Унесенные в вечность

Кто сказал, что время лечит?
Нет, время не лечит. Боль утраты не проходит. Чем старше становится человек, тем всё отчетливее вспоминаются события прошлого. В памяти всплывают потери дорогих людей. Эту боль испытывает и Борис Григорьевич Мурачев, капитан 1 ранга ВМФ Северного флота.
 

Мурачев Борис Григорьевич,  ветеран атомного подводного флота,1945г рождения, русский, капитан 1 ранга запаса, окончил КВВМКУ им.Кирова в г.Баку в 1968 г и ВМОЛУА им. Кузнецова в г.Ленинграде в 1976 г.
Стаж военной службы 33 года из них 15 лет на атомных подводных лодках Краснознаменного Северного флота. 
 
20 лет прошло со времени трагедии АПЛ «Курск», со дня гибели его сына, с того
времени, когда 12 августа 2000 года затонула АПЛ «Курск», вышедшая в свой боевой поход   из п. Видяево Мурманской области, от причала Ара-Губы.
Россия потеряла лучший корабль Северного флота, атомный подводный
крейсер «Курск». И лучших своих моряков – сто восемнадцать человек…
Ушли лучшие дети России.
Они были молоды. Они верой и правдой служили Родине…
Своим сыном Борис Григорьевич  гордился. Он отлично понимал, что военная служба – это постоянные переезды, и  сын вместе с родителями «мотался» по гарнизонам. К чести Димы нужно казать, что он быстро осваивался на новом месте, знакомился со сверстниками. Не раз он одноклассникам с гордостью показывал подводную лодку, где  проходила служба отца.
Оптимизм и любовь к окружающему ему прививала мама – Елена Васильевна, стойко преодолевавшая все сложности и неудобства кочевой жизни.
В школьные годы Дима увлекался борьбой, плаванием, шахматами, посещал фотокружок. Он рос общительным и доброжелательным мальчиком.

Два капитана

В 1985 году Бориса Григорьевича  перевели  в Белгород для дальнейшего прохождения военной службы.
Сын стал учеником средней школы №29. После окончания средней школы Дмитрий заявил, что будет поступать в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Другой профессии он для себя и не представлял.
Коннечно, родители очень волновались за него– уж очень был высокий конкурс.
– Удачи тебе и семь футов под килем! – напутствовал отец сына. – И помни: моряк – это не только красивая форма, города и страны. Это – тяжкий труд и отчаянный риск.
На что Дима ответил, «Можно стать профессором, спортсменом, но я выбрал профессию – защищать свой народ и Родину как ты. И поэтому говорю - мое призвание - подводный флот!»
Вступительные экзамены Дмитрий  сдал на «отлично» и вскоре надел курсантскую бескозырку с золотыми литерами «ВВМУ ПП».
Только с таким кредо и можно было стать членом  лучшего в Российском флоте атомного подводного крейсера.
После его окончания в 1991 году Дмитрий получил назначение на Краснознаменный Северный флот. Проживал в пос. Видяево, а службу проходил на апрк «Воронеж». В 1998 году грамотного и очень ответственного специалиста назначили с повышением на атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Дмитрий принял дивизион движения и с полной отдачей приступил к исполнению своих обязанностей.
Апрк «Курск» 7 дивизии апл базировался в губе «Ара».  Так в семье Мурачевых появился второй капитан.
Дмитрий был специалистом 1 класса. Свои знания и практические навыки умело передавал своим подчиненным.  В его подчинении находилась четвертая часть экипажа (порядка 30 человек).
Ещё будучи курсантом Высшего военно-морского училища, Дмитрий женился. Его супруга Марина без всяких сомнений  и колебаний поехала с мужем на Север. Вскоре у Мурачевых появилась дочка- Наташа. Счастливая была семья…

Лучший поход в Атлантику

Осенью 1999 года подлодка К-141 участвовала в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России по ракетным стрельбам, которые в 1990-х годах проводились ежегодно. Экипаж отстрелялся по высшему баллу и его подготовку сочли превосходной.
Международная обстановка была для страны трудной: самолёты НАТО бомбили Белград, в Сербии шли бои, в Средиземноморье хозяйничала группировка Шестого флота ВМС США, и бомбардировщики спокойно взлетали с авианосца «Тeoдoр Рузвeльт». Русские сербам помочь не могли – своих проблем было выше крыши.
В этой обстановке командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов приказал «Курску» совершить поход в Атлантику и прорваться через Гибралтарский пролив в Средиземноморье, чтобы вести наблюдение за американцами.
«Курск» и экипаж прекрасно справились с задачей, вызвав переполох своим появлением у берегов Сербии. «Это была просто песня!» – восхищался  адмирал Попов. Появление возле американского флота русского крейсера, который уже успели прозвать «убийцей авианосцев», вызвало волнение среди морских офицеров США.
Подводный крейсер искал весь НАТО, но он, проведя наблюдения за кораблями и отработав пять условных атак по кораблям США, исчез с экранов радаров противолодочных кораблей, словно его и не было!
 
