Дева Мария

ДЕВА  МАРИЯ

       Дева  Мария родилась в семье Святых  Анны и  Иоакима,  и до трёх лет  жила с родителями  в Назарете.  Когда ей исполнилось  3 года, её отвели в Храм. И там она воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучая Священное Писание, занимаясь рукоделием и постоянно молясь.
       По достижении совершеннолетия для неё был избран супруг Иосиф.  Именно Иосиф, так как его посох чудесным образом расцвёл.
       7 апреля к ней явился ангел Гавриил и объявил ей,  что она станет Матерью Спасителя, зачав его посредством  Святого Духа. А Иосифу ангел сказал, что бы он назвал сына Марии Иисусом, и сын Иисус спасёт свой народ от грехов.
       В это время по велению императора Августа в стране проводилась перепись. Иосиф с беременной женой отправились в свой родной город Вифлеем.  Там мест в гостинице не оказалось,  и они вынуждены были остановиться пещере для скота.   Там и родился младенец-мальчик. Его положили в кормушку для скота.  Через 8 дней  (как и было положено)  мальчик был обрезан  и получил имя Иисус.  После посещения волхвов всё семейство бежало в Египет. И только после смерти царя Ирода они вернулись в  Назарет.

           Марии – Богородице были предречены страдания.  Она страдала много и очень страдала, когда казнили её сына  на  Голгофе. Богородица стояла возле креста.  Умирающий Христос поручил свою  мать апостолу Иоанну. Это отражено в стихотворении  В.Набокова  «Мать»:

Смеркается. Казнён.  С Голгофы отвалив
спускается толпа,  виясь между олив,
     подобно медленному змию;
и матери глядят, как под гору, в туман
увещевающий уводит  Иоанн
     седую, страшную  Марию.
Уложит спать её, и сам приляжет он,
и будет до утра подслушивать сквозь сон
     её рыданья и томленья.
Что, если у неё остался бы  Христос
и плотничал, и пел? Что, если этих слёз
     не стоит наше искупленье?
Воскреснет Божий Сын, сияньем окружён;
у гроба, в третий день, виденье встретит жён,
     вотще купивших ароматы;
Светящуюся  плоть ощупает Фома;
от  веянья чудес земля сойдёт с ума,
     и будут многие распяты.
Мария, что тебе до бреда рыбарей!
Неосязаемо над горестью твоей
    дни проплывают, и ни в третий,
ни в сотый,  никогда не вспрянет он на зов,               
твой смуглый первенец,  лепивший воробьёв
    на солнцепёке, в Назарете.

     По преданию Богородица присутствовала при  Вознесении Господнем,  а в день Пятидесятницы на Неё сошёл  Святой Дух.
     Успение  Девы  Марии случилось в Иерусалиме.  Мария покинула этот мир в 48 году по  Рождеству  Христову.  Считается, что за смертью  Марии последовало Её  Воскрешение и  Вознесение.  За Её душой в момент  смерти явился сам  Иисус Христос  с сонмом  Небесных  Сил.  Местом погребения  Девы  Марии   считается  Гробница  Богородицы  в  Гефсимании.
     Полагается, что  Богородица стала почти, что официальной покровительницей  Руси.

