Друзья

Стив и Эндрю работали после окончания университета в одной строительной фирме. Их отделы были рядом, и оба всегда выходили курить на лестничную площадку. Были ли они друзьями? Несомненно. У них не только характеры были похожи, но и внешность. И всегда они делились самым потаенным, не скрывая ни радости, ни горя.
А вот горе пришло быстро и неожиданно, их трест разваливался, и дирекция решилась на сокращение половины всего персонала. Естественно, на улице остались оба, так как они были одними из самых молодых. Но самое большее, что их связывало, было то, что оба росли в детском доме, они не знали родительской заботы и семейного очага. Теперь им надо было платить за комнаты, который каждый снимал в разных районах. К тому же, надо было как-то выживать, есть и одеваться.
Оба устроились в очередь на биржу и получали пособие, но оно было годовалым, и месяцы шли, а толку никакого не было. Один раз Стив стоял ближе к окошку, но все равно далеко, в хвосте на улицу. Эндрю стоял еще дальше. Неожиданно мужчина, от которого не очень вкусно пахло какой-то плесенью, обернулся к Стиву и сказал:
- Ты бы в бомжи пошел. На эти деньги бомжевать одно удовольствие. Послушай моего совета, брось рассылать анкеты, и приходи к нам. – Он даже оставил адрес. – Не бойся, мы тебя не обидим.
Но к Эндрю тоже обратился мужчина, стоящий сзади.
- Приходи по такому-то адресу, мы собираемся на квартире одного из наших, он тоже уже давно уволен, и мы все вместе печатаем анкеты и рассылаем их куда угодно, где возьмут.
- И что, есть успехи? – серьезно спросил тот.
- Иногда подворачивается работа. Не бог весть какая, но жить можно.
Эндрю записал адрес, а после получения пособия, они встретились со Стивом и зашли пропустить по рюмочке. Каждый рассказал о своем, и у каждого был адрес. Одновременно каждый из них уговаривал другого пойти с ним вместе, но это был первый раз, когда их мнения разошлись. Оба начали спорить друг с другом, прилагать аргументы, но видимо именно в этот раз им было не суждено прийти к общему знаменателю, и они распрощались до следующего получения пособия.
Стив поехал и сдал комнату, в которой он жил, а затем направился по адресу, который ему дал мужчина. Он быстро нашел этот дом, и между двумя строениями был небольшой закуток, где стояли огромные коробки и сидели люди. Его хорошо, даже радостно приняли, и выделили большую коробку и рваное одеяло с какой-то застаревшей подушкой. Вечером все пили вино и рассказывали потешные случаи. Было весело, и допив все, что оставалось, бомжи расползались по своим коробкам. Эту ночь Стив проспал как убитый, а назавтра учился зарабатывать деньги, проверяя баки с мусором и собирая пустые бутылки. Конечно, такое занятие ему было не по душе, но ведь это была работа, и к вечеру собиралась небольшая сумма, достаточная для еды и выпивки.
Эндрю в свою очередь тоже сдал комнату и поехал по указанному адресу. В одной еще не конфискованной за долги квартире, жило семеро, таких как он. Все быстро познакомились, и Эндрю дали задание отксерить его анкету, ксерокс стоял в соседней комнате. Потом, уже на следующий день, все вышли рассылать анкеты, их была гора, и засылались он по адресам в телефонном справочнике.
Прошел месяц, и друзья встретились опять в той же очереди.
- Ну, что, нашел работу? – спросил Стив Эндрю.
- Всем уже по несколько раз засылали, нет по моей специальности.
- А на что живешь?
- Пока на пособие, да и ребята помогают. К сожалению в этом месяце никто не ушел. То есть, не нашел работы. А у тебя? Запашок от одежды какой-то тухлый.
- Это ничего, я в транспорте не езжу, - весело засмеялся Стив. – Работаю, представь, мусорные баки выгребаю, бутылки собираю, иногда милостыню прошу. За день набираются деньги. А с пособия я откладываю.
- И что, тебе такая жизнь нравится?
- Наверное да, привык я к ней за месяц.
Дальше разговор не клеился, и каждый на прощанье пригласил другого в свою компанию, но оба сразу же отказались, пошли каждый своим путем.
Прошел год, пособия давно кончились, а друзья так и продолжали встречаться раз в месяц. Только Стив был уже просто доволен своей жизнью, а у Эндрю так ничего и не получалось, пристроился он на заправку работать за центы, плюс чаевые, если давали. Спал там же, у друзей, скидывались все, ели и пили.
Наконец, по прошествии пяти лет, Эндрю повезло, его взяли шефом заправки, дали оклад и он при очередной встрече похвастался.
