Есенин Сергей Александрович. Эх, Рассея моя, Рассе

СЕРГЕЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ЕСЕНИН (1895 – 1925)
Эх,  Рассея моя,  Рассея,
азиатская сторона…

               
                /В композиции участвует
                несколько исполнителей и
                поётся много песен на стихи С.Есенина/


         Матушка в купальницу по лесу ходила,               
         босая с подтыками по росе бродила.
         Травы ворожбинные ноги ей кололи,
         плакала родимая в купырях от боли,
         не дознамо печени судорга схватила,
         охнула кормилица; тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

        Время неумолимо. Оно всё дальше и дальше относит от нас события того 1895 года, когда в селе Константиново  Рязанского уезда  «какая-то баба  родила российского скандального пиита».  И вот уже  95 лет на могиле этого скандального пиита на Ваганьковском  кладбище в Москве собираются люди, чтобы поговорить о нём  и почитать его стихи, потому что  Есенин - это чудо поэзии.  Ну, кто бы мог ещё вот так нарисовать словами:
На душе лимонный свет заката
и сирени шелест голубой…
         Ну, не чудо ли?..  А о чуде всегда трудно говорить. В чудо надо верить.
         И это очень хорошо понимают в музее Сергея Александровича Есенина, который находится в Большом Строченовском переулке, в старинном деревянном доме. Этот дом чудом сохранился в нашей так быстро изменяющейся и перестраивающейся  Москве.
         Именно сюда, в купеческое Замоскворечье и приехал в 1912 году никому неизвестный  17-летний русоволосый красавец к своему отцу. Отец тогда работал старшим приказчиком  в мясной лавке у купца, и он был очень доволен собой, когда ему удалось пристроить в лавку приказчиком и сына.
        Но он плохо знал своего сына: Сергей ехал в Москву совсем не за этим! Он ехал с тайной надеждой, с мечтой о поэтической славе. И мы с вами хорошо знаем,  что он достиг этой славы, и уложился всего в 13 лет. Именно столько отвела ему судьба на его поэтическую биографию: от приезда в Москву никому неизвестного сельского парнишки до гибели в Ленинграде всеми признанного поэта Руси.

     В Москве Сергей сразу начал довольно активно осуществлять свою мечту:
-  стал заниматься в литературно-музыкальном кружке;
-  посещать лекции Московского Народного университета по истории и философии
-  и работать он пошёл отнюдь не в мясную лавку, а в типографию, ведь он собирался печататься!   Там он и нашёл свою первую жену  -  Анну  Изряднову.

      Но ещё раньше, у себя в деревне,  он писал:
Низкий дом с голубыми ставнями,
не забыть мне тебя никогда.
      Это дом, где он встретил свою первую любовь  -  Анну  Сардановскую:
В пятнадцать возлюбил я до печёнок
и сладко думал (лишь уединюсь),
что я на этой, лучшей из девчонок,
достигнув возраста, женюсь…      

     Но, достигнув возраста, он женился на  Анне Изрядновой. Так что через два года, к 19 годам он успел уже обзавестись кое-какими связями, успел влюбиться, жениться, родить сына.  Забегая  вперёд, скажу, что этому  сыну  прожить довелось только 23 года: его объявили  «врагом народа»,  обвинили в заговоре против вождя, и не стало первенца  Есенина.
     Но это случится в 1937 г., а пока  Есенин готовит к печати свой первый сборник стихов  «Больные думы». А так как он ещё не стал в полном  смысле горожанином, то его стихи этого периода - о родной природе, о деревенском быте, о любимом им зверье:

      Песнь о собаке               
               
 Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семе6рых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился  снежок подталый
Под тёплым её животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

     Пока начинающий поэт вступал в литературную жизнь, Россия вступила в Первую Мировую войну. На дворе – 1914 год. Добровольно ушёл на фронт Николай Гумилёв, хотя он освобождён был от воинской повинности. За храбрость и отвагу он получил на фронте два Георгиевских Креста.
    В Пинских болотах участвует Александр Блок, а его жена – Любовь Менделеева-Блок трудится медсестрой в Галиции.
    Медбратом служит и Александр Вертинский. Он выполнил почти 4000 перевязок, и, не имея медицинского образования, сам сделал операцию офицеру.
    В марте 1916 г  на военную службу был призван и Сергей Есенин. Он был определён в качестве медбрата в Царско-Сельский полевой  военно-санитарный поезд. А через год его направили в школу прапорщиков, но
Но всё же не взял я шпагу…
Под грохот и рёв мортир
Другую явил я отвагу –
Был первый в стране дезертир.