                /Звучит Шуберт  «Дева  Мария» /               

  Спустимся с небес на землю и вспомним земных женщин по имени  Мария.
  И одна из первых среди них – МАРИЯ  ПРОТАСОВА  (1795-1823).
     Сама  Маша  не отмечена никакими подвигами.  Она осталась в российской поэзии Х1Х века благодаря  Василию Жуковскому.  Мария Протасова была его, пожалуй, единственной, многолетней любовью и источником его вдохновения.
      Молодой  Жуковский был хорош собой, учтив, ласков с окружающими. Его сводная сестра рано овдовела и осталась одна с двумя дочерьми на руках. Их надо было учить и воспитывать, а средств на это не было.  И тогда она попросила  своего образованного брата стать их домашним учителем.  Он согласился  и очень скоро понял, что его не по-родственному притягивает старшая девочка  -  Маша.  И не без взаимности.
     Машенька с первых уроков влюбилась в своего учителя.  Прошло время.  Маша подросла  и  Василий  осмелился просить её руки. Но мать Маши – женщина властная и суровая,  с  «железными»  представлениями о религиозных и нравственных принципах, - решительно восстала против этого брака.  Мол,  Закон Божий запрещает брак между родственниками:
     Василий страшно переживал:
-  он уехал далеко, полагая, что разлука всё сгладит;
-  ему  голову приходили чёрные мысли о самоубийстве;
-  в разлуке он думал излечиться стихами:

Прошли, прошли вы,  дни очарованья!
Подобных вам уж сердцу не нажить!
Ваш след в одной тоске воспоминанья!
Ах!  лучше б вас совсем мне позабыть!
К вам часто мчит привычное желанье -
И слёз любви нет сил остановить!
Несчастие  -  об вас воспоминанье!
Но более несчастье  -  вас забыть!
О. будь же грусть заменой упованья!
Отрада нам – о счастье слёзы лить!
Мне умереть с тоски воспоминанья!
Но можно ль жить,  -  увы! и позабыть!

    То же испытывала и Маша.  Она отвергала все последующие предложения руки и сердца,  хотя мать и настаивала на замужестве.  Через какое-то время Маша всё-таки приняла предложение.  Это был профессор, хирург  Мойер, - врач, который  лечил всю их семью.  Вышла  Мария за этого благородного человека,  сознавая, что он оставлял за ней право на платоническую любовь к Жуковскому.
     Маша не переставала любить Василия  Андреевича.  Она любила его и девочкой,  боготворившей своего учителя;  и девушкой, окружённой поклонниками;  и вот в замужестве, когда уже родила дочь Катерину.  Из письма  Маши к  Жуковскому:
«Ангел мой  Жуковский!  Где же ты?  Всё сердце по тебе изныло. Ах, друг милый!  Неужели ты не отгадываешь моего мученья?  Бог знает, что бы дала  за то, чтоб видеть одно слово, написанное твоей рукой, или знать, что ты не страдаешь. Ты -  моё первое счастье на свете.  Катька мне дорога, мила, но не так, как ты.  Теперь я это живо чувствую!..»               

     Василий Андреевич,  живя холостяком, не стремился к светским удовольствиям и романтическим приключениям.  В этом он был почти монашески строг к себе.
Тобой и для одной тебя
Жить на земле приспособляюсь,
Тобою чувствую себя;
В тебе природе удивляюсь.

     Муж Марии – человек трезвого ума,  хоть и старался, но не мог  осчастливить её.
Старалась и она.  Она старалась вживаться в своё «полусчастье»,  похоронив своё чувство к Жуковскому,  но то же не могла побороть себя.
     Развязка наступила неожиданно. Маша ждала второго ребёнка, роды прошли неудачно, и она скончалась.  Ей было 30 лет.

    Василий  Андреевич жил холостяком, и только около 60-ти лет решился на женитьбу.  В него влюбилась 18-ти летняя дочь его приятеля.  Казалось, юная  невеста словно оживила образ давно ушедшей  Маши.  Но семейная жизнь счастливой не стала.  Его чувство к жене не содержало и сотой доли той огромной любви, что испытывал он когда-то к Машеньке  Протасовой               

Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
Зачем душа в тот край стремится,
Где были дни, каких уж нет?
Пустынный край не населится,
Не узрит он минувших лет;
Там есть один жилец безгласный,
Свидетель милой старины;
Там вместе с ним все дни прекрасны
В единый гроб положены.
               
