О руках

О  РУКАХ

Как-то задумался я в парковой скуке,
глядя на вены свои, на ладони:
вспомнил я друга надёжные руки,
трущие кровь на «афганском» патроне…
Вспомнил изящные руки любимой
в трепетной нежности первых свиданий.
Бабушки руки.  Могилка с рябиной,
с Красной Звездой.  Её плач без рыданий.
Руки с указкой на слоги «ма-ши-на»,
руки соседа – «шифровки» блатные.
В кольцах, в царапинах  - дочки и сына –
руки прилежные и озорные.
Братьев, отца помню руки лихие…

(- Деда! – мне машут ручонками внуки!..)

…и очень нужные и дорогие,
самые добрые  -  мамины руки!
                /Александр Пират/            

     Руки… Руки сопровождают нас всю жизнь.  Сначала это  -  руки матери:

Я помню руки матери моей,
хоть нет её.  Давно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жёсткие, мозолистые эти.
Я помню руки матери моей,
что утирали слёзы мне когда-то,
и в пригорошнях приносили мне с полей
всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
суровой ласки редкие мгновенья,
я становился лучше и сильней
от каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
и я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
святее вас нет ничего на свете!»
                /Николай Рыленков/

     Меняются времена,  меняемся мы, но неизменной остаётся любовь матери и её желания:  -  любить своё дитя,
                -  дарить ему всё,  что она в силах,
                -  и творить для него всё, что она может.
    До себя у неё никогда руки не доходили, - всё ей было некогда, не досуг:  Ни одного дня без работы.   «Глаза страшатся, а руки делают!»   Для неё не было ничего невозможного, и в страшную годину войны её руки доказали это:
Как руки у Вас красивы!
Редкостной белизны.
С врагами они пугливы,
с друзьями они нежны.
Вы холите их любовно,
Меняете цвет ногтей
а я почему-то вспомнил
руки мамы моей.

Упрёка я Вам не сделаю,
вроде бы не ко дню,
но руки те, огрубелые,
с Вашими не сравню.
Теперь они некрасивы
и, словно земля, темны.
Красу они всю России
отдали в дни войны.
Всё делали – не просили
ни платы и ни наград.
Как руки у Вас красивы!
Как руки мамы дрожат…
                /Андрей Дементьев/
               
     С  лёгкой руки матери или с её молчаливого согласия мы выбирали себе специальность.
А когда у её детей дело валилось из рук, или они вырастали с ленцой, она никогда не опускала рук, просто не позволяла себе отчаиваться.
     И когда мать уже не могла работать, её дело сходило с рук, сын покупал ей кресло с подлокотниками, чтобы мирно положить её натруженные скромные руки.

                /Слушаем песню Ю.Лозы  «Мать пишет…»  в исполнении автора/

Старые руки заботливо вяжут
        кружев красивый узор.
Бледные губы словечка не скажут,
       ясен опущенный взор.
Кажется, стала она изваяньем
       мирной, немой старины.
Кажется, будто мудрёным вязаньем
       мысли старушки полны.
Только сама про себя она знает,
       петли считая его,
Сколько горячих молитв прочитает,
       сколько припомнит всего.
                /Вера Рудич/
               
      Старушка вяжет… Вяжет красивый кружевной узор.  Он – рукотворный.  О таких старушках, о таких бабушках любил писать и писал Евгений  Евтушенко. Он писал ясно, определённо  о страданиях, о горестях, об очередях.

