Приложения

Автор Леонид Васильевич Багров
Книга РЕКА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ Москва, 2017
Редактор Елена Занина
Евгений Ширяев (ЕШ) - техническое исполнение на Проза.ру

Приложения

Приложение I
Обращение Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б)
5 февраля 1931 г.
О РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
ВСЕМ ПАРТИЙНЫМ, СОВЕТСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ, ВОДНОТРАНСПОРТНЫМ, ПРОФСОЮЗНЫМ И КОМСОМОЛЬСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
(Извлечение)
Рост народного хозяйства Союза ССР требует от речного транспорта коренной перестройки его работы в соответствии с темпами развернутой социалистической реконструкции.
Между тем речной транспорт до сих пор не перестроился, и характеристика, данная его состоянию в отчете ЦК XVI съезду партии, сохраняет свою силу в полной мере по сей день.
Хозяйственное состояние речного транспорта не отвечает возросшим к нему требованиям со стороны народного хозяйства. Из года в год повторяется недовыполнение производственной программы, не приступлено до сих пор к реконструкции, очень высок процент аварийности, не выполнена директива ЦК об осуществлении единоначалия, слабо развернуто социалистическое соревнование и ударничество.
Учитывая все это, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП (б) считают необходимым безотлагательно провести в жизнь следующие мероприятия.
I. Реконструкция, судостроение и судоремонт
1. Предложить Народному комиссариату водного транспорта в двухмесячный срок закончить разработку плана реконструкции речного транспорта на основе директив ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 г. и Совета Труда и Обороны от 19 февраля того же года и представить его на утверждение Совета Труда и Обороны.
2. Не дожидаясь полной разработки плана реконструкции, считать необходимым уже сейчас, исходя из директив ЦК партии и Совета Труда и Обороны об установке по отдельным бассейнам и родам грузов наиболее рациональных типов судов, о реконструкции существующих судоремонтных мастерских и т. д., использовать в этом направлении отпускаемые на капитальные работы в речном транспорте средства в размере 215 млн руб. на 1931 г. Предложить Совету Труда и Обороны рассмотреть план использования этих фондов в соответствии с настоящей директивой.
3. Считать установленным, что заказы на судостроение даны Всесоюзным объединением речного транспорта (ВОРТ) вне всякого плана, а чертежи и типы судов не соответствуют директивам ЦК и Совета Труда и Обороны о реконструкции водного транспорта. Предложить Народному комиссариату водного транспорта по тем судам, которые еще не начались стройкой, дать измененные типы в соответствии с постановлениями ЦК и Совета Труда и Обороны.
Предложить Народному комиссариату водного транспорта и Высшему совету народного хозяйства Союза ССР в месячный срок организовать единое мощное проектное бюро по конструированию новых судов, судовых машин, механизмов и пр.
4. Считать установленным, что Речсоюзверфь и заводы Котлотурбины и Парвагдиза, коим были переданы по новому судостроению, не выполняют в срок этих заказов. Предложить Высшему совету народного хозяйства Союза ССР в декадный срок точно установить фактическое положение с выполнением заказов по судостроению на разных заводах по типам и размерам и определить твердый календарный план по выпуску судов, безусловно обязательный к выполнению, с тем, чтобы обеспечить выпуск в срок судов, предназначенных к навигации 1931 г., не останавливаясь перед некоторым сокращением работ по судам, предназначенным к осеннему выпуску.
5. Предложить Совету Труда и Обороны наметить порядок выполнения промышленностью всего плана судостроения, намеченного по пяПриложения
тилетке, и разработать план перехода к технически совершенным методам в области речного судостроения (устройство эллингов, стапелей, слипов). Предложить Высшему совету народного хозяйства Союза ССР в двухдекадный срок закрепить за судостроительной промышленностью необходимые заводы, производящие подсобные механизмы. Партийным, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям заводов, на которых строятся суда, усилить работу по обеспечению выполнения в срок строительства судов.