       Да, он дезертировал из школы, так как  все произошедшие события  -  война, февральская революция,  отречение императора  -  перевернули жизнь страны. И он вернулся к поэзии.
       И вот он уже понемногу начинает печататься и приобретает известность.
       В то время молодой красавец с  вьющимися волосами Сергей Есенин любил ходить в красной шёлковой  рубахе, в синей поддёвке и в лакированных сапогах. Этакий русский щёголь!
      Щёголь-то щёголь, а ночевать порой было негде – дома-то своего не завёл! И нередко ночевал прямо здесь, в редакции. Здесь он и познакомился с Зинаидой Райх. Она  в этой редакции работала секретарём.
      Обладая большим талантом,  Есенин обладал и большой бесшабашностью! У них с приятелем Ганиным вдруг возникла идея поехать на Соловки.

     Денег-то не было…

    Денег не было. Была только идея. Ганин симпатизировал Зинаиде и решил её пригласить в это путешествие. Неожиданно Зина не только согласилась поехать, но и выложила вдруг всю необходимую сумму (которую она долго собирала). И вот, во время поездки, в Вологодском уезде, Зинаида и Сергей обвенчались. Хотя у Есенина была гражданская жена и рос сын.
    Есенину – 21, Райх – 23.
                /Слушаем песню «Выткался на озере алый свет зари» /

     Зинаида всё делала основательно. Она ушла из редакции, и как истинная женщина, принялась вить семейное гнездо. Она надеялась обрести  простое женское счастье – муж, дом, дети. Поначалу бездомному прежде Есенину это нравилось.
     Но, как правило, тихая семейная жизнь поэтам противопоказана, а уж таким мятущимся, как Есенин, и подавно. Он начал входить в моду, он постоянно был окружён друзьями, вёл истинно богемный образ жизни: вино, женщины, скандалы…
    И что же?
    Они прожили четыре года, нажили двоих детей - сына и дочь – и…расстались.
    Зинаида забрала детей и ушла.  Надо отдать ей должное: она проявила незаурядную силу духа и пережила этот трудный период. Раскисать ей было некогда: она ставила детей на ноги. И поставила!!!
    Кстати, она воспитала обоих детей в культе памяти их отца, она привила им любовь и к отцу, и к его поэзии. А сама…
    А сама она всё-таки нашла своё счастье: через какое-то время она связала свою жизнь с другим известным человеком  -  Всеволодом  Мейерхольдом.
     А Сергей Есенин,  оставшись один, пошёл дальше распылять безрадостные дни с другими жёнами и женщинами, но постоянно, до конца своих дней он ощущал тоску по Зинаиде Райх.

Цветы мне говорят – прощай!
Головками склоняясь ниже,
Что я уж больше не увижу
Её лицо и этот край.
Ну что ж,.. ну что ж…- придёт другой.
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной,  но дорогой
Пришедший лучше песню сложит.
И,  песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может,  вспомнит обо мне,
Как о цветке неповторимом
 
       Взвихрённая революцией  Россия вытолкнула многих своих граждан в эмиграцию. Но некоторые  зарубежные деятели, заинтересованные социалистическими идеями, приезжали ознакомиться с происшедшим в России. Привлечённая кумачом революции приехала всемирно известная танцовщица  Айседора  Дункан и, увидев Сергея Есенина на одном из поэтических вечеров, была очарована его золотой головой.
Осенью 1921 года поэт знакомится с Айседорой и вскоре заключает с ней брачный союз. Ему – 26,  ей – 43. Они были мазаны одним миром, очень похожи друг на друга.
Оба – талантливы сверх меры, оба безудержны, бесшабашны. Их роман не только  «горький»,  но и счастливо-несчастливый, или несчастливо-счастливый. Как хотите.
И другим он быть не мог:  в этом браке было всё – и отчаянная страсть, и бурное выяснений отношений, и …безудержная тоска.

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать только ивовая  медь
Нам в сентябре с тобой осталась
Чужие губы разнесли
Твоё тепло и трепет тела,
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж!  Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только жёлтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберёг
Для тихой жизни, для  улыбок,
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок!
                /Слушаем песню  «Над окошком месяц…»

      Чем больше мы вчитываемся в стихи  Есенина, тем ближе становится нам его судьба, увиденная в этих стихах:
Всё живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверное, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
»Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт»
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг…
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт»!

     В эти же годы в его короткой жизни из самых затаённых уголков души вырываются слова,  обращённые к той,  что дала ему жизнь, к матери:
Снежная  замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна,   
Снова я вижу родную околицу,
Через метель – огонёк у окна.
Все мы бездомники,  много ли нужно нам?
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук,
Хочет за чайную чашку взяться  -
Чайная чашка скользит из рук.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай, - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал –
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.
Вот и опять у лежанки я греюсь,
Скинул ботинки, пиджак свой раздел,
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.
А за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном чаду,
Кажется мне – осыпаются липы,
Белые липы в  нашем саду.

       Мать пережила сына на 30 лет и похоронена рядом с ним на Ваганьковском кладбище в Москве.

