Непобежденный Гангут

Полуостров Ханко в истории военно-морского флота больше известен как Гангут. Именно у его берегов в 1714 году в ходе Северной войны (1700–1721гг.) состоялось морское сражение между русским и шведскими флотами. В ходе грамотно продуманной работы и при личном командовании Петра I и его сподвижников был разгромлен шведский флот, который до Гангута не знал поражений. Эта первая крупная победа русского флота позволила России добиться выхода к берегам Балтийского моря, укрепить свои позиции в Финляндии и установить полное господство в Финском заливе.

С тех пор регион вокруг Ханко, благодаря своему удобному расположению в водах Балтийского моря, неоднократно становился ареной для боёв во время русско-шведских войн. Акватория этого полуострова благодаря тёплому климату обеспечивает навигацию практически круглый год. В период Первой мировой войны на Ханко находилась манёвренная база лёгких сил и подводных лодок Балтийского флота, именно здесь формировались отряды кораблей перед выходом на боевые операции в море.

В 1940 г. в результате советско-финской войны полуостров Ханко был передан СССР в аренду на 30 лет под создание на нём военно-морской базы. Территориальное расположение определяло основную задачу базы — оборону северного фланга и обеспечение свободных действий Балтийского флота. Также предполагалось, что именно здесь будут базироваться т.н. «москитный флот» (торпедные катера и т.д), подводные лодки и части ВВС КБФ. Несмотря на территориально выгодное положение и стратегическое значение, у этой базы существовал ряд недостатков. Снабжение полуострова, в т.ч. продовольственное, представлялось делом довольно непростым и затратным, так как фактически могло происходить только морским или воздушным путём. Кроме того, база находилась в артиллерийском окружении сил противника и очень хорошо просматривалась со всех сторон, а большое количество мелких островов позволяло бы противнику осуществлять внезапные атаки на советские корабли.

Финны сразу после сдачи полуострова в аренду приступили к активному укреплению своих позиций вокруг и строительству оборонительных рубежей на перешейке и островах.

К началу весны 1941 года на советской базе находилось около 30 тыс. советских военнослужащих и гражданских лиц. В составе ВМБ числились:
• железнодорожный дивизион – батареи калибра 305 мм и калибра180 мм;
• два артдивизиона (10 130-мм орудий, 24 45-мм и три 100-мм);
• бригада торпедных катеров типа Г-5;
• дивизион подводных лодок класса «М» и сторожевых катеров типа МО;
• истребительный авиаполк самолётов И-153 и авиаэскадрилья гидросамолётов МБР-2;
• стрелковая бригада (два стрелковых полка, артиллерийский полк, танковый батальон, зенитно-артиллерийский дивизион, сапёрный батальон, батальон связи, автомобильная рота);
• три зенитно-артиллерийских дивизиона, три строительных батальона и две строительные роты;
• пограничный отряд и госпиталь.
Немецкое командование ставило перед собой задачу: как можно быстрее захватить полуостров. С этой целью в июне 1941 г. была организована ударная группа «Ханко». Атаки противник начал 26 июня мощным артобстрелом и попыткой высадки десанта. В этот же день президент Финляндии Р. Рюти заявил, что «Советские военные части на Ханко — это важнейшие силы на суше… Ханко — это пистолет, направленный прямо в сердце Финляндии!». Как вспоминал в своих мемуарах Сергей Иванович Кабанов:
Вечером 24 июня я получил радиограмму начальника штаба КБФ контр-адмирала Ю. А. Пантелеева. Он сообщил мне приказ командующего флотом: утром 25 июня прикрыть истребителями Ханко налёт скоростных бомбардировщиков военно-воздушных сил флота на аэродромы Турку. К этому времени на наш аэродром сели ещё шесть самолётов — пушечные И-16 под командой капитана Леоновича. Начальнику штаба базы я приказал выполнить приказ командующего и поднять утром в воздух все наши истребители. Коменданту сектора береговой обороны — открыть 25 июня в 8.00, то есть одновременно с бомбёжкой, артиллерийский огонь и уничтожить на островах Моргонланд и Юссаарэ наблюдательные вышки. Зенитным батареям участка ПВО майора Г. Г. Мухамедова и батареям 343-го артиллерийского полка 8-й бригады майора И. О. Морозова было приказано сбить вышки на сухопутной границе и соседних островах, с которых контролировался каждый наш шаг, на перешейке и далеко за ним.
Наступило 25 июня. И вот около трёх часов ночи мне принесли оповещение по флоту о начале войны с маннергеймовской Финляндией. Оповещение было помечено: 02 часа 37 минут. Теперь всё ясно.