6. В целях обеспечения своевременного выхода судов к открытию навигации предложить Высшему совету народного хозяйства Союза ССР обеспечить суда, находящиеся в достройке на плаву, главными и вспомогательными механизмами и котлами. Предложить Высшему совету народного хозяйства Союза ССР выделить дополнительно из резервного флота 50 млн руб. для нужд реконструкции судостроения и постройки новых верфей, в частности Красноармейской, Пермской и Дощатинской. Предложить Народному комиссариату водного транспорта и Высшему совету народного хозяйства Союза ССР в месячный срок разрешить вопрос о типе бензиновоза и совместно наметить план строительства бензиновозов как на заводах Речсоюзверфи, так и в мастерских ВОРТ. Ввиду исключительного значения технического флота для речного транспорта и промышленности предложить Высшему совету народного хозяйства Союза ССР в месячный срок определить заводы, на которых можно развернуть производство технического флота по установленной Государственной плановой комиссией Союза ССР программе.
7. Произвести коренное изменение существующего технического надзора за речным судостроением. Ответственность за доброкачественность выпуска судов возложить на заводоуправления. Обязать директоров заводов разработать четкий порядок контроля в процессе производства и выделить для этого ответственных лиц.
Предложить Народному комиссариату водного транспорта разработать точную инструкцию о приеме выпускаемых Высшим советом народного хозяйства Союза ССР судов с указанием порядка производства испытания и лиц, ответственных за приемные испытания судов, при этом обеспечить за Народным комиссариатом водного транспорта право контроля за судостроением в процессе постройки судов.
Ограничить функции и обязанности Регистра Союза ССР в отношении надзора за судостроением и капитальным ремонтом, с тем, чтобы ответственность за судостроение осталась за заводоуправлением и Речсоюзверфью, а за Регистром Союза ССР – функции инструктажа и эпизодических технических инспекций. Соответственно сократить штаты Регистра Союза ССР, с тем, чтобы максимум работников перебросить на производство.
Ввиду особого значения деревянного судостроения в условиях недостатка металла предложить Народному комиссариату водного транспорта в двухдекадный срок дать местам задание на расширение программы 1931 г. по новому деревянному судостроению как непарового, так и парового флота с использованием имеющихся машин и вспомогательных механизмов от разбитых судов.
10. Ввиду того, что судоходные реки, в том числе такие важнейшие артерии, как Волга и Днепр, крайне запущены, что создает угрозу нормальному судоходству, предложить Совету Труда и Обороны рассмотреть вопрос о систематическом приведении в порядок судоходных рек (землечерпательные работы, береговые насаждения и т. п.), при этом обязательную увязать план очистительных и дноуглубительных работ с планом поставки землечерпательных снарядов и караванов. Ввиду большого значения местных рек для лесных сплавов вменить местным исполкомам в обязанность принять меры по очищению местных рек, обеспечению нормальных лесных сплавов с привлечением к этому делу заинтересованных союзных организаций (Союзлеспром и т. п.).
II. Планирование и регулирование перевозок
1. В целях максимального использования водного транспорта и устранения недопустимого положения, когда в наиболее благоприятный для водных перевозок момент, в весеннее половодье, речной транспорт работает с большим недогрузом, предложить Совету Труда и Обороны в двухдекадный срок разработать план направления массовых грузов (хлеб, уголь, нефть, соль, металл, лес, строительные материалы) из мест добычи и сбора в районы потребления и для экспорта с максимальным использованием водных путей.
4. Предложить Народному комиссариату водного транспорта в пунктах производства погрузочно-выгрузочных работ, а также налива и слива установить жесткую норму простоя судов с привлечением к материальной ответственности лиц и организаций, по вине которых суда задерживаются сверх установленной нормы. В частности, Совету Труда и Обороны в декадный срок проверить выполнение имеющегося постановления о расширении сети нефтяных складов и переоборудовании перекачиваемых средств по наливу и сливу нефти.