Кто в платке, а кто в платочке,
как на подвиг, как на труд,
в магазин поодиночке
молча женщины идут.
Зябну, долго в кассу стоя,
но покуда движусь к ней,
от дыханья женщин стольких
в магазине всё теплей.
Они тихо поджидают –
(боги добрые семьи),
а в руках они сжимают
деньги трудные свои.
     Это женщины России.
    Это наша честь и суд:
    и бетон они месили
    и пахали, и косили…
    Всё они переносили,
    всё они перенесут.
И в карман пельмени сунув,
я смотрю, смущён и тих,
на усталые от сумок
руки праведные их.
                /Евгений Евтушенко/

      Это он, Евгений Евтушенко, писал, что Россия наша держится на бабушках.  Он понимал, что значит бабушкины руки, то есть те руки, которые пестуют, растят новое поколение. У таких бабушек внуки всегда под рукой, они были помощниками в домашних делах. «Она – моя правая рука» -  говорила бабушка о своей внучке и добавляла – она у меня – «готовчик» - то есть всегда готова придти на подмогу и быть не ПМК – помощницей кашу мешать – а настоящей помощницей.
      Эта бабушка знала толк в житейских делах, поэтому иногда напоминала внучке:
Когда в холодный гроб сойду,
Любить меня уже не сможешь, -
Люби сейчас, пока живу.

      Это та бабушка и те женщины, которые не привыкли сидеть праздно, ничего не делая. Это про них сочинил поэт Михаил Дудин следующее стихотворение:
Гляжу на руки тёти Шуры,
как на лицо её труда:
они, как корни дуба, буры,
они улыбчивы и хмуры,
в них вся судьба её натуры
отобразилась навсегда.
В них опыт жизни год за годом,
без кода, ясным языком
глубоко вписан: огородом,
весенним паром, недородом,
грибами, ягодами, мёдом,
огнём и хлебом с молоком.
Всё знали в жизни эти руки,
всё перепробовать смогли:
печаль любви, тоску разлуки,
тревогу материнской муки
и отчужденье смертной скуки
сырой кладбищенской земли.
Всё в мире прочным остаётся,
что руки сделали вокруг,
что сделать в будущем придётся,
и связь времён не оборвётся,
пока живая нить прядётся
святым искусством этих рук.
 /Звучит песня   

     С незапамятных времён люди считали, что где-то ходят их любимые:

Лучше в речке мне быть утопимому,
Чем на свете мне жить не любимому.
     И вот они встретились:
Любит?  Не любит?
Я руки ломаю и пальцы разбрасываю!
       Какое-то время он терзается: та ли? она ли?
Положи мне на плечи руки
и в глаза мне прямее взгляни.
Если б знала ты, сколько муки
сердце приняло в эти дни!

       Потом он делает ей предложение.  Это предложение опять-таки руки и сердца:
Руку на сердце своё положа…
       И наконец, он решается:
Встречался с невестою.
Нежным взглядом дорожу,
как наградой.  И за белую
ручку взяв её, дрожу.
       После ошалелого безрассудства, после свадьбы:
И замерев от сладкой муки,
какой не знали соловьи,
ты гладишь тоненькие руки
и косы чёрные мои.

       И уж после всего этого иногда наступает горькое разочарование: «Женился на скорую руку, да на долгую муку».  Тогда даже простое рукопожатие кажется чем-то сложным,
несбыточным:
Этот вечер был тускло-палевый.
Для меня был огненный он.
Этим вечером, как пожелали Вы,
Мы пошли в театр «Унион».
Помню руки,  от счастья   слабые,
жилки – веточки синевы.               
Чтоб коснуться руки не могла бы я,
натянули перчатки Вы.

      Но бывает и наоборот:  кто-то укрепляется в своём выборе, в своей правоте и тогда с вольностью носит её, любимую, на руках:
У нас говорят, что, мол, любит, и очень,
мол, балует, холит, ревнует, лелеет…
А помню, старуха…соседка, короче,
как встарь в деревнях, говорила – жалеет.
И часто платок, затянувши потуже,
и вечером в кухне усевшись погреться,
она вспоминала сапожника-мужа,
как век он не мог на неё наглядеться.               
»Поедет он смолоду, помнится, в город,
Глядишь – уж летит, да с каким полушалком!
А спросишь, чего, мол, управился скоро?
Не скажет… Да знаю: меня ему жалко…
Зимой мой хозяин тачает, бывало,
а я уже лягу, я спать мастерица!
Он встанет, поправит на мне одеяло,
да так, что не скрипнет под ним половица,
и сядет к огню в уголке своём тесном,
не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек…
Дай Бог, ему отдыха в царстве небесном!»
И тихо вздыхала: «Жалел меня очень».
  /Ирина  Снегова/

