Соловецкая седмица. Дневник юноши

Пятница. 3.08.2018
Мы приехали ночью в Кемь и остановились в гостинице на Причале. Утром во время завтрака в столовой встретили известного блогера иеромонаха Александра (Митрофанова). Она подошел к батюшке с матушкой, спросил : "Вы батюшка?"
- Да.
- А мы вас знаем, - сказала матушка,- вы из телевизора.
Он засмеялся и сказал: "Я из Сыктывкара".
Так и расстались.

Потом пошли в море на катере "Василий Косяков". И каким-то чудесным образом встретили там кузнеца из Коломны Илью Лебедева, которого не видели уже больше 5 лет.
Пристали к берегу через 2 часа.
И сразу же приземлилась матушка Лизавета на самолёте. Мы поехали в трапезную, грязную обшарпанную келью в старинной стене монастырской. Нас отвезли в жилье, где мы и остались до конца нашего пребывания на Соловках. В этот же день вечером мы ходили гулять мимо домика многодетного моряка капитана на побережье белого моря. Так прошел первый день.

Суббота. 6.08
На второй день, в субботу, мы с 11 до 13 -00 были на экскурсии по обители, нам ее провёл молодой экскурсовод Владимир - выпускник МДА. Именно тогда я по-настоящему начал влюбляться  в Соловецкий монастырь. Нужно еще учесть, что до этой экскурсии мне Соловки не нравились совершенно. Что то отталкивало меня. То ли это было серое небо, плохая погода, то ли унылость невосстанавленных церквей и других построек, в общем, неприязнь после экскурсии рассеилась.
Были у отца игумена Порфирия, настоятеля обители, он разрешил батюшке послужить в отдаленном скиту в четверг, кажется. Отдохнули, и в 18-00 служба.

Воскресенье. 5.08
В воскресенье, 5.08 утром, были на службе, мне плохо молилось, было скверное настроение,а когда матушка причастилась, я совсем расстроился, что сам не приобщился св. Тайн. Пришел домой в таком состоянии, а мама подумала, что я боюсь того, что мы сегодня будем на лодках кататься.Я мысленно рассмеялся: "Каждый о своем". В общем, после завтрака, мы поехали на Секирку. В Вознесенском скиту я забыл про уныние, там все дышало скорбью, муками простых людей, что мне самому было уже невозможно унывать из-за каких-то моих странностей. Далее все пошли в ботанический сад, а я заснул в автобусе. Катались на лодках до опупения,мне очень-очень понравилось! Когда мы пришли домой, почти сразу легли спать. Сейчас я это пишу сидя в катере, уже 7-02. Мы встали в 4-40, чтобы добраться до Анзера.

Понедельник. 6.08
На Анзере было замечательно тепло, заповедный воздух, тишина и природа — все располагало к себе. Уже в самом начале нашего пути по Анзеру мы встретили хромую лису. Это была добродушная ручная скитская лиса, которая обычно гуляла со своим лисенком возле Троицкого скита, а возле Голгофского гулял другой лис, который также совершенно не боялся паломников, слушал вместе с ними рассказы экскурсовода монахини Никоны и засовывал свой рыжий нос в маленькие деревянные часовни. Извилистые тропинки вели нас от одного скита к другому. Мы слушали экскурсовода, смотрели на красоту северной земли, как бы читая увлекательную книгу с картинками.
Книгу, в которой есть и горе и искра радости, но главная тема — многими скорбями личное восхождение человека на Голгофу. "Сеющие слезами, радостию пожнут" — эти слова псалмопевца особенно здесь прочувствуешь, когда услышишь историю упрямой монахини Вероники, увидишь место погребения "правящего Соловецкого архиерея" священномученика Петра, рядом в ста метрах от него братские могилы сотен тысяч других страдальцев. Пройдя 12 км и далее уходя на катере с острова, нет унылого или тоскливого ощущения, что кончается Анзерская  книга тихого света святых Соловецких. Нет, вовсе не кончается! Это только начало. Мы писатели этой книги, где точно окажутся свои Никоны, прочитывающие за день всю Псалтирь, и святые Елиазары, которые, будучи в глухом северном скиту, не являются асоциальными элементами, а, напротив, своею молитвою устрояют в России нового царя и патриарха.