Одновременно с бомбёжкой мы нанесли артиллерийский удар. С мыса Уддскатан батарея лейтенанта Брагина открыла огонь по вышке финнов на острове Моргонланд. После третьего залпа вышка была сбита. Одновременно мы увидели и услышали взрыв большой силы: похоже, наши снаряды попали в склад боезапаса на острове. Потом выяснилось, что действительно снаряд угодил в склад мин, сосредоточенный финнами на Моргонланде.

Батареи 30-го дивизиона открыли в это же время огонь по вышке на острове Юссааре. Вышка рухнула и загорелась. Артиллеристы, видя, что финны пытаются горящие бревна растащить, усилили огонь и не дали погасить пожар.
Зенитчики и артиллеристы 8-й бригады сбили все наблюдательные вышки на островах и на границе. Противник был на первых порах ослеплён.
Утром 26 июня мы узнали, что Финляндия официально объявила Советскому Союзу войну.

Количество артударов по базе возрастало с каждым днём, в особо ожесточённые дни финские артиллеристы расстреливали до 8000 мин и снарядов. При этом защитники в связи с дефицитом могли расходовать не более 100 снарядов в сутки. Как и опасались перед войной, база оказалась под перекрёстным обстрелом. За 164 дня героической обороны по ней было выпущено около 800 тыс. мин и снарядов — свыше 40 на каждого человека.

Для того, чтобы уменьшить эффективность огня противника, командованием было принято решение о захвате прилегающих к Ханко островов, на которых располагались наблюдательные посты и огневые позиции. С этой целью был сформирован десантный отряд под командованием капитана Гранина Б. М. – опытного офицера, удостоенного ордена Красного знамени ещё во время финской кампании. «Дети капитана Гранина» – так десантники называли сами себя. За период с июля по октябрь благодаря грамотным совместным действиям береговой артиллерии и авиации была произведена высадка 13 десантов, которыми были захвачены 19 островов. Наступательный дух защитников Ханко был удивителен, поскольку, находясь фактически в глубоком тылу противника, люди рвались в бой. Для усиления противодесантной обороны возле Ханко были произведено свыше 350 минных постановок.

Менее удачной оказалась операция по захвату маяка на о. Бенгштер. С острова и особенно из башни маяка финны могли спокойно наблюдать за передвижением наших кораблей в фарватере Финского залива. 26 июля группа десантников из числа пограничников под командованием старшего лейтенанта Курилова была высажена на остров с целью его захвата, уничтожения гарнизона и взрыва маяка. Для этого на катере МО №113 находилась группа проводников и две глубинные бомбы, которыми после захвата острова должны были взорвать маяк. Готовясь к операции, в штабе ВМБ Ханко не учли, что противник, озабоченный действиями против других островов, усилил оборону на Бенгтшере. На остров был переправлен неполный взвод егерей лейтенанта Лютера, установлена 20-мм зенитная пушка и проволочные заграждения. И ходя десантникам удалось высадиться и даже захватить нижнюю часть здания маяка, ход боя сложился не в их пользу. Высадившийся отряд был окружён и о последних часах пограничников Курилова известно главным образом из финских документов.

Попытка уничтожить советских лётчиков оказалась для финнов неудачной, а после боя 5 ноября, где они потеряли двоих лучших пилотов, было принято решение прекратить дальнейшие бои в небе. Деятельность авиагруппы существенно ослабила воздушную опасность, заставив противника держаться на значительном расстоянии от базы.
После захвата немецкими войсками Таллинна положение на Ханко усугубилось. Прекратилась поставка боеприпасов, горючего и продовольствия. Приближение зимы создавало трудности как для обороны самой базы, так и для связи её с внешним миром. В конце октября было принято решение об эвакуации гарнизона. Последний корабль ушёл из Ханко 2 декабря. На самой базе было взорвано всё оборудование и вооружение. В Ленинград и соседние города было доставлено свыше 22 тыс. человек.

Приказом Народного комиссара ВМФ от 10 декабря 1941 г. военно-морская база Ханко была расформирована, её части переданы в другие формирования флота.

Оборона полуострова позволила отвлечь часть финских войск от наступления на Ленинград, а также затруднила проникновение вражеского флота в Финский залив. Оборона Ханко вошла в историю как пример грамотной, умелой и самоотверженной борьбы в шхерно-островном районе. После выхода в 1944 г. Финляндии из войны, Советский Союз отказался от аренды полуострова (подтверждено в мирном договоре СССР с Финляндией 1947 г.).


Рецензии