Байка про бабайку

Не сказать, что я хорошо помню своё детство. Но отдельные моменты почему-то вспоминаю, несмотря на то, что прошло уже более пятидесяти лет с тех пор.
Вот, например, наиболее яркое из воспоминаний, — наводнение в Тобольске, в 1971 году.
В этом районе наводнение дело обычное. Как весна, так паводок, Иртыш разливается и не только полностью изолирует городок от всего остального мира, но ещё и основательно его затапливает.
До пятиэтажного общежития, в котором мы жили тогда с родителями, вода не дошла какие-то там несколько метров. Но это здание было как бы на бугре. Зато окружающий частный сектор река затопила по самые крыши.
И что? Кого-то это сильно волновало тогда? Люди сидят себе на чердаках. На лодках плавают, друг к другу в гости или в магазин. И так, каждый год. Обычное дело.
Помню, что меня тогда это наводнение, вообще не беспокоило. Дети чувствуют, что взрослые не волнуются, ну, значит, всё в порядке, так и должно быть, и сами тоже спокойны.
А самые сильные впечатления детские были от того, как вертолёт прилетал с почтой. Перед общежитием, как раз была небольшая насыпь, видимо не случайно, вот на неё пилот и сажал свою вертушку. А я и другие дети на это смотрели с восторгом.
Нет, правда! Ну, кому ещё так повезло в детстве, как нам? У кого ещё аэропорт прямо во дворе? Вместо детской площадки. Если бы не этот почтовый вертолёт, вряд ли бы я запомнил этот паводок.
А ещё запомнилась такая особенность. Дело в том, что из-за постоянных наводнений, местные жители, практически все поголовно, были владельцами лодок. Лодка имела огромную ценность для местных. Вот дом, вообще, никто не закрывал на замок.
Если дверь прикрыта, и палка к ней прислонена, значит, хозяина нет, и никто никогда не зайдёт, и на имущество не позарится.
А вот лодка, другое дело, могла в соблазн ввести. Поэтому, лодки, мало того, что были все на цепи с амбарными замками, но ещё и охранялись изрядно. Да не какими-то там собаками. Для охраны этого ценного, для выживания в местных условиях, имущества, не так уж и редко, использовались медведи. И подходить к ним близко, категорически не рекомендовалось.
Меня родители отпускали гулять с местной ребятнёй без опаски. Ребёнка никто не обидит.
Не было у меня ни игрушек, ни телевизора у родителей, что бы меня чем-то занять в помещении надолго. Из развлечений, — пластилин, да тетрадка в клеточку, плюс большой выбор разноцветных карандашей и точилка, в виде собачки.
Единственные приборы электрические у нас были это электроплитка с пружинной спиралью, утюг и радиоприёмник «Атмосфера 2М». Это такой, с пластиковым колёсиком прозрачным, на передней панели, для поиска радиостанций.
Зато, какие песни были тогда: «Ребята семидесятой широты», «Потолок ледяной», «Чёртово колесо», «Эти глаза напротив», «Стоят девчонки», «Королева красоты», «Ничего не вижу» и сотни других, включая более старые, исполняемые Руслановой, Утёсовым и многими другими исполнителями.
Это сейчас дети общаются через смартфоны и прочие устройства, сидя рядом друг с другом. Тогда, в моём детстве, дети общались в играх, которые может и не сами придумывали, но то, что додумывали, это точно. Прятки, жмурки, казаки-разбойники... . Интересно было так, что домой нас, шантрапу мелкую, было никак не загнать.
Мне родители строго настрого запретили далеко от дома отходить. Так я и не уходил далеко... . Ну, почти, не уходил.
Помню, тогда мы с ребятами играли в «ножички». В простой вариант, где нужно было отвоевать у противника как можно больше земли. А потом, более взрослые ребята пришли и на качелях, которые без фиксаторов были, начали «солнышко» крутить. Сам бы я на такое не решился, да и сейчас бы крепко подумал, прежде чем на такой ненадёжной конструкции так раскачаться. Потом, кто-то из пацанов шину огроменную прикатил и в этой шине ребята крутили колесо, скатываясь под горку. Потом, помойка горела и мы, намотав каждый на палку целлофан, совали её в огонь и смотрели, как он капает горя на лету. Потом, приехала пожарная машина и потушила помойку. Тоже очень интересное зрелище.
Ближе к вечеру, ребята побежали смотреть змею, в соседний двор. Змея была большая и чёрная. Все смотрели, но близко никто так и не решился к ней подойти. Дело в том, что владелец змеи, — парень лет четырнадцати, заявил, что эта змея ядовитая. Я хоть ему и не поверил, но проверять не стал.
Насмотревшись на змею, уже собрался было идти домой. Но тут пришёл мой приятель Мишка, который сказал, что тут недалеко есть бабай и кто хочет, может на него посмотреть. Всем было интересно, что это такое, поэтому все, включая меня, отправились в гости к этому бабаю.
Бабаем оказался большой бурый медведь, который расположился в клетке посреди двора одного из окрестных домов.
Как сейчас помню. Стоит эта клетка с медведем, кругом неё полно ребятни набежавшей со всех окрестных домов. Причём, взрослых никого. Ребятня крутится вокруг клетки, руки туда пихает, чуть ли не в бурку этому медведю.
Тут и я собрался бабайку погладить. Ну, все же гладят, а я чем хуже? Но на моё счастье, около клетки нарисовался мой отец и меня отвёл домой.
Оказывается, к вечеру мои родители стали меня искать и, не обнаружив около дома, спросили у местных. Вот тут, кто-то из пацанов татарской национальности и сказал родителям, что ваш Андрей пошёл бабайку смотреть.
В общем, день как день. Обычные будни Тобольской глубинки.


Рецензии