C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Памятник самому себе и подарок человечеству

 Психоаналитические параллели Испании: С.Дали и А.Гауди.

 Испания продолжает будоражить мой мозг. Спустя почти три месяца я не устаю размышлять о том, как меняются наши представления, как сердце прокладывает новые пути после встречи с Божественным и Сумасшедшим. Вычурностью и эпатажностью дома-музея С. Дали и непревзойденным в своем великолепии Храмом Святого Семейства. В дом – музей я попала случайно, а вот Саграда- была первой в списке планируемых для осмотра достопримечательностей. Не смотря на это, ее я увидела  лишь на закате своего путешествия в Барселону. Мои мысли, явно искаженные психоаналитическим мышлением, попытались проникнуть в самую глубь этих по-своему нарциссических людей. Именно оттенки нарциссизма я стала более тонко различать благодаря творчеству великих художников 20 века.
Часть 1. Человек-Нарцисс или “Слон с ножками комара” (название одной из картин). Трагедия Сальвадора Дали - Великого Мистификатора 20 века, на мой взгляд, началась еще до его рождения. У его родителей умирает первенец Сальвадор в возрасте двух лет от менингита. Спустя год рождается скандальный Гений, названный Сальвадором в память об умершем брате. В пять лет на могиле брата он узнает правду о брате, и мать обозначает его судьбу словами, что он - “реинкарнация своего умершего брата”. Когда Дали исполнилось 17 лет, от рака груди умирает его мать. Сальвадор привязан к сестре, которая младше его на 4 года. Мальчик отличается капризностью, истеричностью, ведет себя скандально и вызывающе. В детстве, например, он писал в постель, чтобы ему купили велосипед. Два раза его исключали из Мадридской академии художеств. Даже среди бунтарей он оставался “белой вороной”. Был слишком особенным и прикладывал неимоверные усилия, чтобы жить на грани абсурда. Например, однажды он попросил привести в гостиницу стадо овец. Любил гулять по улицам с муравьедом. Мог устроить скандал в рыбной лавке по причине того, что там не продают краски. В 25 лет он женится на русской женщине Елене (Гала), которая  старше его на 10 лет. Из-за этого отец лишает его финансирования, а сестра разрывает отношения. В возрасте 64 лет знакомится с 19-летней Амандой Лир, и на 8 лет она становится его постоянной спутницей, отношения с Галой ухудшаются. Еще при жизни он строит себе музей в своем родном городе Фигерасе на месте разрушенного театра. Что интересно, первоначально  Дали хотел, чтобы там не  выставляли оригиналы его картин, но ему не позволили сделать это. Внешне здание выглядит безобидно и даже инфантильно, украшено желтыми крендельками-какашками и огромными яйцами. Считается, что это хлеб, который для художника был одним из фетишей. Но можно еще поспорить, на что похожи эти украшения музея. Внутреннее пространство дома вселяет некий иррациональный ужас, холодок успевает пробежать по коже и не один раз. Испытываешь странные ощущения, когда понимаешь, что все видимое вокруг рождалось безумством художника, переполняло его и, возможно, помогало не сойти сума окончательно. Это страшная красота - и отталкивает, и завораживает одновременно. Да, это все бесспорно оригинально, местами изысканно, но слишком безумно. Как будто только рамки картин позволяют удерживать сумасшествие. По его замыслу туалет был сделан прямо над могильной плитой художника. Опять абсурдность и игра против правил. В доме-музее не думаешь ни о чем и ни о ком, кроме Дали. “Сюрреализм-это Я”, когда-то провозгласил художник. Что практически тождественно фразе “Вселенная-это Я”.  Странное, медитативное место. Картины И.Босха, “Божественная комедия” Данте,  сериал ”Ганибал”, - можно увидеть некие совпадения.  Присоединяюсь к словам неизвестного мне автора, что “за маской великого мистификатора можно увидеть злого мальчика, истерзанного всеми мыслимыми комплексами, с большой претензией к жизни и запросом на бессмертие”. Он оставался ребенком всю свою жизнь. Был абсолютно неприспособленным к ней. Даже не знал, как купить билет в транспорте. Не смотря на всю “испорченность” Галы, она смогла организовать его жизнь и умела продавать талант своего мужа. Он боготворил ее и не мог без нее. После смерти Галы,  спал в ее спальне. Изначально внутренне одинокий, он всю жизнь создавал иллюзии. “Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромный сюрреалистическим объектом”. Прозрачный сферический купол, многоуровневая постройка из пяти этажей кажется трехэтажной, комната-иллюзия, гигантский черный ворон с головой Дали внутри и многое другое позволяют с неизбежностью забыть на время про все за его пределами.