                /Слушаем песню «Ты жива ещё, моя старушка…»
   
       В этой песне есть слова: «Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад…».   Через какое-то время он всё-таки посетил родимые места и не узнал их. Это было время крутых перемен – в стране, в деревне, в душах…
Я посетил родимые места,
Ту сельщину,  где жил ещё мальчишкой.
Как много изменилось тут –
Отцовский дом не смог я распознать:
Приметный клён уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.
Стара, должно быть, стала…да стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность.
По тропке, опершись на подожок,
Идёт старик,  сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий, укажи, дружок,
Где тут живёт  Есенина  Татьяна?»
- Татьяна…гм…Да вон за той избой.
А ты ей что?  сродни?
Аль может, сын пропащий?
-«Да, сын. Но что, старик, с тобой?
Скажи мне, отчего ты смотришь так скорбяще?»
- Добро, мой внук, добро,
Что не узнал ты деда!
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами тёплыми на пыльные цветы.
-Тебе, пожалуй, скоро будет 30… 
А мне уж девяносто…скоро в гроб,
Давно пора бы было воротиться,-
Он говорит, а сам всё морщит лоб. –
Да!...Время!...Ты не коммунист?
                -«Нет!»
-А сёстры стали комсомолки.
Такая гадость!  Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки.
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и Богу негде помолиться -
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…может, пригодится…
Пойдём домой – ты всё увидишь сам.
И мы идём, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.

      В 1923 году в одном из издательств Сергей  Есенин встречает свою новую любовь.
На сей раз золотые кудри поэта сразили красавицу по фамилии Вольпин. Плод этой любви был сын Александр. (Ал.Вольпин родился 12 мая 1924г. Он – довольно известный математик – в 1949г. защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом математических наук. От рождения он унаследовал от отца бунтарский  характер, писал кое-какие стишки и был диссидентом. 
О сограждане, коровы и быки!
До чего вас довели большевики…
…Но ещё начнётся страшная война,
И другие постучатся времена.
     За написание «антисоветских стихов» он был посажен в психушку, а затем сослан в Караганду.  Там прошло 10 лет. Затем  - изгнание  из страны. Он перебрался в Бостон в США. Ушёл из жизни на 92 году жизни в 2016 году.)
               
                /Слушаем песню  «Заметался пожар голубой…»

      Способность рисовать словом  картины русской природы стало самой сильной стороной есенинского поэтического дарования.  Он писал стихи обо всём, что беспокоило его в жизни, о чём болело сердце. А болело оно больше всего о России.
      Как-то  Айседора с непониманием сокрушалась: «Я увезла  Есенина  из России,  где условия жизни пока ещё трудные. Я хотела сохранить его для мира. Но он рвётся в Россию,  так как без России он не может жить…
      А кто-то из современников сказал, что Есенин  -  это  «Божья дудка»  за всё им написанное и за не проходящую любовь к России.

Гой ты, Русь моя родная.
Хаты  -  в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвучит девичий смех.
Если крикнет рать святая:-
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: - «Не надо рая,
Дайте родину мою!»               
            
        В 1924 году поэту  удалось поехать на Кавказ. Он давно туда рвался. Ему очень хотелось побывать в Персии, но в тот момент по политическим мотивам этого нельзя было сделать.  И Сергей  Есенин в том году гостил у своего друга в Баку у Чагина, который занимал тогда в Азербайджане высокий пост.  Чагин в шутку предложил Есенину переправить его в Персию контрабандой. Есенин шутки не понял и согласился. Его закатали в большой персидский ковёр, погрузили на машину и привезли…на шикарную дачу Чагина.
      Но несмотря на то, что Есенин никогда не был в Персии, он создал впечатляющий цикл  «Персидские мотивы»,  что подтверждает, что настоящему поэту не обязательно видеть натуру. Ему достаточно включить своё поэтическое воображение, и вот мы уже видим и прекрасную персиянку Лалу, и залитый лунным светом Шираз, и многое другое...
      
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нём.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнём.
Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шёлк туда и хну.
Наклонись своим красивым станом,
На коленях дай мне отдохнуть.
Или снова, сколько ни проси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далёком имени  - Россия  -
Я известный, признанный поэт.
У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далёкий синий край?
       Несмотря на великолепие  Востока,  для поэта нет ничего лучше рязанских раздолий.   
               