      Если это и не так, то всё же хорошо придумано.  «Любовью дорожить умейте!»
    Мне хотелось, чтобы в жизни было всё так, как в этом стихотворении, чтобы не размыкалось кольцо его рук,  чтобы оба они смотрели в одну сторону. А ведь бывает и по-другому:

В одно окно смотрели двое:
один увидел дождь и грязь,
другой – росу и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.

      Это случается, когда один держит удары жизни, а другой – плывёт по течению; один старается сделать что-то хорошо, а другой делает это «абы-как».
      Жизнь есть жизнь. Она совершеннее всех пословиц и поговорок. Бывает (и очень часто), что люди расходятся – ведь никто нам не скажет, почему мы одного и того же то любим, то ненавидим. Бывает, что он  уходит из дома:

Обложившись подушками, мишками,
осчастливив собою кровать,
интеллект множа умными книжками,
ты пытаешься слёзы унять.
А подушки вдруг стали злыми,
натирают шелками бока…
Как желанна, нежна до беды была
вместо мишек его рука!
/Александр «Пират»/

     В этой ситуации один просто опускает руки, а другой продолжает бороться.  Ведь где-то зреет новая любовь.  И вот тогда рождаются нижеследующие  стихи:
 Это они когда-то
с материнской лаской
раненым солдатам
делали перевязку.
Это они в ненастье
мёрзли в траншеях дымных
и согревались наспех
возле костров зимних.
Шили, стирали ночами,
белые – не огрубели,
это они качали
дочь мою в колыбели
Сколько работы было
самой необходимой!..
Только вам всё под силу,
руки моей любимой.
  /Николай Старшинов/

/Звучит песня Я.Френкеля  «Для тебя» Сл.И.Шаферана
или слушаем песню - А.Брянцева и И.Круг «Привет, малыш!/

     Руки, руки человеческие, как много они могут, умеют, знают!  «Как без рук» - говорим мы, когда не хватает нам чего-то очень важного, нужного.  Руки надо беречь, чтобы было чем почесать затылок, когда захочешь подумать!
     А подумать есть о чём. 
     И о художниках, которые своим творчеством запечатлели руки известных, а порой и совершенно неизвестных нам людей:
                /На экране показываются художественные полотна, о которых идёт речь/

     Вот «Портрет княжны Софьи Михайловны Допдуковой» кисти художника Алексеева Г.
Вот девочка.  Она мала,
и чистотой картина дышит,
и ручки нежные ея
милее ручек всех на свете.
               
      А вот «Кружевница»  Тропинина В.А.  Эта девушка – человек из народа. Чтобы получилось задуманное кружево, нужны умелые руки.
Всё предстоит ей испытать,
что уготовил этот век;
и ни прибавить, ни отнять,
здесь – настоящий человек.

       Художник Перов В.Г.  на жанровой картине изобразил  «Охотников на привале».  Здесь руки «говорят», что человек в центре знает правду жизни.

Здесь верность жизни так сильна,
так бесподобны светотени,         
что впору преклонить колени
пред этой правдой полотна.

       А вот Нестеров М.В. своим острохарактерным портретом показал нам руки советского физиолога, создателя учения о высшей нервной деятельности – академика И.П.Павлова.
 «Хотя и ветеран летами,  но не дряхлеющий умом!»
       Художник Шилов А. М. отобразил на своём холсте руки старческие. Он назвал эту картину «Зацвёл багульник», на ней изображена пожилая женщина, которая сложив руки, с умилением и доброй улыбкой смотрит на распустившуюся веточку.

Натура честная, прямая,
задумчивый, спокойный взгляд.
Она не знала в жизни рая –
судьба её была такая –
никто в том не был виноват.
               