                /Слушаем  песню  П.Булахова. Исполнитель – А.Баянова/
               
                Другой Марией была  МАРИЯ ВОЛКОНСКАЯ (1805-1863)
 
Она была одной из 4-х дочерей генерала Раевского Н.,  с семейством которого А.Пушкин отправился на Кавказ.  Сам генерал  Николай  Николаевич Раевский  - участник Отечественной войны 1812 года. Кстати, его тёща была дочерью Ломоносова М.В.
      К моменту встречи Марии и Александра ей 15 лет. Дед Марии был грек, и в ней было много греческого, южного. Она была грациозна и привлекательна, мила и хороша! И вот это неотразимое создание и полюбил Пушкин чистой и светлой любовью.

Я помню море пред грозою.
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою,
С любовью лечь к  её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей!

      Мария видела, что Пушкин увлекается всеми её сёстрами, наблюдала она и другие его увлечения, поэтому не придавала серьёзного значения его ухаживаниям;  и до самой смерти даже не подозревала, что внушила поэту самую светлую и чистую любовь.               
Когда большая любовь овладевала Пушкиным, он становился робок и застенчив.  Так было и с Марией Раевской.
      На протяжении многих лет в стихах поэта прорывается воспоминание об этой любви: то  сладкое, то грустное. Вот в стихотворении «Таврида»:
Счастливый край, где блещут воды,
Лаская пышные брега,
И светлой роскошью природы
Озарены холмы, луга.
За нею по наклону гор
Я шёл дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги её прелестной.
Зачем не смел её следов
Коснуться жаркими устами…
                /Слушаем романс Н.Римского-Корсакова
                «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»/

И в «Бахчисарайском  фонтане» он неспроста даёт имя молодой княжны – Мария.

    В 1825 г.  в 19 лет Мария Раевская  была выдана замуж за богатого и знатного генерала,  князя Сергея Волконского.  Сергей – на 17 лет её старше. Любви к нему у неё не было, она его мало знала.  Брак был заключён по настоянию отца – генерала Раевского. Власть родителей в то время была очень сильна.
    Но, несмотря на это, и несмотря на участие мужа в антиправительственных выступлениях в декабре 1825 г., Мария считала, что она должна быть рядом с мужем. Шесть тысяч вёрст должна была она преодолеть. Но это не пугало её, как и не испугал её ряд чудовищных по жестокости условий, под которыми она подписалась:
-  она не имела права брать с собой сына. Волею судеб, сын родился практически в день ареста отца.  Через два года (когда родители его уже были в Сибири), мальчик умер. 
   И Александр  Сергеевич,  в память нежной любви к его матери,  сочинил надгробную эпитафию младенцу, где есть такие строки:
   …С улыбкой он глядит в изгнание земное,
       Благославляет мать и молит за отца.
       Могила этого мальчика находится в Александро-Невской Лавре.
       Так вот, она не имела права брать с собой сына
-  лишалась права возвратиться раньше смерти мужа;
-  лишалась всех привилегий и
-  должна была именоваться, как жена ссыльного-каторжника.

        А ей только 20 лет.  И вот в конце 1826г. она выехала из С-Петербурга.  Первая остановка – в Москве. Мария остановилась у своей родственницы  Зинаиды Волконской – «Царицы муз и красоты»  (Два родных брата женились на двух разных женщинах: Марии и Зинаиды).  Дом княгини Зинаиды Волконской был тогда «изящным местом всех  замечательных личностей тогдашнего московского общества».
      Вот здесь Александр Пушкин  в последний  раз  увидел Марию Волконскую.  Он растрогано жал ей руки,  восхищался её подвигом. И позже, когда она уже находится в Сибири, поэт пишет поэму  «Полтава».  В этой поэме, как вы знаете, идёт целенаправленное повествование, но начало поэмы он посвящает ей!  Ей – добровольной сибирской узнице, не смея называть её по имени:

Тебе…Но голос музы тёмной
Коснётся ль уха твоего?
Поймёшь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдёт, непризнанное вновь?
Узнай, по крайней мере, звуки
Бывало, милые тебе, -
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Сибири хладная пустыня,
Последний звук твоих речей –
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.