5. Устранить имеющие большое распространение факты обслуживания крупными транзитными судами местных подсобных перевозок на рейдах, используя их исключительно для транзитных массовых перевозок. Для обеспечения флотом рейдовых работ развернуть на местах производство мелких моторов и катеров, используя местную промышленность, а также мастерские самого водного транспорта.
6. Улучшить диспетчерскую службу, установив такой порядок, при котором госпароходство, район, а также и важнейшие суда своевременно получали бы данные о прохождении судна. В целях улучшения руководства движением предложить Народному комиссариату водного транспорта в месячный срок разработать программу усиления проволочной и беспроволочной связи на речных путях, применив в отдаленных частях бассейнов радиофикацию судов.
Внести коренные изменения в организационную реформу речного транспорта, проведенную Народным комиссариатом путей сообщения в 1930 г.
1. Судно. В целях устранения крупнейших недостатков в состоянии судна (низкая эффективность в использовании его скорости, мощности и грузоподъемности, плохое техническое состояние машин и плохой уход за ними, отсутствие тщательного надзора при приеме парохода из ремонта, слабая дисциплина, плохая организация разгрузочно-погрузочной работы и отсутствие единоначалия) установить следующий порядок.
Судно, как первичная хозяйственная единица, должно быть приравнено к предприятию. Судно должно работать на основе хозрасчета и иметь твердый промфинплан.
Капитан, управляя судном на основе единоначалия, отвечает за порядок на пароходе, за точное и аккуратное выполнение всем служебным персоналом своих обязанностей, за правильное судовождение (недопущение аварий, простоев, посадки на мель и т. д.), за полное выполнение судном эксплуатационных технических измерителей и за выполнение установленного для судна промфинплана. Капитан отвечает полностью за техническое состояние судна, за работу машинной команды, в том числе и механика, который целиком подчинен в своей работе капитану.
Капитан отвечает за тщательный осмотр и оценку ремонта судна при приеме его из ремонта, за установление дефектов и за точное определение объема ремонта при сдаче в ремонт и наблюдает за полным выполнением качественной и количественной стороны ремонта в затоне.
Народному комиссариату водного транспорта разработать точнее положение о правах и обязанностях капитана и его помощников, определив количество помощников на различных типах судов и установив категории капитанов и их помощников в соответствии с категориями судов (5 категорий).
В целях поднятия удельного веса руководящего персонала машинного отделения назначить механика заместителем капитана судна по технической части.
4. Пристань. Пристань должна играть решающую роль в своевременной погрузке и разгрузке пароходов и, следовательно, в ускорении их оборота.
В обязанности начальника пристани входит:
– наблюдение за своевременной погрузкой и разгрузкой судов и за полным использованием мощности судов в смысле их загрузки;
– наблюдение за своевременной отправкой судов и строгое соблюдение расписания;
– правильное и своевременное формирование грузовых караванов;
– управление и обслуживание рейда мелкими судами и наблюдение за выполнением ими всех вспомогательных функций;
– своевременное снабжение всех судов и команд материалами, топливом, продовольствием;
– оказание содействия капитанам судов при аварийных ремонтах, при посадке на мель и т. д.;
– точная и бесперебойная работа связи (телефон, телеграф, радио, диспетчерская служба);
– управление пристанью, соблюдение чистоты и порядка, работа по ремонту пристани и прилегающих к пристани служб;
– наблюдение за складским хозяйством пристани;
– приемка, хранение и сдача грузов, своевременное предупреждение грузоотправителя о получении груза и воздействие на грузоотправителя в целях ускоренной выгрузки;
– создание необходимых условий по обслуживанию пассажиров (своевременная посадка, соблюдение чистоты на пристани и т. д.).