       Подумать и о композиторах, или об исполнителях
                /Далее на экране показываются фотографии  А.Вертинского и его руки/:

       Вот у Вертинского, например, были поющие руки.  Как он ими обыгрывал всё, что пел.  Он появился,  молодой,  ещё в Царской России: поднял вверх необычайно выразительные  руки с длинными пальцами и … запел!  Им восхищались, хотя он пел о далёких сказочных и таинственных странах.
      В годы эмиграции эти удивительные руки молили уже не о радостях души, а о спасении России. Ему рукоплескали все столицы мира.
Всю ночь ломаю руки
                от ярости и муки
и людям что-то жалобно пою.
      И в Советском Союзе, хотя он оказался там далеко уже не молодым, пластика рук не пропала: он обыгрывал ими всё, о чём пел.

    / Далее на экране показываются фотографии С.В. Рахманинова и его руки. Раздаются еле слышные
                звуки музыки Рахманинова в его исполнении/

     Красивые руки совершенной формы были и у Сергея Рахманинова. По словам современников, он обладал «волшебными руками». Его пальцы падали на клавиши, и из под них вылетали
жемчуга звуков. Рахманинов исполнял на рояле и свои, и чужие (других авторов) произведения.

Вот музыка заиграла.
Сердце снова задрожало
под чарующие звуки.
То же счастье, те же муки,
вижу трепетные руки –
музыка со мной.
      Будучи крупнейшим представителем мирового пианистического искусства, Рахманинов часто воплощал тему родины.  Россию он очень любил. И, несмотря на то, что с декабря 1917 года он жил в США, он просил привезти ему с родины куст сирени.  И у него есть романс «Сирень», где чувствуется лёгкое колыхание её душистых ветвей.
                /Звучит романс Рахманинова  «Сирень»  Сл.Е.Бекетовой/

      Как много говорят руки о человеке!
      Вот балерины и музыканты…
      Руки Майи Плисецкой  -  будь они не такими, разве она изобразила бы нам своего лебедя?
      Все музыканты сделаны не на скорую руку, у них, у всех руки растут откуда надо.
Рука – одна из верхних конечностей человека, и этими руками всецело владеет дирижёр – руководитель. Слово «руководитель» тоже произошло от слова «рука».  Руководитель хора или оркестра – капельмейстер или хормейстер – все они работают руками (и головой). У них всё в их руках. И руки им нужны обе, и правая и левая:
Разобиделась рука
правая на левую:
«Ты ленива и слаба!
Я всё только делаю!
И с сегодняшнего дня
в корне всё изменится!
Мы с тобою не друзья –
можешь не надеяться…»
Стали жить, как чужаки,
правая всё мается.
Хочет завязать шнурки,
но одной не справиться.
«Как нарезать колбасу,
как помыть посуду,
как же заплетать косу
я без левой буду?»
Повинилась: «Сложно мне
без твоей поддержки,
мы, как сёстры на войне!...
Ты прости насмешки…»
И сомкнулись две руки 
левая и правая.
«Мы с тобою не враги,
мы с тобою равные!» 
 /Наталья Бацанова/

      Равные…  Это слаженное танго подметила и Цветаева М.И.
Как правая и левая рука  -
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
      Обеими руками мы и зашиваем что-либо:
Знаменитая, пробитая
      в бою огнём врага,
Да своей рукой зашитая, -
      кому не дорога!
      Это Твардовский о шинели. Он увидел пробитую пулей шинель и, значит, прошедший бой!  И нам предстоит вспомнить об этом:
Бой был короткий.  А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
из под ногтей я кровь чужую.
      Но не все солдаты возвратились из этого боя:
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
положен парень в шар земной,
как будто в мавзолей.
      Вспомним и те руки, что подхватили знамёна из рук погибших или раненых:
И никто перед нами
из живых не в долгу,
кто из рук наших знамя
подхватил на бегу.
                Слушаем песню. Патриотическую/

      «Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки»
Это о той профессии, когда мы «чужими руками жар загребаем».
Это он, банщик,  «даёт волю своим рукам». Это ему даны руки, чтобы нас отхлестать, и он  трудится, не покладая рук.  Потому что  «всегда найдётся дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг».  Ещё Пётр Первый сказал: «Без бани, как без порток:  тоскливо и простудно!»