Из неофициальных данных

 После этого похода пострадало не только американское самолюбие: своих должностей лишились несколько высокопоставленных офицеров НАТО, ответственных за зону Гибралтарского пролива, а «Курск» и его экипаж стали чуть ли не «личными врагами США».
По возвращении домой крейсер был признан лучшей лодкой Северного флота, 72 члена экипажа получили различные награды, капитана I ранга Геннадия Петровича Лячина представили к Герою России, капитана III ранга Мурачева Дмитрия Борисовича к ордену «За военные заслуги»
Этот год стал дня «Курска» знаковым: по итогам состязаний между экипажами Седьмой дивизии СФ России крейсер был признан лучшим. Почти треть экипажа была признана специалистами высшего класса.

В июле 2000 года апрк «Курск» участвовал на параде в честь дня ВМФ

Капитан 1-го ранга Геннадий Лячин, командир апрк «Курск» о задачах в походе

Побывали в южных широтах Атлантики, в Средиземном море. Лодка новая, и в первом же её автономном походе наиболее важно было проверить, насколько надежными окажутся её материальная часть, все жизненно важные системы, особенно в сложных условиях большого противостояния противолодочных сил флотов НАТО. А задача была – поиск и слежение за авианосными ударными группировками потенциального противника. Предстояло узнать все: состав его сил, маршруты развертывания, переходов, характер деятельности и многое другое.
И мы не давали спокойной жизни многочисленным силам противника, и к себе ощущали, мягко говоря, повышенное внимание. Нам пытались активно противодействовать в первую очередь патрульная противолодочная авиация, а также надводные корабли и подводные лодки. Мы их своевременно обнаруживали, но случалось, что и они нас засекали. У них задача была – установить за нами длительное устойчивое слежение, что мы им постоянно срывали…»

Последний поход

Именно такая задача стояла и перед американскими подлодками «Мемфис» и «Толедо» в роковой августовский день: длительное и устойчивое слежение за пл «Курск».
Подлодка «Курск» с полным боекомплектом вышла на учения 10 августа. 12 августа в 11:28 корабли Северного флота зафиксировали мощный хлопок, а спустя две с небольшим минуты второй. Однако с экипажем «Курска» попытались связаться лишь спустя несколько часов.
Уже ближе к ночи начались спасательные работы. На следующий день, в 4:51 утра атомную подлодку обнаружили на дне моря в 150 километрах от берега.

 (Г.Сукачев "Гибель Курска")
Передайте любимым, родным и друзьям,
Что мы отдали все наши силы.
И теперь наша лодка останется нам
Обелиском и братской могилой.
Наша лодка вовеки останется нам
Обелиском и братской могилой.

Хроника «черной недели»

12 августа 2000 года 11.30 – норвежский Сейсмический институт зарегистрировал два сильных взрыва в Баренцевом море.
23.30 – из-за невыхода на связь в установленное время АПЛ «Курск» считается аварийной, начата операция по поиску и спасению подводной лодки.
13 августа 04.30 – обнаружена АПЛ, лежащая на грунте в Баренцевом море Шс = 690  401,  Двост. = 370 401. Корабли и спасательные суда прибыли в район аварии.
07.00 – об аварии и начале спасательных работ доложено Президенту РФ……

Несмотря на огромные усилия спасательных служб ВМФ РФ и других стран, подводный крейсер «Курск» поднять со дна Баренцева моря удалось только в октябре 2001г
Россия потеряла лучший корабль своего лучшего, Северного флота – атомный подводный крейсер «Курск». И лучших своих моряков – сто восемнадцать душ…
Но именно в эти горькие дни я говорю: дорогие соотечественники, ну хоть теперь-то вы понимаете, какие великолепные люди служат на флоте?! Где, в какой ещё стране будут выходить в моря, зная: случись беда, спасения не будет?

Я сравниваю как велось спасение летчиков, погибших в Афганистане. И летный состав, и пехота сделали все возможное, чтобы вывезти тела погибших летчиков. Экипаж 4 человека..
На четвертые сутки наших российских летчиков вытащили из-под сильнейшего огня противника.
А в подводном крейсере «Курск» находилось 118 человек - цвет нашей страны и только через год решили поднять подлодку. Главная причина -  в тот момент  Россия не располагала необходимыми техническими средствами, чтобы выполнить эту задачу.
Пришлось просить помощи у иностранцев.
А. возможно, причина не в этом. В чем? ...???