На основных крупных и узловых пристанях начальники пристаней должны закрепляться на круглый год без увольнения их на зиму.
Начальники пристаней непосредственно подчинены районным управлениям.
3. Районное управление. Организовать до 50 районных управлений речного флота. Предложить Народному комиссариату водного транспорта определить точные границы районов, учитывая при этом объем и характер грузооборота, технические и эксплуатационные условия реки и потребности области.
Районное управление управляет речным транспортом в пределах района. Являясь органом речного госпароходства, районное управление выполняет все его директивы и распоряжения по эксплуатации, ремонту и обслуживанию пути и транзитного флота, находящегося в оперативном распоряжении госпароходства.
Районное управление ведет непосредственную оперативно-хозяйственную работу в пределах того флота, который приписан к данному району для внутрирайонных перевозок. В этой части районное управление имеет свой промфинплан и работает как хозрасчетная единица, под контролем и общим руководством госпароходства.
В обязанности районного управления входит руководство работой начальников пристаней, наблюдение по поручению пароходства за ходом выполнения зимнего ремонта в затонах, находящихся в пределах этого района, текущее строительство и текущий ремонт.
Районное управление имеет следующие основные отделы: эксплуатации, пути, ремонта и мастерских для текущего ремонта, связи и планово-финансовый.
4. Управление речным транспортом (госпароходство). Существующие госпароходства реорганизовать в следующем направлении:
Весь речной флот разбить на две части. Первая, основная и самая большая, часть судов, обслуживающих транзитное пассажирское и грузовое движение, а также и технические суда, находятся в непосредственном оперативно-хозяйственном подчинении речного госпароходства. Вторая часть, флот местного районного значения, находящийся в непосредственном оперативном подчинении районного управления и включаемый в промфинплан данного района, контролируется и регулируется госпароходством.
Госпароходство является органом Народного комиссариата водного транспорта и управляет речным транспортом в пределах отведенного ему бассейна или части бассейна. Госпароходство имеет свой промфинплан и работает на основе хозяйственного расчета.
Госпароходство имеет следующие отделы: эксплуатации, пути, планово-экономический, связи, кадров и экономики труда, рационализации и изобретений, снабжения, механико-судовой и строительный.
Вместо существующих 23 госпароходств создать следующие 15 пароходств: 1. Волжское, 2. Московско-Окское, 3. Камское, 4. Днепровское, 5. Днепро-Двинское, 6. Сев.-Западное, 7. Северное, 8. Доно-Кубанское, 9. Закавказское, 10. Среднеазиатское, 11. Западно-Сибирское, 12. Енисейское, 13. Восточно-Сибирское, 14. Ленское, 15. Амурское.
Примечание. На реке Урале создать районное управление, подчиненное непосредственно Народному комиссариату водного транспорта.
Существующие агентства госпароходства (в количестве свыше 500) упразднить, передав их функции районным управлениям и крупным узловым пристаням.
Предложить Народному комиссариату водного транспорта в декадный срок разработать конкретные директивы по проведению этой реорганизации и не позже чем в месячный срок ее закончить.
Народный комиссариат водного транспорта обязывается дать практические указания местам, командировав своих представителей в бассейны и созывая по мере надобности совещания руководящего состава для разъяснения сущности проводимой реформы и задач ближайшей навигации.
IV. Заработная плата, снабжение и жилища
В целях улучшения работы командного состава пароходов, закрепления квалифицированных кадров рабочего и командного состава на речном транспорте и повышения производительности их труда Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК предлагают Народному комиссариату водного транспорта совместно с ЦК водников в месячный срок произвести повышение заработной платы определенным категориям работников речного транспорта, связав это повышение с качеством работы (выполнение количественных и качественных измерителей, сохранность судна, выполнение норм разгрузочно-погрузочных работ, экономия топлива и т. д.).