     Банщик виртуозно работает веником (берёзовым, дубовым, пихтовым и др.). Он не только убирает всё плохое, но и веником вселяет в нас дух доброты, дух блаженства. Недаром говорят, что после бани как заново родился!
Я жду свиданья целую неделю,
и с каждым днём сильнее и сильней.
Я предвкушаю сладкие мгновенья
и становлюсь от этого больней.
Жена ревнуя:  «Что, опять собрался?
И как она? Жарка и хороша?
Ну, хоть разок бы дома ты остался!..
Иди, иди, пропащая душа!»
И - вот оно!   И сердце замирает
от ожиданья сладостных минут,
когда, раздевшись,  робко отворяю
я дверь в её волшебную страну…
Я растворяюсь в ней, в её дыханье,
я пью её тончайший аромат…      
Ни музыкой, ни кистью, ни стихами
не описать тот чувственный роман!
Одна любовь у нас, у избранных друзей,
она дороже всех на свете денег!
…И мы спешим на встречу с ней,
с собою захватив дубовый веник.   
  /Сергей  Леонтьев/

    А после веника люди обычно падают в снег, или кидаются в бассейн  и …  плавают.
А для этого нужны руки;  не руки-крюки, а настоящие, сильные руки.               
Так же виртуозные руки и у азартных игроков – бильярдистов.  Недаром поэт Иосиф Уткин восклицал: «Я плаваю, как Байрон, и играю на бильярде, как Маяковский!»
А Владимир Маяковский был отменный бильярдист.  Он входил в пятёрку лучших по Москве

      Когда у людей всё хорошо, когда они идут по жизни дружно «рука об руку», тогда и все вокруг радуются.  Но в жизни всякое бывает.  Бывает, что люди расходятся и видят друг друга только во сне.  Вот тогда и наступает состояние, когда «бермуторно на сердце и бермутно на душе», а так хотелось бы, чтоб не было той боли и чтоб они, бывшие, были вместе и шли бы по жизни, не расцепляя рук, чтобы сон оказался в руку!
                /Слушаем романс Калишевского в исполнении Ю.Гуляева
                «Мне снился сон»/               

     Клавдия Ивановна Шульженко создала на эстраде свой песенный театр. Она нашла свою героиню – женщину любящую, красивую, умную. Почти каждая песня Шульженко - это взволнованный рассказ о самом сокровенном,  что происходит в жизни двух влюблённых. В её годы писали ручкой. Кстати, слово «ручка» тоже происходит от слова «рука».  Так была написана её «Записка»:         
                /Слушаем «Вашу записку» в исполнении  К.Шульженко/

     «Какая прекрасная ручка!» -  это у Николая Гоголя говорит Подколёсиков почти своей жене.  А вот поэт Лебедев-Кумач женился, отбив жену у художника. Василий Лебедев-Кумач покорил эту женщину своими стихами. Ей он посвятил  целый цикл стихов  «Тебе, о тебе и вокруг тебя».  И она не смогла устоять, ведь  женщина любит ушами.  Ей же он посвятил и стихотворение  «Руки». Здесь он отразил  руки любимой им женщины, а потом композитор Жак написал на эти стихи музыку,  и получилась замечательная песня (романс)  Его исполняла и Клавдия Шульженко – боже! как она исполняла этот романс.
Своей артистичностью она сделала из него мини-спектакль.               
                /Слушаем в исполнении К.Шульженко  «Руки»/
     Однажды, когда К.Шульженко исполнила этот романс, к ней подошёл молодой солдатик без рук:  «Я тоже когда-то обнимал ими женщину»,  на что Клавдия Ивановна обняла его и заплакала.
     Наступила немая сцена.  Немая…потому что не было слов от восхищения.

