Ирония судьбы, или с водой, но без пара
Как известно, Волга раньше была для Саратова главными "воротами" города.
Город, основанный на реке, жил ею, кормился от неё и разрастался на её правом берегу ! Практически все грузы и товары шли в город и из него по реке !
Река же отдавала всё сторицей. Она была и труженица и кормилица и главная дорога и главный путь, как на север, до Нижнего, Ярославля и Твери, так и на юг, в район Астрахани и Каспия.
Проследить историю освоения городом Волги практически за два века всем нам поможет ресурс Саратовского порта на странице "История Саратовского порта" - http://www.portsaratov.ru/story.htm И желающие это могут сделать !
Мне же хочется обратить ваше внимание на другое.
В 1871 году в Саратов пришла железная дорога и началась конкуренция между железнодорожным и водными путями. Тем более, что ж/д напрямую связало город с Москвой и СПб, а затем и другими городами России.
Но, всё равно, при всех преимуществах новой стальной магистрали, Волга и в 20 веке долго оставалась у всех в на виду, хотя город постепенно разрастаясь, "отворачивался" от реки.
Маленькая деталь, которую знают все, но мало кто на это обращает внимание, и которая, в какой-то степени, подтверждает эту мою мысль.
Здание управления тогдашнего РУЖД (Рязано-Уральской железной дороги), а сегодня Приволжский филиал РЖД, построенное в начале 20-го века, и тогда и до нынешних времён начала 21-го века, располагается не у железнодорожного вокзала (находящегося в 4 километров западнее этого здания, в глубине города) и не у разных железнодорожных путей, проходящих через весь город, а непосредственно в нескольких сотнях метров от Волги и от её причалов и своим фасадом смотрит на неё !
Вот такой вот казус судьбы и истории !
Со временем город начал встречать и провожать пароходы и ему для этого понадобилась пристани, а потом и речной вокзал.
Он был построен в начале 30-х годов прошлого века, а в начале 50-х, т.е. послевоенное время - отремонтирован.
Сегодня на странице "Типичного Саратова" появилось фото того старого речного вокзала, с такой подписью : "Заканчивается ремонт речного вокзала Саратовского порта. Газета "Саратовский водник". 1953 год"
На что я откликнулся своим комментарием :
"Да ! Ирония судьбы ! Не долго он проживёт после своего ремонта !
В конце 50-х начнётся строительство Набережной (переименованной потом в Набережную Космонавтов) и по одним сведениям в 1958 год, по другим в 1967 году этот речной вокзал будет сломан.
Я думаю, что это было скорее всего на стыке 50--х и 60-х годов, так как в то время делали ярусы Набережной и этот деревянный речной вокзал явно не вписывался в тот проект.
Со временем здесь было запланировано и построено новое и капитальное здание речного вокзала, которое было воздвигнуто в конце 60-х - начале 70-х годов, И которое активно принимало различные пассажирские суда, особенно в 70-е и 80-е годы и в котором чего только сейчас не находится !
Но, по сути, нет там самого главного - речного вокзала...
Между этими датами, до начала 70-х годов, действовал плавучий речной вокзал, в виде большого дебаркадера и с надписью при входе "Речной вокзал" ! "
Вот так, постепенно, с изменениями произошедшими за эти годы, люди постепенно забыли о главных функциях Волги, как ворот города и значении реки... для себя...
Игорь Пролеткин
Свидетельство о публикации №220080400485