Виктор Шоке-коллекционер импрессионистов

   Ренуар "Портрет Виктора Шоке". 1875 г.Холст, масло. 46х37 см.
Музей искусств Фогга, Кэмбридж, Массачусетс.

     Ренуар "Портрет Виктора Шоке". 1876 г.Холст, масло. 46х36 см.Частное собрание, Винтертур.

   Виктор Шоке был одним из первых собирателей импрессионистов, абсолютно убежденным в их художественной значимости, когда над ними только издевались. Для него импрессионисты были людьми, «сделавшими себя сами».
     Из воспоминаний Жана Ренуара, сына художника:

"... Большим другом моего отца в период улицы Сен-Жорж был "папаша Шоке". Ренуар называл его "самым великим французским коллекционером после короелей и даже, может быть, после пап во всем мире!" Следует уточнить, что для моего отца папы - это Юлий II, "который сумел заставить Микеланджело и Рафаэля писать, создав им покойную обстановку".

        Шоке служил в таможенном управлении. Жалованье получал мизерное. В юности он экономил на еде и одежде, чтобы приобрести предметы французского искусства, преимущественно искусства XVIII века. Шоке жил в мансарде, одевался кое-как, но обладал часами Буля.

      Начальство не раз собиралось его уволить, поскольку достоинство государственного служащего несовместимо с продранными локтями. Но у Шоке был покровитель, который каждый раз за него заступался. Его имя отец мне не открыл. "По счастью, не перевелись покровители, иначе жизнь была бы чересчур несправедливой!"

      Шоке получил небольшое наследство, стал прилично одеваться и разместил свои богатства в прекрасной квартире. Он одним из первых понял, что Ренуар, Сезанн и их товарищи были прямыми наследниками того французского искусства, которое Жером и официальные художники, претендовавшие на роль продолжателей традиции, по сути дела, предали. "То же самое происходит в политике. Ярлыки оставляют, а товар фальсифицируют", - говорил Шоке.

     Очень скоро в Париже стали интересоваться Шоке. Ренуар приписывал эту популярность повышению цен на Ватто. Шоке принадлежало несколько картин этого мастера. Он заплатил за них несколько сот франков тогда, когда никто и не смотрел на них. Говорили и о его комодах, трюмо, люстрах в стиле Людовика XV и Людовика XVI.
      Антиквары стали приобретать вес в обществе. Снобам, которым надоела готика в стиле Виктора Гюго, захотелось "поиграть в Трианон". А главное, цены "росли и росли!" Если бы папаша Шоке захотел продавать, он реализовал бы целое состояние. Ничтожный служащий превратился в мудреца, знакомства с которым стали домогаться.
       
      Считалось за честь быть у него принятым. Он пользовался этой популярностью, чтобы вешать на видное место картины Сезанна и Ренуара "в подлинных рамах эпохи Людовика XV". Шоке считал, что объемы Сезанна выигрывают в таких рамах.


   Свое восхищение Виктором Шоке,Ренуар выразил в двух портретах. Написанные в 1875 и 1876 году, они передают не только внешний облик модели, но его благородную духовную сущность. Эти портреты представляют особенности психологического анализа внутреннего мира портретируемых, свойственные Ренуару.

     Интересно сравнить портреты Шоке, написанные Ренуаром, с портретами Виктора Шоке, сделанными в 1876-1877 году Полем Сезанном. Кстати, именно Ренуар, желая помочь своему совершенно неизвестному в то время и не признанному публикой другу, познакомил Шоке с Сезанном, и коллекционер стал страстным почитателем этого живописца.
      Сравнивая портреты Шоке, написанные Ренуаром, мы можем заметить, как совершенствовался художественный образ. Портрет в анфас написан так, что мы видим не только свойственные Шоке привычки, например, держать вместе сплетенные пальцы рук, но и фон портрета, представляющий, по-видимому, этюд Делакруа, который Ренуар, возможно, написал по просьбе заказчика.
   
     Несмотря на то, что одухотворенное лицо Шоке с густой шевелюрой седых волос и вдумчивыми глазами смотрит на нас прямо и внимательно, оно выглядит как-то плоскостно, лишено необходимого объема и от этого кажется менее выразительным и рельефным.

       Второй портрет Виктора Шоке, близкий и своими размерами и композицией к первому портрету, имеет некоторые отличия, которые хотя и не бросаются в глаза зрителям, но преображают облик модели существенно и психологически точно.

      Ренуар чуть - на три четверти - разворачивает голову Шоке, и она сразу приобретает необходимый объем и рельефность. Становятся более выразительными его умные проницательные глаза в глубоких глазницах, тонкий с горбинкой нос, острые скулы с сильными складками морщин, высокий лоб.

      Его седая шевелюра написана блистательно, а быстрые движения кисти так передают волосы, что, кажется, они рассыпаются, чуть колеблемые незаметным движением воздуха. Шоке представлен в рубашке с открытым воротом, а рука с длинными тонкими пальцами теребит кончик его коротко стриженной бороды. Вероятно, именно в такой позе и с таким выражением лица Шоке смотрел полюбившиеся ему картины.

     Ренуар создал шедевр психологического проникновения во внутренний мир портретируемого, причем сделал это, подметив наиболее характерный вид модели, когда Шоке, вероятно, находился под впечатлением от восприятия произведения искусства. Здесь схвачено мимолетное состояние человека, но это мгновенье определяет наивысший смысл всей жизни и деятельности коллекционера Виктора Шоке.


Рецензии
Алина, заметка интересная. Исправьте опечатку в слове "королей"
("Ренуар называл его "самым великим французским коллекционером после королей")

Олег Яненагорский   09.01.2021 20:05     Заявить о нарушении