        С точки зрения вечности отец  (несмотря на его занятость)  тоже участвует в воспитании детей: он всё умеет, он – мастер на все руки.
По глухим тропам столетий
он проходит с топором,
целит луком, ставит сети
и растит мальчишек этих,
торжествуя над  врагом.
      Да, с топором, потому что «топором можно всё сделать, окромя детишков» (с головой).  А мальчишек он растил стоящих:
Есть в голосе моём звучание металла.
Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.
Не всё умрёт.  Не всё войдёт в каталог.
Но мы прошли с обугленными ртами
и мужество, как знамя, пронесли.
Мы брали пламя голыми руками,
грудь раскрывали ветру.  Из ковша
тянули воду полными глотками
и в женщину влюблялись не спеша.
 /Николай Мартынов/
   
    И у мальчишек становился сильный самостоятельный характер, под стать его отцу.               
Но бывало, что Бог не дал сыновей отцу:

Не знаю ни глаз твоих цвет, ни волос.
Твой голос и смех мне не ведом.
И в лес за грибами не ходишь со мной,
идя по росе за мной следом.
Мужских разговоров с тобой не веду,
не дал тебе стать кикбоксёром …
А спаринг-перчатки пылятся в шкафу,
глядят с молчаливым укором.
Тебя не учу я держать молоток,
быть твёрдым в своих обещаньях.
тиха и сильна эта мысль, словно ток,
смешон я в своих оправданьях.
Прости, мой родной, что с тобою, наверно,
прощаюсь уже навсегда…
Ты в грёзах моих будешь жить непременно,
пусть даже седая взрастёт борода.
 /Александр «Пират»/

     Но всё же этот мужчина доволен жизнью, ведь строгие руки нужны отцу и при  воспитании дочерей:
Я счастлив безмерно: ведь дочь - украшенье               
моих проходящих годин!
Но всё же порой мне тебя не хватает,
мой не родившийся сын!               
                /Слушаем песню «Когда ты станешь большим…»
                в исполнении Д. Клявера/    
               
    Умелые мужские руки нужны и хирургу:
Ах, сердце человечье, ты ли
моей доверилось руке?
Вот почему я в мире этом
без памяти люблю людей!
/Павел Васильев/

     Руки играли большую роль с самого сотворения мира, ведь Бог создавал этот мир руками!
     Хорошие знающие руки есть и у хироманта. В жизни  всё возможно, кроме одного – вернуться  в прошлое. Но хиромант знает больше – он знает будущее.  Он берёт вашу руку и долго смотрит на неё, и видит на этих линиях, на ладони всю вашу жизнь, всю вашу судьбу:
Подставь ладонь под снегопад,               
под искры, под кристаллы,
они мгновенно закипят,
как плавкие металлы.
Они растают, потекут
по линиям руки.
И станут линии руки
Изгибами реки.
Другие линии руки
пролягут, как границы,
и я увижу городки,
дороги и столицы.

Как ты просторен и широк,
мирок на пятерне.
Я для тебя, наверно, бог,
и ты послушен мне.
Я берегу твоих людей,
храню твою удачу.
И малый мир руки моей
я в рукавичку прячу.                /Давид Самойлов/
               
               
      И, наконец:
Вот говорят: Россия… реченьки да берёзки…
А я твои руки вижу, узловатые руки, жёсткие.
Руки от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Отдохнуть бы – да нет привычки
на коленях лежать им праздно…
Я куплю тебе рукавички,
хочешь – синие, хочешь – красные?
Не говори «не надо», мол,
на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье, держу твои руки,
волнения не осиля.
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, Россия!            
  /Звучит песня «Я люблю тебя, Россия…»

Всё в мире людям остаётся,
что руки сделали вокруг.
Я восхищаюсь, я горжусь
святым искусством этих рук!!!

                /В заключение звучит «Арлекино» в исполнении А.Пугачёвой/         



                К О Н Е Ц
               


Рецензии