В голубом просторе
В искусствоведении картину Аркадия Рылова «В голубом просторе» называют первым советским пейзажем. Весьма символично, что пейзажная живопись нового государства началась с картины, в которой художник эскапирует от неприглядной реальности. За мажорным впечатлением, которое производит картина, мастерски созданная учеником Куинджи и другом Рериха, идеологи от искусства, вогнавшие работу в наспех сколоченные рамки революционного романтизма, не заметили маленькой детали: тщательно выписанные по памяти лебеди-кликуны улетали. Птицы стремились прочь от седого скалистого берега в теплые края. Плыл прочь от берега в неведомые дали не пыхтящий черным дымом линкор, коими были забиты порты, а почти канувший в Лету трехмачтовый барк с надутыми кливерами, марселями и брамселями.
Не помню, в каком классе, но по этой работе мы писали сочинение. Изыски школьной словесности давно стерлись из памяти, но навсегда осталось светлое впечатление от самой лазуревой свободы, которое не смогли засидеть мухи пошлого времени и смять пальцы горького цинизма. И сегодня вместе с тонким натуралистом Рыловым я, как и он в 18-м, уношусь прочь от безумной реальности вокруг в эти голубые просторы искусства, где легко дышится и нет страха...
Свидетельство о публикации №220080400562