 К этому моменту даже лучшая в мире водолазная служба в.г.Ломоносове уже была сокращена и к «Курску» спускались норвежские глубоководные водолазы. Предложений было много, но остановились на голландской фирме «Маммут», занимающейся техническими подводными работами. В течение года голландцы совместно с норвежской фирмой готовились к подъему подводной лодки с морского дна.  Операция «Курск» началась 28 сентября 2001 года. В ночь на 8 октября субмарину удалось оторвать от грунта. 21 октября работы по подъему и транспортировке затонувшей подлодки практически завершились.  23 –го началось осушение дока, и рубка «Курска»  появилась над поверхностью воды.

После постановки дока (ПД-50) в пос. Росляково  перед желающими посмотреть на разрушенную часть подводной лодки предстала ужасающая картина.
Так завершился подъем затонувшей субмарины.
Очень больно и обидно, что у молодых сильных и отважных парней так рано и трагически оборвалась жизнь. Им бы жить и жить…
 Комиссия, изучавшая причины гибели подводной лодки, пришла к выводу, что члены экипажа в самые трагические минуты вели себя героически, не было излишней паники и суеты, принимались все меры по спасению корабля.
В настоящее время члены семей героического экипажа продолжают работать над увековечиванием  памяти подводного корабля и погибших подводников. Ими проводится большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Они частые гости в школьных и студенческих коллективах. В Москве и Санкт-Петербурге созданы общественные комитеты по взаимодействию с Военно-морским флотом. Представители этих комитетов посещают корабли и флотские гарнизоны.
 
В целях увековечивания памяти  капитана третьего ранга Мурачева Дмитрия Борисовича – командира дивизиона атомного подводного крейсера «Курск», трагически погибшего 12 августа 2000 года в ходе боевых учений. Проводившихся в Баренцевом море, и учитывая резолюцию траурного митинга, посвященного памяти погибшего экипажа и подписанную моряками-ветеранами,  Морским собранием г.Белгорода, а также коллективами преподавателей и учащихся средних общеобразовательных школ №№29 и 41,
Городской Совет депутатов РЕШИЛ:
1. Присвоить имя Мурачева Дмитрия Борисовича , выпускника 1986г, средней общеобразовательной школы №29 города Белгорода.
2. Согласиться с предложением педагогического Совета и учащихся средней общеобразовательной школы №41, о присвоении имени Мурачева Дмитрия Борисовича дивизиону моряков при средней школе №41города Белгорода.

Сегодня перед въездом в пос. Видяево установлен мемориальный комплекс: Рубка подводной лодки из цельного мрамора, края которой изуродованы страшным взрывом, а рядом – 12 плит, на которых высечены имена погибших.
В настоящее время в г.Белгороде на аллее почетных захоронений городского кладбища установлен памятник капитану 3 ранга Мурачеву Д.Б.
 Ежегодно 12 августа на Белгородском городском кладбище на аллее почетных захоронений у могилы командира дивизиона движения «Курска» капитана 3 ранга Дмитрия Борисовича Мурачева собираются близкие родственники, друзья, ветераны флота. В почетном строю учащиеся кадетских классов средних школ №№ 41и  29 им Д.Б..Мурачева и другие подобные митинги проводятся по всей нашей стране, где имеются захоронения моряков-подводников  с «Курска», а также на военно-морских базах, в ветеранских морских организациях.

В мае 2001 г на здании школы №29 была установлена мемориальная доска и открыта комната-музей Д.Б.Мурачева.
МБОУ СОШ № 29 им. Д. Б. Мурачёва.   Парта героя. 2019г
Дмитрий сидел за партой в первом ряду у окна. На ней установили памятную табличку, которая гласит, что тут учился будущий капитан третьего ранга, командир дивизиона движения атомной подлодки «Курск» Мурачёв Дмитрий Борисович. Право занимать почётное место будут предоставлять школьникам за особые заслуги в учёбе.
Право первому сесть за эту парту было предоставлено его отцу, Борису Григорьевичу Мурачёву, капитану 1 ранга.


Толковый словарь аббравиатур во флоте

Апрк- атомный подводный ракетный крейсер
АПКР -атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами
ВВМУ ПП- Высшее военно-морское училище (подводного плавания).
КВВМКУ - Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище имени С. М. Кирова
СВВМИУ- Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище
СФ – Северный флот
пл -подводная лодка
 (Материалы взяты из личного семейного архива Мурачевых)


Рецензии