Ввиду неудовлетворительных жилищных условий рабочих-водников предложить Народному комиссариату водного транспорта доПриложения
вести ассигнования на жилстроительство с 11 млн руб., отпущенных по контрольным цифрам на 1931 г., до 16 млн руб. за счет резерва Народного комиссариата путей сообщения.
Не позднее 1 июня т. г. произвести освобождение жилой площади в домах, принадлежащих водному транспорту, от лиц, потерявших связь с транспортом или не имеющих отношения к нему. Поручить прокуратуре проверить исполнение постановления Центрального Исполнительного Комитета по данному вопросу со стороны местных организаций.
Исходя из особенностей водного транспорта, создать к 1 марта т. г. водную кооперацию по структуре, установленной для кооперации рабочих-железнодорожников.
Учитывая необходимость обслуживания общественным питанием плавсостава в период всей навигации, предложить хозяйственным и кооперативным организациям развернуть сеть общественного питания на судах, а Народному комиссариату снабжения Союза ССР и Центросоюзу – обеспечить отпуск необходимых продуктов.
Поручить Народному комиссариату снабжения Союза ССР и Центросоюзу организовать закрытые распределители в наиболее крупных затонах и водных бассейнах, обеспечив их регулярным снабжением по установленным нормам.
V. Работа профсоюзов и парторганизаций. Кадры
ЦК ВКП(б) отмечает неудовлетворительное состояние работы профессиональных и партийных организаций водников. Профсоюз и парторганизации водников не сумели мобилизовать и организовать массы на успешное выполнение промфинплана и на повышение производительности труда. Среди рабочих водного транспорта и особенно среди плавсостава слабо развито соцсоревнование и ударничество, низка трудовая дисциплина и производительность труда. Решение ЦК партии о единоначалии не проведено в жизнь.
Партийные организации речного транспорта являются наиболее отсталыми в постановке партийной и массово-производственной работы по сравнению с парторганизациями других отраслей народного хозяйства. Работа по вербовке рабочих в партию поставлена явно неудовлетворительно, и партийная прослойка чрезвычайно низка (2;3 %), что привело к почти полному отсутствию судовых ячеек.
Устранение в кратчайший срок этих недостатков является боевой задачей партийных, хозяйственных, профессиональных и комсомольских организаций речного транспорта.
ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров Союза ССР предлагают местным партийным и комсомольским организациям центр внимания всей массовой работы сосредоточить на решительной борьбе с прогулами, рвачеством, за поднятие трудовой дисциплины, опираясь на передовые слои рабочих водного хозяйства, на ударников. Необходимо поставить работу товарищеских судов так, чтобы они стали на деле организациями товарищеского воздействия и воспитания отсталых слоев водников. Вся работа за повышение трудовой дисциплины должна быть развернута вокруг выполнения и перевыполнения производственных заданий на основе соцсоревнования, ударничества, развертывания работы производственных совещаний и широкого применения мер поощрения ударников как путем улучшения их материального положения, так и путем продвижения их на более ответственную работу.
Возлагая огромные задачи на командный состав речного флота и расширяя его права, ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров Союза ССР обращают особое внимание хозяйственных, партийных и профсоюзных организаций на постановку дела правильного выдвижения работников на командные посты. На командные посты должны выдвигаться такие работники, которые показали на деле свою преданность делу рабочего класса, прошли практическую школу работы во флоте, проявили способность руководить флотом, проявили готовность учиться и переучиваться делу руководства флотом, имеют желание и способность овладеть техникой дела. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) полагают, что, только усвоив этот метод выдвижения работников речного флота на командные посты, можно будет укрепить кадры, поставить их на должную высоту.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) не сомневаются, что партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские организации не замедлят принять все меры к тому, чтобы настоящее обращение было безусловно проведено в жизнь.