Это грустно, когда мы хотим собой заслонить весь мир. Это грустно, когда приходится продуцировать необычное каждым своим движением и полетом мысли, всегда возвеличивая свое  Я до умопомрачительных масштабов, чтобы хоть как-то чувствовать свои контуры. Дом-музей – одна из архитектурных мистификаций Дали. Мистическое - это всегда неживое, иллюзорное, невозможное. Этот лабиринт в каком то смысле отражение страданий способного мальчика, которому не оставили места на земле.
 Часть 2. Человек-Легенда Барселоны, города, в котором крупными жемчужинами разбросаны шедевры гения архитектуры Антонио Гауди. Родившийся немного ранее Сальвадора, Гауди создал архитектурный шедевр, обретя в нем свое бессмертие. Антонио рано встретился со смертью. Он был пятым ребенком в семье, болезненным мальчиком, страдал ревматизмом. Два его брата умирают в младенчестве. Когда ему исполнилось двадцать четыре,  умирает его третий брат и немного позже - мать. Через три года умирает сестра, и он становится опекуном ее дочери. Гауди пережил и ее смерть. В свои 54 года теряет отца. Он жил в постоянных утратах и горе и, возможно, мысль о своей особой роли и предназначении пронес через всю свою жизнь, чтобы выдержать все это. Уже больше десяти лет идет кампания в поддержку причисления Гауди к лику святых. Его любовь к пространству началась в мастерской отца, длительные прогулки позволили ему учиться у Большой книги Природы. Все его произведения о гармоничном соединении с природой, ее ландшафтами. Даже самое эпическое и в чем-то невозможное по своему замыслу творение он не замышлял как вызов человечеству. Он стал продолжателем уже начатого строительства Храма Святого Иосифа, который позже переименовал в Саграду Фамилия. Это Храм для всех нас, строится уже больше ста лет на пожертвования, внесен в список мирового наследия Юнеско в 2005 году. На вопрос, “Почему так неторопливо ведется строительство?” Гауди отвечал, что “его заказчик никуда не спешит”. Он строил для Бога, для Мира, для Жизни. В своем Храме он сумел собрать воедино всю историю человечества, недаром его называют “Каменной Библией”. Создал великое произведение для каждого из нас. И пусть это слишком грандиозно и бесконечно, но в этом нарциссическом величии много жизни, тепла, света, радости, покоя и высшей гармонии. Храм Святого Семейства - это подарок человечеству-уникальный, монументальный, загадочный и понятный одновременно, там есть место для всех. Строящееся здание не вызывало никогда однозначной реакции. Д.Оруэлл назвал Саграду “самым отвратительным зданием мира”. С.Дали говорил “о страшной красоте и съедобном виде храма”. Да, внешне он очень похож на большой замок из песка с разноцветными куполами-грудями, но внутри все продумано и уникально до самой мелкой детали, очень бережно и уважительно к Миру Природы. Гауди считал, что даже самая высокая башня Храма  не должна превышать самую высокую гору (Монжуик), потому что это - творение Бога. Больше 40 лет каталонский зодчий  посвятил строительству своего детища, жил в нем и похоронен там же. Он использовал все известные и неизвестные законы физики, геометрии, создавая универсальные пространства, волшебный мир своих произведений. Например, колонны, которые являются главным несущим элементом здания, по мере приближения к сводам разветвляются, образуя фантастическую конструкцию в виде леса. Солнечный свет, падая внутрь храма сквозь размещенные на разной высоте окна, создает ощущение того, что сквозь ветви деревьев пробивается сияние звезд. Придуманные им мозаичные окна позволяют создать ощущение струящегося света, который в разное время суток создает новое световое пространство. Еще одна уникальная черта сооружения – удивительная акустика, на создание которой автор потратил немало лет. Она предусматривала создание идеальной системы колоколов, приводимых в движение ветром – так, словно Храм наполняется музыкой, творимой Богом. Именно по этой причине Гауди называл свое детище “органом для Господа”.