Вторник. 7.08
Вчера утром мы встали без сил. Накануне после 12 километровой прогулки нас встретила дома матушка Лизавета. Они вместе с Натальей Юрьевной приготовили замечательный ужин: вареная картошечка, обжаренная с луком, и салат. 7 августа мы встали часов в девять. Матушка, возвратясь с утренней службы, во время завтрака сказала: "Хорошо бы нам съездить на Белужный мыс. Там можно увидеть этих дельфинов". Мы так и сделали. После этого катались на лодках, я купался в озере, а на великах, взятых нами в прокат, добирались назад. Встретили протоиерея Геннадия Егорова и пошли на акафист. Потом в морской музей хоть и опоздали, но прошли (около 9-30).

Среда. 8.08
Сегодня, 8.08 утром, в 5-40, были на ногах. Мы отправились на Заячий остров, на "Зайчики", чтобы отслужить здесь литургию на память преподобного Моисея Киево-Печерского. Сами спели, послужили. В храме, очень уютном, срубленном в 1702 году по указу Петра Первого, было всего девять человек: нас шестеро, монахиня Никона и два монаха(трудника-?), один очень похож на Георгия ВДВшника от отца Илия.
Отслужив, мы погуляли по острову, увидели древние загадочные лабиринты, попили воды из источника, поели черники и такой темной ягодки с чудным названием Вероника- Водиника-Гонджа. Потом отошли на катере домой, стали собирать вещи, убираться в квартире — ведь сегодня нужно было уезжать с Соловков, а так не хотелось! Особенно мне понравилось в Троицком скиту на Анзере: там Никон и дивный святой Елиазар. Мы поели в монастыре. Когда шли в трапезную, папа меня спросил, кто та девушка, которая со мной разговаривала в храме вечером седьмого числа на акафисте? Это была Елена из Ростова-на-Дону, кажется. Она раньше училась в литературном институте (2 курс), а потом почему-то решила, что это ей "не полезно", и  поступила в Московскую консерваторию. Живёт трудницей в монастыре летом — продаёт пирожки в монастырской лавке. Я с ней познакомился, когда отходили на катере от Анзера. Мы разговарились тогда о прозе Цветаевой.

Среда. 9.08
В проезде дочитали второй том "Войны и мира". Хороший конец. Тот момент, когда Наташа Ростова хотела убежать из дома меня очень поразил. Я почему-то вспомнил о том, как я писал Н. Может нужно извиниться?!

Четверг. 10.08
Мы приехали в 6-30 на Ленинградский вокзал. Стали садиться в такси, и мама вспомнила, что ноутбук остался в вагоне! В этом есть и моя вина, подумалось мне. Я утром не помолился. Я вообще чересчур уверен в себе. Прочитаю утренние и вечерние молитвы и сразу считаю себя молодцом, который сделал все, что должен. Хотя это молитвенное правило такое маленькое, что даже стыдно помышлять, что я что-то существенное сделал. Господь дал нам Землю, небо,воздух — наконец, жизнь! А мы, что мы Ему дали, как возблагодарили? Нашими маленькими правилами, уренними и вечерними? А что это такое за молитвы в сущности?! Это два раза по 15 минут. И все. А нам говорят, что "человек это звучит гордо", что мы достойны всей этой жизни! Безобразие.
P. S. Ноутбук нашли. И скажу больше: благодаря пропаже компьютера, мы встретились с нашими друзьями, замечательной семьей Алексеевых. Правда в тот день лично я не помню встречи с ними, но папа с Колей их поприветствовали. А я же только через много времени, тоже в начале августа, но уже 2020 года, когда уже жил в маленьком городе,где "вечные колокола и звук старинных часов, как капельки времени", встретил добродушную как Ларины или Ростовы и любящую как Турбины семью Алексеевых.


Рецензии