно своему концепту, советское общество складывалось так, что человек был всегда "на виду", среди людей - в коммунальной квартире, в общественном транспорте, на производстве. Сюда же можно отнести практику коллективного обсуждения вопросов личной жизни работников (см. А.Галич: "Ой, да что ж тут говорить, что тут спрашивать, - вот, стою я перед вами, словно голенький. Ну, с племянницей гулял тети Пашиной, и в "Пекин" ее водил, и в Сокольники..." ). Все это в большой мере исключало формирование "видимости", человек был открыт для окружаюших. Так было, и многие принимали подобные установки. Но для тех, кто не мог принять, личность уходила все дальше вглубь, не оставляя о себе ни малейших внешних проявлений. В фильме А.Германа "Мой друг Иван Лапшин", герой А.Миронова неожиданно исчезает и пытается застрелиться. Почему? - непонятно ни для кого из окружающих, никак не следует из сюжета. - Да потому, что его внутренние проблемы могли оставаться только внутри, и только там можно было находить решения, не надеясь на помощь извне. Они непонятны, они принципиально не могут быть поняты.
Но это значит, что современное общество еще не готово к такому состоянию. Уровень соучастия и понимания между людьми должен быть много выше, и только тогда уйдет проблема сокрытия собственного существа под маской имиджа. Это будет уже другой человек и другая цивилизация.
От знакомого доктора детской патологии я знаю о том, о том, что российская медицина в этой области существенно превосходит западную, поскольку имеет большую реальную практику, которой там нет. То же самое можно сказать и о русской литературе, которая со времен Толстого и Достоевского вскрывает глубинные мотивы человеческих поступков. - Россия всегда была склонна к коллективизму, и часто проявления личности имели парадоксальные причины.
Остается заметить, что советский фильм по повести Пристли "Не будите спящую собаку" - исключительно о западном обществе, хотя не помню, чтобы он шел в "широком прокате". Видимо, не слишком далеко ушло советское от буржуазного.
Буржуазное общество не претендует на трансформацию личности, но она, тем не менее, происходит. Благодаря Интернету, а также по многим другим причинам, личность становится все более открытой. Понятие "буржуазная личность" уходит в прошлое, а старая советская доктрина принимает новые формы воплощения.
14.03.2012
Свидетельство о публикации №220080401433