   И только через 30 лет Волконский получил амнистию, и супруги вернулись в Россию.
Но Пушкина давно уже не было.

                /И сейчас мы слушаем романс С.Рахманинова «Не пой, красавица при мне…»,
                в стихах которого Пушкин вспоминает  «черты далёкой бедной девы» /               
               
 
                МАРИЯ  ЛАЗИЧ (1824-1851)

      Следующая  Мария -  Мария Лазич была  обычной земной женщиной и осталась в нашей памяти благодаря своей безумной любви к Афанасию  Фету.
      Весной 1845 года Афанасий  Фет  (ему 25 лет),  закончив словесное отделение Московского университета  и выпустив Первую книгу стихов, вдруг резко поменял свою жизнь и поступил унтер-офицером в Кирасирский полк.
      Лишившись в 14 лет дворянского звания,  Фет полагал, что только военная карьера поможет ему вернуть этот дворянский титул.  Служить ему пришлось на юге России, где он осенью 1848 года познакомился с дочерью отставного небогатого генерала – Марией.
     Высокая, стройная брюнетка, она обладала роскошными волосами, что Фет особенно ценил в женской красоте. К тому же, он любил слушать хорошую музыку, а Мария была прекрасной музыкантшей, что отметил однажды Ференц Лист, услышав её игру.
     Познакомившись ближе, Фет был изумлён, насколько обширны её познания в литературе,  особенно в поэзии. Неожиданно оказалось, что она хорошо знает его стихи, что она давнишняя его поклонница.  Одним словом, между ними вспыхнули глубокое чувство:

Шёпот, робкое дыханье,                               
        Трели соловья,
Серебро и колыханье
        Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
         Тени без конца,
Ряд  волшебных изменений
        Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы
        Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
        И заря, заря!..

     В письме к другу Фет писал: «Я встретил девушку прекрасного дома, образования.  Я не искал её, она  - меня. Это – судьба.  Но … мои средства тебе хорошо известны. Она тоже ничего не имеет»
     Материальный вопрос и стал главным камнем преткновения на пути к счастью.  Фет чувствовал себя ответственным за честь девушки – ведь он уже не мальчик,  он опасался выставить  Марию в неблагоприятном сете.
     И, собравшись с духом,  Афанасий Фет прямо высказал ей, что считает брак для себя невозможным. Все его помыслы и устремления были направлены на карьеру, на дворянство, на материальное благополучие.  В этом плане Мария не была достойной ему парой, ибо была невестой без приданого.

    Со своей стороны Мария готова была быть и любовницей, и сожительницей, и посудомойкой  -  кем угодно –  лишь бы  не расставаться с  Афанасием. Но он решительно заявил, что никогда не женится на бесприданнице.  И молодые люди … расстались.

И я доверился предательскому звуку –
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -
Я дерзко оттолкнул протянутую руку,
Сам осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.

    А вскоре Фет узнал страшную новость:  Мария погибла.  Погибла мучительной смертью -  на ней загорелось платье, она получила сильнейшие ожоги, от которых и скончалась.  Её последней фразой было: «Он не виноват, а я …»
    Как это часто бывает, только после гибели Марии  Фет понял, ЧТО она была для него и чем могла бы стать.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь,
Что ты одна – любовь.

      Пошло много лет.  Его заветная мечта сбылась:  он стал богат, знаменит. Женился.
Его женой, по иронии судьбы, стала женщина по имени тоже Мария;  женщина немолодая и не отличавшаяся яркой внешностью, но с  большим приданым:  роскошный особняк в Москве, несколько имений в провинции. На полученный в качестве приданого миллион рублей Фет выправил себе долгожданное дворянство.  Теперь у него было всё, о чём он мечтал!  Но…душа его не находила покоя…

Ты отстрадала, я ещё страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет!  Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветков, ночных лучей, _
 Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твоё,
И, не судя ни тупости, ни злобы
Скорей, скорей в твоё небытиё!

