Татарларга - 26

Татарларга – 26


***

Компиляции

***



Кирдык

***

Все знают, что означает слово ‘’кирдык’’.

Вокруг этимологии его ведутся вдумчивые споры и пытаются перевести его со многих языков включая языки Африки и Америки… это так называемая дальнозоркость.

Если татарину  сказать ‘’кирдык’’, то он, недоуменно оглядевшись, сначала спросит – ‘’Куда(Кая) кирдык?’ и лишь потом поймет что произнесенное это сленг.

По – татарски  ‘’кирдык’’ это ‘’вошли’’, а точнее -  ‘’мы вошли’’.

У Верещагина есть похожая по смыслу картина из трилогии.
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904). ‘’Вошли’’.

В прошлом это атакующий клич - оповещение.
 
При входе в лагерь, крепость, базу, первые ворвавшиеся кричали ''Кирдык!!!'', то есть ''Вошли!!!'', чтобы застолбить для себя право награды.

Вот на примере песни ''Памяти башкиро -мишарского войска'' ''Любизар''

Ютуб.
Памяти башкиро-мишарского войска
https://www.youtube.com/watch?v=G6HMNR3E5kc






Сагайдак - Саадак
Саадак (сагайдак)

***

1) набор вооружения конного воина, состоявший из лука с налучием и колчана со стрелами, на который в походе надевался чехол;
2) налучие, чехол для лука.
[Тюрк. sadaq -- колчан, монг. sagadag -- лук вместе со стрелами.]

http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/slova/s.htm



Сайдак

***

Саадак (колчан и налуч) царя Алексея Михайловича. Москва, Оружейная палата Кремля, 1673. Мастер — Андреев Прокофий. Серебро, ткань, кожа (домашней козы). Шитье, золочение, чернь, резьба. ММК

Сайдак (также сагайдак, садак, саадак, сагадак, согодак) — набор вооружения конного лучника[1]. Состоял из лука в налуче и стрел в колчане (иначе в туле), а также чехла для колчана (тохтуи или тахтуи). Был распространён у тюркских народов, монголов, а также на Руси до XVII века.

Сайдаком также называли только чехол для лука (налуч, налучник).

Сайдаки часто украшались.
В Оружейной палате хранится кожаный сайдак царя Алексея Михайловича, украшенный шитьём серебряными и золотыми нитями.[2] Под сайдаком мог носиться подсайдачный нож.

Аналогом сайдака был скифский горит.

Этимология

Название произошло от тюрк. sadaq — «футляр для лука» ‡от монг. sagadag, калм. саадг — «лук вместе со стрелами»[3].

В литературе

В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнажённой саблею в руке: это был сам Пугачев.

— Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»
В Нартском эпосе сагадак (осет. Сагъадахъ, Садахъ) является чудесным колчаном для стрел, обладающим способностью самостоятельно стрелять.

Примечания

‡Саадак // Военная энциклопедия / Грачёв П. С.. — Москва: Военное издательство, 2003. — Т. 7. — С. 344. — ISBN 5-203-01874-X.
‡Саадак
‡Саадак (сагайдак)

Литература

Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т.14: Рэле — Слаявіна / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 2002. — Т. 14. — С. 74. — 512 с. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0238-5 (Т. 14). (белор.)
Саадак // Советская военная энциклопедия. — Москва: Военное издательство Министерства обороны Союза СССР, 1978. — Т. 7. — С. 211. — 863 с.

Ссылки

Сайдак — статья из Большой советской энциклопедии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/



Саадак

***

(сагайдак, сайдак) комплект (набор) ручного метательного оружия конного воина. Появился в 5—6 вв., получил широкое распространение у монголов и тюркских народов в 10—19 вв., на Руси — в 13—17 вв. Состоял обычно из лука с налучием, стрел с колчаном и тохтуя (чехла). В налучие вкладывался лук, в колчан — стрелы. Налучие пристёгивалось к сабельному или специальному поясу воина слева, а колчан — справа. Тохтуй, который надевался в походе на колчан, служил для предохранения стрел от влаги. Налучие (лубье) и колчан (тул) изготовлялись из кожи или сафьяна; колчаны больших размеров имели наружные карманы для хранения плети, кистеня и т.п.

© Военная Энциклопедия.

http://военная-энциклопедия.рф/--//




Сагайдачные (Сагайдакевичи)

***

Статья Рахмет Baitasau-

От слова "сагайдак" произошла фамилия, ныне угасшего рода литовских татар,
Сагайдачных (а также, многочисленных, ныне живущих украинцев, русских и др.).

Сагайдачные были приписаны к юшинской хоругви.

Из предок, курклянский казак Бойнаш, живший в конце XVв., сын которого Сюндзюк в 1511г. получил пустоши Матыевщизну и Маковщызну под Лейпунами, позже называемые Сюндзюкенцами.

Его сыновья: Алей (Илья), предок Сендзюков (Седзюков) и Сагайдак, в 1559г. совладелец Сюндзюканцев и дворища в Курклах.

В 1580г. Богдан Сагайдакевич фигурирует как дзедзич (наследственный владелец) части Сюндзюканцев, называемой Сагайдаковщизна.

Сын Богдана Давид, известен по люстрации Кердея 1631г. как владелец Сагайдаковщизны и дворища в Курклах, а сын Давида Богдан, в описи войска литовского в 1658г. записан как Сагайдачный.

 Это последнее известие об этом роде.

https://vk.com/photo12523752_456239824


Рецензии