Саграда - святое место, где  можно обрести свободу, почувствовать свое внутренне пространство, прикоснуться к божественному. Он умер нелепо, случайно, одиноким и великим,  поделившись с нами грандиозным ощущением нашей истории,  смысла жизни, прикоснувшись к которому можно идти дальше.
 Часть 3. Параллели. Жизнь этих гениальных художников стала великой Миссией после умерших братьев. Это люди, пережившие большие страдания. Дали писал, “что каждый сделанный им мазок кисти был эквивалентом пережитой трагедии”. Много боли и одиночества за кулисами уникального творчества каждого из них. Но думаю, они по- разному справлялись с этой болью. Дали остался самодостаточным и превратил весь Мир в свое собственное Я, остался один на один со своими скандалами и протестами. Гауди обратился за помощью к Миру, он строил для людей, строил с народом, которые воплощали идеи Мастера, давали деньги на это. Архитектура Гауди естественна и гармонична Природе (“мои учебники – горы и пещеры”), он опирался на  объективные законы геометрии, создавая Волшебство. Дали использовал законы создания иллюзорного восприятия, мистических видений, соединяя невозможное. Гауди применял еле уловимые грани божественного мира на земле. Дали, напротив,  протестовал против существующих законов и правил.  Гауди создал архитектурную Библию для всех нас, Дали построил музей самого себя. Гауди обрел свой покой   и новую семью в Святом Семействе, а Дали так и не смог подрасти и постигнуть великое таинство Жизни. Конечность и бесконечность, творчество как спасение от Жизни или спасение Жизнью.  Быстротечность и вечность. Дилеммы, синтезы и всегда Чувства.
 Часть 4. Личное окончание.  На днях мне приснился сон, и я поняла, что в моем очерке можно поставить точку. Я ждала это сновидение, поэтому все не получалось его закончить. Как Менделеев ждал свою таблицу, увиденную во сне (не переживайте, дорогие читатели, манией величия не страдаю). Это сновидение было кульминацией и  продолжением одновременно, оно наполнило новым смыслом мою жизнь и структурировало мои смыслы. Во сне я гуляла по ночной Барселоне. Это было страшно, я иногда оказывалась в странных местах, но внутри себя  я как будто знала свой путь и всегда на него возвращалась. Это была набережная города: просторная, завораживающая светом ночных фонарей и тенями высоких пальм, где-то совсем рядом замерло море. Моими ориентирами были жемчужины - постройки Гауди, я шла вперед, к рассвету. Немного потеряла ориентир, но увидела верхушки Саграды  и вновь его обрела. Вышла к Храму на рассвете, и это была моя Встреча, встреча Земного и Божественного, встреча Печали уходящей ночи и Света наступающего дня. Это был мой маяк, это стал мой маяк, мое вдохновение, моя поддержка и моя новая любовь.
 P.S. Дорогие читатели, мое мнение ни на что не претендует, это просто мои размышления, которые можно продолжать, развивать, оспаривать, рождать новые. И даже дописав свой очерк, я чувствую некую неудовлетворенность от невозможности  описать лучше самих авторов их личную встречу с жизнью.


Рецензии