    Образ прекрасной  девушки  Марии Лазич не покидал Фета,  и все его последующие стихи  -  страстные, рыдающие,  исполненные раскаяния -  были адресованы ей.

В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон,
Ты, ты опять вдали стоишь передо мною,
Твой незабвенный лик сияньем окружён.
Ты, дней моих минувших благодать,
Тень, пред которой я благоговею…
 
                /Слушаем романс С.Рахманинова  «О, долго буду я …»
               
               
                МАРИЯ  ЕРМОЛОВА  (1853-1928)

        Летом 1853 г. у суфлёра Малого театра в Москве родилась девочка, которой дали имя Мария. И эта дата – 3 июля 1853 г. – дата рождения величайшей русской артистки, гордости российского театра  Марии Николаевны Ермоловой.
        В доме, где росла Мария, книга считалась сокровищем. Отец постоянно читал детям стихи, пьесы, рассказывал о театре.  И Маша уже  4-х лет мечтала о театре и жила с уверенностью, что она будет актрисой.  И не просто актрисой, а великой актрисой.
      Своё образование девочка получала в балетной школе, которая была в то время единственным театральным училищем; драматического не существовало. Мария поступила туда в 9 лет. Балетных учеников выпускали на сцену в случаях надобности, когда по пьесе требовались дети. Важный предмет в школе – танцы.  Но к танцам девочка была равнодушна и не способна.
      Зато она увлекала подруг известными пьесами,  и они часто у себя в дортуаре устраивали спектакли, в которых Маша  талантливо копировала знаменитых актрис. 
А когда их поддержал в этом учитель словесности, то одним из первых спектаклей стала драма  Шиллера  «Мария Стюарт». Роль Марии Стюарт будет знаковой для Ермоловой всю жизнь.
      В 1870 г. перед одним из спектаклей  Малого театра заболела одна из актрис, и предложили было попробовать Машу.  И вот эта застенчивая девочка, безнадёжно неспособная к танцам, так сыграла на профессиональной сцене свою первую драматическую роль, что на долгие годы стала украшением и гордостью Малого театра.

      С этого времени (ей 17 лет) она ведёт отсчёт своей театральной деятельности. Через год она заканчивает училище, и её официально зачисляют в труппу Малого театра.
      Невозможно перечислить весь её репертуар и все её роли. Это и Орлеанская Дева – Жанна Д,Арк. и героини многочисленных пьес А.Н.Островского, трагедии Шиллера и Шекспира.
      А кроме театра Мария Ермолова часто устраивает концерты, где читает стихи и прозу, стараясь подбирать материал для молодёжи.  И молодёжь отвечает ей взаимностью:
Всех нас вы возбудили равно,
Наш брат родную в вас признал.
Вы – наша,  Марья Николаевна,
Вы – молодёжи идеал!

     В феврале 1886г. (ей 33 года) – первый бенефис.  И опять она берёт трагедию Шиллера  «Мария Стюарт»  Эта вещь тогда была запрещена  в Императорских театрах, но Ермолова так дорожила этой ролью, что она добилась разрешения и сыграла в ней.  Великолепно ею был сыгран образ, полный трогательной грации и величия.
     И вот такой же образ, полный стати,  достоинства  и благородства оставил нам художник Валентин Серов, написавший в 1905 году портрет самой М.Н.Ермоловой.
     В мае 1920 года (ей 67 лет) отмечался 50-летний юбилей театральной жизни Ермоловой. И она, первая из русских артистов,  получила Почётное звание «Народной артистки» И опять на этом юбилее она сыграла  фрагмент из пьесы «Мария Стюарт», образ особой силы и обаяния.