Приложение II
Роль речного транспорта в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
XX век для России был периодом крутых перемен: революция, гражданская война, разруха и восстановление экономики страны на базе индустриализации и электрификации. Ни с чем не сравнимым бедствием стала Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней и нанесшая колоссальный удар по экономике страны.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР. Я не участвовал в боях, но испытал на себе все трудности жизни в военные годы, и мне дорога память о том времени, о речниках – участниках войны, которые, как и все советские люди, встали на защиту своей Родины. Хочется еще раз напомнить о роли, которую сыграли речники и речной транспорт в те страшные и героические годы.
В день начала войны необычный приказ был отдан командам речных судов на Днепре, Припяти, Свири, Неве, Оке: «Немедленно прекратить рейсы и следовать на судоремонтные заводы». Через несколько дней этим судам предстояло стать канонерскими лодками, тральщиками и сторожевыми кораблями речных военных флотилий [10].
В первые дни войны добровольно ушли на фронт тысячи речников, причем уходили нередко целыми семьями. Поэтому уже 25 июня 1941 года Нарком речного флота СССР З.А. Шашков принял решение о перераспределении работников, оставшихся в составе речного транспорта. Тем не менее – остро ощущалась нехватка кадров: так, к октябрю 1941 г. численность работников речного транспорта уменьшилась с 203,6 тыс. человек до 156,8 тыс. 7 июля 1941 года, по предложению З. А. Шашкова, Совет Народных Комиссаров СССР разрешил Наркомречфлоту перевести экипажи всех судов и работников судоходных гидротехнических сооружений и судоходной обстановки с трехсменной на двухсменную вахту, а также допустил женщин к работе на должностях, на которые раньше назначались только мужчины. Таким образом, ушедших на фронт мужчин на флоте заменяли женщины, юноши и девушки из речных династий [11].
Характерная особенность работы речного транспорта в прифронтовой зоне состояла в том, что судам приходилось обеспечивать переправу войск, а когда боевые действия развертывались на берегах рек и озер – активно взаимодействовать с ними. Выполняя приказы военного командования, суда работали до тех пор, пока войска продолжали вести бой с врагом.
Хорошо сознавая значение воинских перевозок, руководители пароходства и экипажи судов делали все возможное, чтобы осуществить их в срок и полностью. О напряжении в их работе можно судить, в частности, по таким данным: из 3,2 млн тонн горючего и смазочных материалов, израсходованных Красной Армией в 1943 году, 1,2 млн тонн (чуть меньше 40 %) было доставлено речными судами по Волге в пункты перевалки на железную дорогу. Как правило, перевозки выполнялись в тяжелых боевых условиях, под бомбежкой и артиллерийским обстрелом. Плавание на судах, не имевших вооружения, требовало от речников не только большого профессионального мастерства, но и незаурядной выдержки и стойкости. Выразительно и точно сказал об этом Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков: «Чтобы хладнокровно выдерживать атаки неприятельских самолетов, на тихоходных и медлительных канонерках надо было иметь какие-то особые нервы и необычайное мужество» [4].
Велика и тяжела была военная напасть и для тех, кто возглавлял срочную переорганизацию всего транспорта, в том числе и речного, ставшего практически на всей территории европейской части страны стратегическим. Руководство переводом отрасли на военный лад с первых дней войны выпало на долю Наркома речного флота СССР З. А. Шашкова. Сложившаяся в последующие годы ситуация заставила его принимать самые неординарные решения по защите рубежей, какими стали реки и водоемы, в первую очередь, водных преград. То, что река Волга стала той границей, переход за которую был равносилен поражению в Великой Отечественной войне, очень символично для речников, принявших самое непосредственное участие в смертельной схватке с врагом.
В ходе боевых действий возникла необходимость в организации на прифронтовых реках и озерах военных флотилий. Важную роль в боевых действиях сыграли Волжская, Азовская, Пинская, Днепровская, Ладожская, Онежская, Чудская, Дунайская и Амурская военные флотилии, основной вклад в создание которых внесли речники. Начальник Главного штаба ВМФ Н.Д. Сергеев писал: «… в пополнении флотилии значительная роль принадлежит речникам. Только речной флот страны в годы войны передал около тысячи судов для переоборудования их под боевые
Приложения
корабли… А капитаны речных судов становились подчас их военными командирами и показывали незаурядные воинские способности, образцы мужества и героизма» [8, c. 2].