                /Слушаем песню  «Клён ты мой опавший …»

        Большое  «Письмо к женщине»  Есенин  написал в последний год своей жизни. Многие исследователи творчества поэта считают, что адресовано оно ко второй его - венчанной жене - Зинаиде Райх.  Помните, мы говорили, что тоска по ней  (после того, как она оставила Есенина) не проходила у него до последних его дней. Всё-таки она его крепко зацепила. Это та жена, за которую его корила мать:
Свою жену отдал другому,
детей по свету растерял.
       И обращение  «любимая»  в этом письме не случайно. Он не только тосковал, а, как отмечали многие современники, он любил Зинаиду до самой своей смерти.
       Друг  Есенина  Анатолий  Мариенгоф  вспоминал: «Кого любил Есенин?  Больше всех он ненавидел З.Райх.  Вот её, эту женщину с лицом белым и круглым, как тарелка, эту женщину, которую он ненавидел больше всех в жизни, её – единственную – он и любил…
Да и у неё другой любви не было. Помани её  Есенин пальцем, она бы от Мейерхольда убежала без зонтика и в дождь, и в град».
       Здесь же, в этом  «Письме» он как бы осмысливает свою жизнь и драматизм происходящего в стране.  К 30-ти годам (ровно столько ему было отпущено) было много чего:
-  данный свыше необыкновенный талант и дикая бесшабашность,
-  огромная признательность и членство во Всероссийском Союзе писателей, что было довольно престижно,
-  он пережил Первую Мировую войну, в годы которой служил медбратом в санитарном поезде, а потом сбежал, попросту дезертировал из школы прапорщиков,
-  пережил братоубийственную гражданскую войну и Октябрьскую революцию. 
   Революцию он принял сначала восторженно, а потом разочаровался в ней,
-  и ещё много-много такого, в чём трудно было разобраться, а пережив – не сойти с ума.
Эх, Рассея моя,  Рассея,
азиатская сторона…

        Письмо к женщине
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене;
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел  -  катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что  в сонмище людском
Я был, как лошадь,  загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несёт нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь –
Корабль в плачевном состоянье.
И я тогда
Под дикий шум,
Спустился в корабельный трюм.
Тот трюм был –
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб не страдая ни о ком,
Себя сгубить в угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых –
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несёт нас рок событий…
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ламанша.
Простите мне…
Я знаю: вы не та – живёте вы
С серьёзным, умным мужем,
И не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведёт звезда,
Под кущей обновлённой сени               
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
                Сергей Есенин.
               
       То же тоскливое чувство по любимой сквозит и в стихотворении  «Собаке Качалова», где незримо присутствует она,  Зинаида Райх.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое,
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и не всяких было,
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват.


     Сергей Есенин появился на свет осенью  3 октября.  И так же,  как осенью  -  погода переменчива:  то пригожие солнечные дни,  то дождливые,  ненастные  -  так и в жизни поэта.  К тому же осень – довольно краткая пора. Такой  же короткой была и жизнь  Есенина.
Я утих.  Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом.  Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль – на тридцатом году –
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнётся, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорви-голова!


Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и мне скоро в дорогу
Бренные пожитки собирать
Милые берёзовые чащи!
Ты, земля!  И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь!
Много дум я в тишине продумал,
Много песен о себе сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве;
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь,
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле…
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
                /Звучит песня  «Отговорила роща золотая…»/


   Но, видно, ещё не совсем отговорила…
   В 1925 г.  Сергей Есенин знакомится с внучкой  Льва  Николаевича  Толстого - Софьей Толстой.  Его распирает гордость, что он может породниться с этим великим семейством, и в сентябре 1925г. он снова женится.  Это было в сентябре… А в декабре он пишет своё последнее стихотворение:

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди,
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

    Кто-нибудь, когда-нибудь задумывался ли, почему российским поэтам не живётся на родной земле?  Ведь, вот Сергей  Есенин не случайно же написал ещё в 19 лет:
Я пришёл на эту землю,
чтоб скорей её покинуть…
    А после того, как он трагически покинул эту землю, три его женщины, три любящих его женщины так же трагически покинули этот свет:               
-  через год (в декабре 1926г.) после гибели поэта  на его могиле застрелилась Галина Бениславская.  Мы сегодня не вспоминали её, но пожалуй, её любовь к Сергею была самой бескорыстной, самой самоотверженной.  Похоронена за его могилой  там же на  Ваганьковском кладбище;
-  ещё через год (1927) трагически погибла Айседора Дункан.  Вы знаете, что она обожала  носить длинные шарфы, и во время движения автомобиля её шарф зацепился за колесо и …не стало величайшей танцовщицы мира;
-  а ещё через короткое время (1939г.) страшно жестоко и злодейски была убита в своей квартире Зинаида Райх.  Ей было 45 лет. Кто убил – неизвестно до сих пор. Похоронена там же, на Ваганьковском кладбище, недалеко от Сергея Есенина.               

       Поэта нет с нами, но осталось чудо его поэзии  -  его стихи и песни, написанные на эти стихи.
                /Слушаем песню  «Не жалею, не зову,  не плачу…/

    Есенин умер.
    Слух идёт и все молве той доверяют.
    Но здесь и капли правды нет  -
    Бессмертные не умирают!!!

                К  О  Н  Е  Ц                                                


Рецензии