- Теперь у меня будут деньги снять комнату, - сказал он, - не хочешь арендовать ее напополам?
- Нет, - даже не задумываясь сказал Стив, - меня моя жизнь вполне устраивает. Правда здоровье начало подводить, если прихватит, скорая приезжает, укол сделает, но в больницу не везут. А в остальном все в порядке, мусорки не беднеют, и люди не стали пить меньше, так что бутылок полно. Я даже приоделся с мусорки, и меняю одежду раз в месяц, чтобы не стирать.
Как Эндрю не уговаривал, все было бесполезно. Стив лишь принимал предложение раз в месяц встречаться с Эндрю в его комнате, а заодно мыться и стирать вещи. Но вскоре у Эндрю появилась невеста, Стив был за него несказанно рад, правда он скрывал друга и никак их не познакомил. Потом была свадьба, где Стив одел лучшее из лучшей одежды, но все равно был похож просто на человека с улицы. Мэри была приятной девушкой, и, как сказал Эндрю, они уже ждали ребенка.
При следующей встрече Эндрю сказал, что его еще повысили, и предложил Стиву как-нибудь пристроить его на работе, на что тот сразу же отказался.
- Пойми, друг, - обнимал он его за плечо, - мне уже никуда не деться с моей помойки. Я там вжился, и меня уже не сдвинуть, но я благодарен тебе за приглашение.
Они так и продолжали встречаться, но не в доме Эндрю, его жена на дух не выносила бомжей. Наконец она родила. Но в один день Эндрю не пришел на встречу, и Стив почуял неладное. С телефона-автомата он позвонил ему домой, и Мэри сказала, что он в больнице с сердцем. Стив бросился туда, надев более-менее приличную одежду. Он поймал доктора и услышал, что тому нужна была пересадка сердца, а это очередь на годы. Он тихонько пробрался в палату к другу.
- Пересадки не миновать, - грустно сказал Эндрю, - только я ее не дождусь, дела плохи. Еще нужна и совместимость, но врач сказал, что в банке органов есть для меня кое-что, но я должен пополнить его заменой, другим сердцем. Видишь, как все плохо, Стив?
Они еще долго разговаривали, вспоминая юношеские годы. Потом Стив встал и пошел к главврачу. Тот его принял, и они долго о чем-то разговаривали. Под конец он вызвал секретаршу, и та принесла заполнять какие-то бумаги. Стив все написал и расписался.
Через неделю Эндрю неожиданно перевезли в другой специализированный госпиталь, и сделали пересадку сердца. Оно прижилось, и уже через пару месяцев он мог подниматься и ходить. Одно его расстраивало, что пропал Стив. Когда же его выписали, он поехал туда, где всегда можно было найти Стива, но там его встретили настороженно, и сказали, что Стив несколько месяцев назад умер.
- Отчего? – не поверил Эндрю.
- У него был цирроз печени, слишком много пил. Последняя стадия, практически он умирал. Тем более, что до нас никому нет дела. Кстати, вас случайно зовут не Эндрю?
 Тот кивнул, и ему передали письмо. Он так и приехал с ним домой. Раскрыв, он прочитал:
- Дорогой друг! Я прожил свою жизнь зазря, и никому не сделал ничего хорошего. Меня скрутил этот чертов цирроз, и я практически умирал на улице, даже уже не собирал бутылки. Но когда я узнал, что твоя жизнь находится в опасности, я понял, что могу что-то для тебя сделать, и я отдал медикам свое еще здоровое сердце. Носи его и хоть изредка меня вспоминай. Твой вечный друг, Стив.
Эндрю перечитал записку несколько раз, и выбежал из дома. Схватив такси, он помчался в клинику. Главврач был на месте.
- Скажите, - не спрашивая разрешения присел он на стул, - чье сердце вы мне вставили?
- Ах, это… - Тот снял очки. – Даже не знаю, это надо смотреть по карточкам. Просто вам повезло, один мужчина, который и так умирал, согласился сдать в банк органов свое сердце, что бы вам подобрали такое, какое было бы совместимо с вашим. Мах на мах, так сказать.
- Мужчину звали Стив? – у Эндрю выкатилась слеза.
Тот вызвал секретаршу, и она вошла с карточкой.
- Да, вы правы, Стив Берроуз. Но вы не волнуйтесь, операция прошла успешно, вы будете жить еще много лет.
- А где его могила?
- У него не было адреса, мы похоронили его на городском кладбище.
Эндрю выбежал из кабинета, взял такси и поехал на кладбище. Там он заказал небольшой, но красивый памятник, а подойдя к могилке, произнес:
- Спасибо тебе, друг! – и тихонько заплакал.


Рецензии