Не гневайтесь, милорд,
Что с первых слов я вас прерву.
Сама я согласилась подчиниться
Суду сорока двух, сказали вы?
Никак я не могла им подчиниться,
Никак я не могла себя самой,
Достоинства народа, чести сына
И всех князей так низко уронить.
Ведь по законам Англии все люди
Судимы только равными себе.
А кто в судилище мне этом равен?
Со мной равны одни лишь короли!!!
                /Явление седьмое. Трагедия Ф.Шиллера  «Мария Стюарт»/

                /Звучит романа Н.Шишкина  «Слушайте, если хотите…»



                МАРИЯ  ПЕТРОВЫХ (1908-1979)   

          Она – младшая из 5-ти детей в крепкой и дружной семье, которая проживала в начале ХХ века близ Ярославля.
          «Говорят, от судьбы не уйдёшь…» - это строчка из одного её стихотворения.
Она  -  поэт, чьё имя так и осталось легендой в узких, но таких многочисленных в России кругах.  Первые стихи девочка написала в 6 лет;  в 8 - начала выпускать семейный журнальчик.  В 15 стала ходить на собрания Союза поэтов (шёл 1923г.) и ещё школьницей  была принята в  Ярославское отделение  этого  Союза  поэтов.
           Затем  в  1925 году  -  Высшие Литературные курсы в Москве, где вместе с ней учились – Даниил Андреев, Юрий Домбровский,  Арсений Тарковский.
           Позже (1930) заканчивает Литературный факультет МГУ и работает литературным сотрудником в газете  «Гудок».
          «Говорят, от судьбы не уйдёшь…»
           Интересуясь стихами, она знакомится с  Анной Ахматовой и Осипом Мандельштамом.  Мандельштам  сразу же влюбляется в неё и посвящает ей стихотворение  «Мастерица виноватых взоров».  Она осталась бы навсегда в русской поэзии, даже если бы сама не написала ни одного стихотворения, ибо влюблённый  Осип Мандельштам создал её гениальный поэтический портрет,  окрестив её «мастерицей виноватых взоров».   И это стихотворение считается одним из шедевров любовной лирики ХХ столетия.
        В тоже время она боготворила А.С.Пушкина и была одной из защитниц, когда находились его ниспровергатели:
Кто даёт вам право спрашивать –
Нужен Пушкин или нет?
Неужели сердца вашего
Недостаточен  ответ?
Если ж скажете – распни его,
Дворянин, мол, значит враг,
И без сочинений Пушкина
Не настанет в жизни мрак, -
Не поверим, не послушаем,
Не разлюбим, не дадим –
Наше трепетное, лучшее,
Наше будущее – с ним!

       Она восторгалась А.Пушкиным,  а  мужчины восторгались ею. Пред ней преклонялись собратья-поэты Арсений Тарковский, Давид Самойлов и др. И при этом почти полная безвестность.  Странная судьба… Она не издавала свои стихи и не стремилась к этому.  Когда её (незадолго до кончины) спросили – почему? – она ответила:
»Это не имеет значения.  Нас всех читает Бог». Единственный при жизни сборник её стихов был издан ни в Ярославле, где она родилась,  ни в Москве, где она прожила большую часть своей жизни,  а в Ереване, и  то её армянскими друзьями.
       С 1934 года  она начинает заниматься переводами.  Формально эта работа и стала на всю жизнь её основной профессией, которая её кормила. Она была одной из наиболее блистательных переводчиков армянской поэзии, и имя её (в этом качестве) и  по ныне произносится в Армении с признательностью. 
      Перед войной  (она вторично замужем, у неё растёт дочь)  в  её жизни появился Александр Фадеев.

Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
Об одной лишь мысли о тебе.

        Фадеева она любила.  Романы у неё были и раньше,  но Фадеев был для неё основной любовью.  Это была её беда и её ярмо.

А за всё, что выйдет боком
         и представится грехом,
Я отвечу перед Богом,
         перед Богом и стихом.