С началом войны резко изменился и характер производственной деятельности судоремонтных предприятий: на Омском судоремонтном заводе строились торпедные катера, Красноярский СРЗ освоил строительство бронекатеров и производство противопехотных мин; корпуса мин, ручные гранаты и детали для снарядов «Катюш» изготавливали заводы «Теплоход» и Городецкий механический. Переориентация предприятий проводилась с первых дней войны, в самые сжатые сроки. Так, на пятый день войны коллектив Звениговского судоремонтного завода получил правительственную телеграмму: «Звенигово. Марийская. Дир. Смирнову. Прошу через сорок пять дней работу завода перестроить на военный лад. Об исполнении доложить. И. В. Сталин». Уже через 40 дней завод выпускал военную продукцию: огнеметы, авиабомбы, переоборудовал водолазные боты в военные катера. Это лишь один из примеров того, как четко работало руководство страны и как ответственно и своевременно исполнялись принятые им решения.
Самоотверженно работали в годы войны коллективы всех речных бассейнов. Наряду с обычными перевозками речные пароходства обеспечивали эвакуацию населения и раненых солдат, переправу войск, военной техники, топлива и боеприпасов, продовольствия на военных рубежах, при этом погибло немало людей и судов. По неполным данным, речники в 1941 и 1942 годв эвакуировали из Москвы, Ленинграда, Сталинграда свыше 2,5 млн человек, вывезли около 1,5 млн тонн различных грузов, десятки тысяч автомашин, тракторов и другой техники колхозов и совхозов. Хорошо сознавая значение этих перевозок, руководители пароходства и экипажи судов делали все возможное, чтобы осуществить их в сжатые сроки и в полном объеме.
С первых дней войны в тяжелейших условиях переправы через Днепр и его притоки обеспечивали речники Днепровского бассейна. Все пассажирские суда были заняты эвакуацией населения западных областей страны.
Неоценим вклад речников в обеспечение перевозок при обороне городов-героев Москвы, Ленинграда и Сталинграда. В дни блокады и героической обороны Ленинграда речники Северо-Западного бассейна под систематическим обстрелом врага обеспечивали вывоз населения и завоз продовольствия через Ладожское озеро, ставшего для города «дорогой жизни». Только за 1942 год по Ладожской «дороге жизни» было эвакуировано 530 тыс. жителей Ленинграда, а в обратном направлении доставлено 267 тыс. воинов Советской Армии и 750 тыс. т различных грузов, в том числе 350 тыс. т продовольствия.
Война радикально изменила условия работы и столичного речного транспорта. С первых дней войны началась эвакуация населения Москвы. Для решения этой задачи был мобилизован весь пассажирский флот Московско-Окского пароходства и пароходства «Москва–Волга канал». В 1941 году они обеспечили вывоз из Москвы около 160 тыс. человек. Особую роль сыграли московские речники и в обеспечении города топливом: до конца навигации 1941 года речники доставили в город 650 тыс. м3 дров, что позволило обеспечить потребности городского хозяйства в топливе. С объявлением 19 октября 1941 года осадного положения Москвы, работники Южного, Северного и Западного портов, Московского судостроительного завода вышли на строительство оборонительных сооружений, влились в народное ополчение.
