Баба Саня

Она была бабушкой моей подруги. Озорная, шустрая, сильная, баба Саня казалось успевала все и везде.
Посмотрев на меня с прищуром при первом знакомстве, произнесла благосклонно:
- Хороша была бы девка, но тощая.
Мои сорок семь килограмм на неё впечатления не произвели, зато когда узнала, что у меня есть сын и я разведена, обняла и проворковала:
- Вот и славно, вот и умница.
О чем она, я поняла гораздо позже.

Мама Нади находилась в вечной заботе поиска жениха для дочери. Баба Саня к этому ее ажиотажу относилась сурово:
- Чего ты все взамуж, да взамуж. Чего она там молодяжка не видела?
- Так ты же, мама, замужем была?
- Ага, была, да разбыла, еле ноги унесла.
- Говорили же в деревне - бедовой ты молодухой слыла.
- Бедовая, победовей видали. А вот дура точно.
Пристали мы к ней - расскажи.
- Саша мой старше меня был, но молодой ещё, чего в нем мужского непонятно было. Я и не хотела за него, а он звал. Война, ему призываться, я голосила, провожая. А он:
- Вернусь - пойдёшь замуж?
- Ты вернись только!
Вернулся пораненый весь. На жалость меня взял, говорит:
- Я тебе, Саня, целый был не нужен, а теперь весь продырявленный. Знаю, не пойдёшь..
- А, пойду!

Мужик оказался хозяйственный, руками все мог, а учиться не хотел. Колхоз ему, вишь ли, поднимать надо! А ведь посылали на агронома! Не стала я агрономшей, осталась плотницкой женой.
Ноги на этой работе оставила. То на победу работали, то разруху побеждали, мужицкую работу делали, как надо, а баба она все может, только потом откликнется.
Вот Танюху родила, да Ваньку, повезло, другие все поотмораживали.

Была я честная мужняя жена, на работе - ударница. Подруга все говорила, мол, все награды я собрала, другим не оставила.
Мне б подумать, что за подруга такая, а я всем делилась.
На урожай к нам машины присылали городские в помощь. Ну, один шофёр на меня глаз положил, улещивал, да не улестил. Но ухаживал. Я ему:
- Мужняя жена я!
А он, не грех, мол, жизни радоваться. Одеколон его я не приняла, а подружке рассказала.
Та и понесла по деревне - гуляет Саня от мужика с заезжим шофёром. Иди доказывай. Вот и бедовая, а я ни сном, ни духом. Домой пришла, муж с размаху по щеке, да ещё замахивается.
Я ему:
- Поверил, дурак, чужим вракам, на жену руку поднимаешь! Пожалела я тебя, а то ведь пришибла бы насмерть!
Потом однажды зимой в клубе задержалась, пришла, а он подвыпивший заревновал непонятно к кому и бить приступил. Взяла я детей, узлы связала и уехала от него в мамин дом, ее уж год, как похоронили. А на прощанье кинула:
- Не ту жену выбрал, говорила же! С битой мордой ходить не буду, и не зови, не вернусь.
Так и не вернулась, сама справилась. А ты говоришь взамуж...

По молодости лихая была Саня, мужиков дерущихся разнимала, дом свой сама до ума довела. Любила плясать, частушки пела такие - мужики краснели.
К возрасту полюбила к бутылочке приложиться. Нет, не напиваясь, а хватит пару рюмок своей настоечки, крякнет, губы ладонью утрёт, пробочку закрутит и говорит:
- Ну, все, погрешили, людей посмешили и будя.
Самогон гнала свой, на чем настаивала никому не говорила, но был он прозрачный, коньячного цвета и пился легко.

- Грешить, Надька, надо легко и весело, - говорила внучке, - Вот ты с блуда пришла, и не заводи, знаю! А чего лицо постное, да унылое?  На кой он - ухажёр такой, гони!
- Ты ж, бабуля, не грешила?
- Ангела нашла, как не грешила? Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасёшься. Грешила, но в радость.

Заготавливала баба Саня на зиму все, что росло в огороде (жили уже в городе, а в пригороде огород держали большущий), сокрушалась по погребу своему, зять в гараже вырыл, любил тещу. Так и бегала по хозяйству, останавливалась только когда ноги подводили, а они все чаще подводили. К врачам ходить не любила, сама травы настаивала и растиралась.

Однажды утром расчесалась, пучочек уложила, вышла на кухню, охнула и упала. Все дома были, скорую вызвали, оказалось инфаркт. В больнице еле в кровати удерживали, все рвалась домой.
Навещали мы ее с Надей, она поговорить любила. Вдруг посреди разговора запнулась как-то, задохнулась. Внучка за врачом побежала, я ее приподняла и... приняла ее последний выдох.

Покойся с миром, баба Саня, веселая грешница, помню.


Рецензии