Двери на просторы нашей свободы

Видео-спектакль «Двери открываются ВОВНУТРЬ».
Идея и режиссура – Янис Повилайтис и Евгений Капустин.
Художник-постановщик – Елена Михайлова.
Композиторы – Кирилл Чернегин и Владимир Смирнов.
Анимация / кукольный театр – Анастасия Бабиченко.
Вокал – Мария Измалкова.
Консультант по свету – Степан Груша.
Оператор дрона – Сергей Ташевский.
Роли исполняют:
Янис Повилайтис
Евгений Капустин
Александра Верхошанская
Василий Куралев
Анна Качура
Ольга Альбанова
Александр Симон.
Премьера спектакля состоялась 15 июня 2020.
Спектакль участник Онлайн- фестиваля «Цифровой Театра» - 2020.
Электротеатр Станиславский. Москва 2020.
Янис Повилайтис и Евгений Капустин в видео-спектакле «Двери открываются ВОВНУТРЬ» предлагают нам возможность познания внутреннего мира человека, находящегося в пиковой эмоциональной точке и этот путь познания они воплощают через сюжетную линию в основе, которой лежит произведение Даниила Хармса «Старуха». В рамках этого несценического проекта Повилайтис и Капустин сохраняют сюжет произведения Хармса, но в их воплощение в этой истории они создают сюжетное выделение, которое направляет вектор нашего взгляда на многосторонне изучение внутреннего мира писателя находящегося в замкнутом пространстве творческого поиска.
В спектакле «Двери открываются ВОВНУТРЬ» это замкнутое пространство является плоскостью нашего познания, в которой мы открываем особую форму восприятия событий сюжетной линии произведения Даниила Хармса. Эта форма восприятия раскрывает нам иное видение реалий, так как в ней мы видим их через призму взгляда персонажа, погруженного в процесс творческого поиска. В этой сюжетной плоскости спектакля образ главного героя этой истории собирательный и многомерный, он дуален и в одной проекции этой дуальности в его чертах легко угадывается сам Даниил Хармс. В этой истории мы видим запечатлённый фрагмент жизни великого писателя, когда он в агонии творчества, вызванный идеологическим диктатом в литературе, при котором он изолирован от его читателей и ему отказано в публикациях.
В другой визуальной плоскости этой дуальности образ главного героя спектакля собирательный, в его чертах и парадигме существования отражаются лики реальных персонажей нашего времени, чьи имена долгое время были в фокусе общественного внимания и средств массовой информации. В спектакле это расширение диапазона воплощения образа нивелирует временные границы и условности, черты этих героев нашего времени хорошо узнаваемы и они приближают его образ к реалиям нашего сегодняшнего дня. В несценическом театральном проекте под названием «Двери открываются ВОВНУТРЬ» Повилайтис и Капустин с помощью интегрирования черт различных людей мира искусства создают символичный образ человека-творца, для которого творческий процесс является стержнем жизни и смыслом существования.
Развитие этой концепции находит своё воплощение в натуралистической модели общества вокруг главного героя спектакля, в этой истории персонаж находится в центре общественного внимания и эта форма центричности  создаёт возможность разностороннего изучения общественного восприятия творческой личности и взаимоотношений писателя  с различными представителями общества. В этой форме раскрытия эта плоскость открывает нам возможности абстрагированного наблюдения мыслительного процесса писателя. В этом процессе визуальное воплощение его мыслительного процесса создаёт сюрреалистические картины, наполненные причудливой смешению художественных образов и ликов персонажей повседневной реальности.
В этом визуальном воплощении многокомпонентной системы координат существования писателя сюжетная линия спектакля «Двери открываются ВОВНУТРЬ» складывается из различных эпизодов создающих точки взаимоотношения писателя с людьми вокруг него. С помощью серии этих точек, встроенных в сюжетную линию  Повилайтис и Капустин создают расширение, которое позволяет нам изучить взаимоотношения «Творческая личность vs Власть» за рамками сюжетной плоскости первоисточника Хармса. В этом направлении Повилайтис и Капустин нивелируют условности эпохи Хармса и дополняют историю реалистичными зарисовками, которые приближают эту историю к реалиям нашего сегодняшнего дня.
В истории воплощенной в спектакле «Двери открываются ВОВНУТРЬ» образ персонажа символически объединяет в себе лики известных людей нашего времени и его история повторяет фрагментарно эпизоды их взаимоотношений с властью. В спектакле  его взгляды и парадигма существования не вписывается в шаблоны установленные властями и это несоответствие определяет характер и структуру взаимоотношений «Творческая личность vs Власть». Паттерн этих взаимоотношений не имеет диалоговый формат, в его истории он односторонний. Для властей он перманентный подозреваемый в преступной деятельности, они хотят форматировать его в «удобного» персонажа готового на полное «добровольное сотрудничество» с ними. В этой плоскости раскрытия они соответствуют шаблонам эпохи Хармса и его творческая личность –это объект их постоянного контроля и пристального наблюдения. Разностороннее раскрытие формулы этих взаимоотношений открывают нам другое видение жизни писателя, в котором его творчество скованно кандалами властных запретов, табу и общественного давления, которые не позволяют ему реализовать свой творческий потенциал.
Проекция жизни творческой личности в обществе воплощенная в спектакле Повилайтиса и Капустина расширяет границы сюжетной оболочки «Старухи» Даниила Хармса в ней история писателя условно подразделена на три этапа. В начале этой сюжетной линии мы видим персонажа в агонии творческого поиска, закованного в кандалы запретов и ограничений властей. Его индивидуальность, зажатая в рамках этих ограничений,  пытается найти решения и выход из этого жизненного тупика. В финале его поиска он достигает понимание пути выхода из его творческого кризиса и совершает поступок, освобождающий его творческую натуру, благодаря этому поступку он обретает безграничные просторы творчества.
Повилайтис и Капустин в этом несценическом театральном проекте открывают нам двери вовнутрь мира, в котором мы все живем, скованные кандалами запретов и ограничений и каждый из нас войдя в эти двери, получает возможность увидеть в этой истории зеркальное отражение себя и увидеть направление своего пути на просторы безграничной свободы. 


Рецензии