     Синие глаза Александра Фадеева будоражили покой многих женщин.  Это была и Ангелина Степанова – его официальная жена,  и  Маргарита  Алигер, которая родила от него дочь Марию,  и вот теперь – Мария  Петровых.
     А ведь в неё влюблялись многие и многие.  Кроме Мандельштама  и  Пастернака  в чистопольский период ею были очарованы и Эммануил Казакевич, потом  Александр Твардовский, позже Павел  Антокольский. Она была женщиной, которая вызывала сильные чувства у многих мужчин. А сама она долгое время болела  Александром Фадеевым.  И хотя его любовь оказалась недолговечной,  она любила его синие глаза всё сильней  и сильней,  накал её любви оставался прежним – обжигающим.

Назначь мне свиданье на этом свете.
Назначь мне свиданье в ХХ столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви,
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье в том городе южном,
Где ветры гоняли по взгорьям окружным,
Где море пленяло волной семицветной,
Где сердце не знало любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоём по окрайнам.
Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?
Числа я не знаю, но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоём потаённом  сердечном тепле.
Друг другу навстречу по-прежнему выйдем,
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:  назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье хотя б на мгновенье,
На площади людной, под бурей осенней,
Мне трудно дышать,  я молю о спасенье…
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.

                /Слушаем романс Н.Ширяева  в исполнении Г. Улетовой
                «Тебя любить, обнять, и плакать над тобой…»
                Стихи  А. Фета/

                В русском народном творчестве имя Марии распространено очень широко.  Один из полевых цветков носит название Иван-да-Марья.   С именем  Мария связана масса русских пословиц и поговорок:
-  На Марию гроза  -  сена будет за глаза;
-  На Марию сильные росы  -   льны будут серы и косы; и т.д.
         Во многих сказках действуют Маши, и, как правило, это славные добрые девушки.
Марья Искусница  всегда была воплощением совести и благородства.
         Некоторым иностранным принцессам,  которые выходили замуж за великих князей - будущих российских императоров, - при крещении давали имя Мария:
-  жена императора Павла Первого  -  Мария  Фёдоровна;
-  жена император Александра Третьего  -  Мария  Фёдоровна:   
      Николай Второй свою старшую дочь назвал Мария.
      А уж скольким литературным героиням было дано это имя.  Имя  Мария  -  любимое  женское имя Александра  Пушкина:
-   Маша  Троекурова  из  «Дубровского»;
-   Маша  Миронова из  «Капитанской дочки»;
-   Марья Гавриловна  из  «Метели»;
Жену графа из повести  «Выстрел»» тоже называли  Маша.
     Да и первую  (старшую)  из своих дочерей  Пушкин назвал  Марией:
То-то праздник мне да Маше,
Другу сердца моего;
Никогда про счастье наше
Мы не скажем ничего.

     Множество Марий было среди женщин,  встречавших наших солдат-победителей весной  1945 года,  что отразил в своём стихотворении поэт  Яков  Шведов:   

Весна нам окна растворила,
Как будто бы не май, а март!
-  Мария,  милая  Мария,               
Меня,  солдата принимай!
Я  шёл  дорогами прямыми,
Их было столько, что не счесть!
И я узнал: «Мария» имя
Почти у всех народов есть.
Но только лишь у нас  в  России,
В  стране, что так мне дорога,
Есть праздник именин  Марии
И жарким  летом и в снега.
Под плач и слёзы дождевые
В дороге был к себе я – строг,
И имя милое – Мария -
Я от людской молвы берёг.
Оно, то имя,  вечно свято,
Скажу, душой не покривлю,
Я  полюбил его когда-то
И до сих по его люблю.
И не случайно,  не впервые
Я повторяю без конца:
Мария,  милая  Мария,
Люблю тебя,  встречай меня!
               
/Слушаем  Ариозо матери из кантаты А.Новикова  «Нам нужен мир»/

                К  О  Н  Е  Ц               
               
                               
          


Рецензии