Значительный вклад внесли работники речного транспорта в оборону Сталинграда и дальнейший разгром немецких войск на Волге. Боевой героизм воинов-сталинградцев слился воедино с боевыми и трудовыми подвигами моряков Волжской военной флотилии (временного формирования Военно-Морского Флота ВС СССР, принимавшего участие в Сталинградской битве) и речников-волгарей. Не щадя своей жизни, моряки и речники доставляли на судах для нашей армии бойцов, горючее, технику, боеприпасы. Тысячи раненых воинов навсегда остались благодарны речникам, которые вывезли их из ада невиданной Сталинградской битвы. За время обороны через Волгу по 17 сталинградским переправам было перевезено около 1 млн военнослужащих, раненых и гражданских лиц, а также 95 тыс. автомашин, 3 тыс. танков, 840 орудий, 40 тыс. повозок, 5 млн голов скота, около 240 тыс. т боеприпасов, продовольственных и других грузов. Маршал Советского союза В. И. Чуйков, командовавший 62-й армией, высоко оценивал роль речников: «…о их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи» [14, c. 160.]. Пройдут века, сотрутся в памяти людей многие события, но человечество никогда не забудет героических дней сражений за волжскую твердыню.
Много героических дел совершили доно-кубанские речники, принимавшие активное участие в морских эвакуационных перевозках на Азовском море, в Керченско-Феодосийской десантной операции. ОгПриложения
ромную работу проделали в прифронтовых условиях речники Беломорско-Онежского, Московско-Окского и Амурского бассейнов, перевезя за годы войны более 200 млн т грузов.
Речной флот непосредственно участвовал и в разгроме милитаристской Японии, обеспечивая переброску войск 2-го Дальневосточного фронта через Амур и их дальнейшее продвижение вдоль Сунгари, выполняя оперативные задания военного командования.
Вспоминая о тяжелых днях Великой Отечественной войны, Нарком речного флота СССР З. А. Шашков, сыгравший исключительную роль в организации его работы в условиях войны, писал: «Все, что сделано во имя Родины, достойно памяти и уважения. То, что сделано ценой жизни, – священно. Об этом надо помнить постоянно. Об этом забывать нельзя».
В дни празднования нашей Великой Победы вспоминаются уроки минувшей войны, и россияне отдают дань глубокого уважения памяти погибших. За мужество и героизм 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 речников стали полными кавалерами ордена Славы. За героический труд в годы Великой Отечественной войны 8460 речников были награждены орденами и медалями. На 40 речных судах, экипажи которых особенно отличились при выполнении заданий военного командования, были установлены памятные мемориальные доски. Никогда не забудут речники страны подвиг товарищей по труду и по оружию, отдавших жизнь во имя свободы и независимость Отечества. Мы должны сберечь нашу память, чтобы ни наши дети, ни внуки, ни правнуки не забыли, какой ценой была добыта Победа, как было завоевано счастье мирной жизни!
В настоящее время и в России, и за рубежом не прекращается дискуссия по поводу начала, хода и итогов Великой Отечественной войны. Горечь тяжелых поражений и утрат нашего народа, его вооруженных сил, раны, нанесенные войной, особенно в первые дни и месяцы, не могут оставить равнодушным никого. За последние годы в России выросло новое поколение людей, многие из которых имеют, к сожалению, довольно смутное представление о том, что означала для государства Победа нашей армии под Москвой, Сталинградом, на Курском направлении, да и во всей Великой Отечественной. То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно молодежи. Для нее война – это далекая история, оставшаяся на страницах книг, запечатленная в граните и мраморе памятников. Для ветеранов Великая Отечественная – это их вчерашний день, их молодость, то время, когда они были всего лишь на один–два года старше сегодняшних одиннадцатиклассников. Но и тем, и другим, к счастью, далеко не безразличны события, отгремевшие семьдесят лет назад, и ветераны передают эстафету памяти юношам и девушкам XXI века. И отнять эту память, как и нашу Победу, не сможет никто. Это доказал и проходящий ежегодно всенародный марш «Бессмертный полк», ставший демонстрацией благодарности, любви и огромного уважения детей, внуков, правнуков к их близким – победителям в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.


Рецензии