Сталинградский воздушный мост Люфтваффе. Итоги

     Предыдущая страница http://proza.ru/2020/06/17/408

     Итак, Сталинградская битва завершилась победой Красной Армии, а Германия потерпела тяжелейшее поражение. Что ж, подведем итоги действий Сталинградского воздушного моста Люфтваффе. 

     Прежде всего, напомним, что в операции по снабжению 6-й армии приняли участие следующие части немецкой авиации (в скобках – применявшиеся типы самолётов): I. и II./KG.z.b.V.1 (Ju 52), III./KG.4 (He 111), KGr.z.b.V.5 (He 111), KGr.z.b.V.9 (Ju 52), KGr.z.b.V.20 (He 111), KGr.z.b.V.21 (Ju 86), KGr.z.b.V.22 (Ju 86), KGr.z.b.V.23 (He 111), I. и II./KG.27 (He 111), KGr.z.b.V.50 (Ju 52), I./FKG.50 (He 177), II./KG.53 (He 111), I. и II./KG.55 (He 111), I./KG.100 (He 111), KGr.z.b.V.102 (Ju 52), KGr.z.b.V.105 (Ju 52), I./KG.z.b.V.172 (Ju 52), KGr.z.b.V.200 (Ju 90, Ju 290, Fw 200), KGr.z.b.V.500 (Ju 52), KGr.z.b.V.700 (Ju 52), KGr.z.b.V.900 (Ju 52).

     Действовали они в основном со следующих аэродромов (в скобках указано примерное расстояние до Сталинграда): Морозовская (200 км), Тацинская (240 км), Сальск (320 км), Зверево (330 км), Сталино (340 км),  Новочеркасск (360 км). Надо сказать, что в силу различных причин (плохие погодные условия, потеря ориентировки и т.д.), немецким самолётам часто приходилось преодолевать гораздо большее расстояние до цели и обратно.

     В среднем, для полёта в Сталинградский котёл самолётам нужно было пролетать около 350 км, в том числе над территорией, занятой советскими войсками, – около 200-300 км. При скорости 190 км/час транспортного самолёта Ju 52 время полета составляло около 2,5 часов, включая время на взлет и посадку до приземления.

     Надо отдать должное немецким лётчикам – все они проявили высокий профессионализм и чёткое выполнение воинского долга, добившись в тяжелейших условиях внушительных успехов.

     Например, результаты действий KGr.z.b.V.5 под командованием Hptm. Fritz Uhl, практически всё время (с 28 ноября 1942 года по 3 февраля 1943 года), принимавшей участие в деятельности «Сталинградского моста», характеризуются следующими показателями: 

     Доставлено в Сталинград: 250,3 тонн продовольствия, 198,6 тонн боеприпасов, 539,0 тонн горючего B4, 329,8 тонн горючего Otto, 12,45 тонн остальных грузов, 147 человек пополнения.

     Вывезено из Сталинграда: 1.255 раненных, 75 солдат и офицеров, 3,5 тонны почты, 859 пустых баков снабжения.

     При этом группа понесла такие потери: 2 He 111 не вернулись из полётов, 2 He 111 взорваны экипажами,
 9 He 111 полностью потеряны, 12 He 111 получили 30-70% повреждения, 11 He 111 были повреждены до 30%. Из лётного состава погибли 4 лётчика, 15 лётчиков пропали без вести и 8 лётчиков получили ранения.

     При каких обстоятельствах лётчикам KGr.z.b.V.5 приходилось выполнять боевые задачи, хорошо иллюстрируют несколько эпизодов.   

     Вот как, например, проходил полет 4 января 1943 года из Питомника в Новочеркасск самолета Не 111 с бортовым кодом на фюзеляже L5+DB. Экипаж самолета состоял из пилота Ofw. Hans Leutl, наблюдателя Hptm. Bona, бортрадиста Uffz. Schоеnherr, бортмеханика Ofw. Claussnitzer, бортстрелка Ogefr. Haas, а также второго наблюдателя Fw. Vavra. На борту самолёта находились 10 раненных и в качестве груза – 8 пустых баков снабжения.
     Послушаем, что рассказывает о полёте второй наблюдатель Fw. Vavra:
     «При полёте из котла, в районе Калача, мы были атакованы 6 русскими истребителями. Я направил самолёт в сторону скопления облаков, находящихся в 25 км от нас на высоте 1.000 метров. Взрывом авиационного снаряда были тяжело ранены 2 человека, легко ранен 1 человек. Смертью героя в результате попадания в голову погиб один человек – бортстрелок Ogefr. Karl Haas. Прежде чем мы подошли к облакам, наш самолет получил попадание от легкой зенитной артиллерии в носовую часть и правый мотор. При входе в облака мы вынуждены были выключить правый мотор. После 3/4 часового полёта на одном моторе и после того, как у самолёта не вышли шасси, мы произвели посадку на фюзеляж в Новочеркасске».

     А вот доклад бортрадиста Ofw. Karl Deutsch (1.Staffel/KGr.z.b.V.5):               
     «10 января 1943 года в 9 часов 29 минут в квадрате Pl.Qu. 39483 на высоте 3.200 метров я сбил один русский истребитель Як-1.
     10 января 1943 года в 9 часов 12 минут мой самолёт He 111 (L5+AH) стартовал с аэродрома в Питомнике для обратного полёта в Новочеркасск. Самолет сначала пролетел над аэродромом на высоте 3.400 метров, а затем развернулся на нужный курс.
     После того, как самолет пролетел по курсу около 7 минут, я заметил эскадрилью (8 самолетов) русских истребителей Як-1, летевших западным курсом в 20 км слева от моего самолета на той же высоте. Я немедленно сообщил об этом экипажу и стал постоянно сообщать об изменении курса вражеских истребителей. Вражеские самолёты вначале летели в сомкнутом строю, затем 2 самолёта отделились от группы и направились к нашему самолёту сзади.
     Благодаря моему хорошему оборонительному огню, а также огню бортовых стрелков, истребители развернулись, не открыв огонь. Внимание стрелков в это время было сосредоточено на этих двух самолётах. Поэтому мы не заметили, когда 6 оставшихся истребителей заняли позицию для атаки. После отворачивания первых двух самолетов, подошли ещё 4 истребителя, которые парами справа и слева стали заходить для атаки нашего самолета. Правое звено не стреляя, отвернуло в 200 метрах от нашего самолёта, а левое звено открыло огонь по нашему самолёту.
     Во время обороны от этих двух самолетов бортстрелок Gefr. Kalloch сообщил мне, что два других истребителя атакуют наш самолет снизу. Пилот, Lt. Lindner во время атак прижимал машину к слою тумана под нами, чтобы защититься от атак снизу. Во время этих атак левое звено, атакующее сверху, добилось попаданий в левый двигатель и фюзеляж. Один из вражеских истребителей, атакуя снизу и стреляя прямо в нижнюю пулеметную установку, смертельно ранил бортстрелка Gefr. Erwin Kalloch тремя пулями в голову и пулей в плечо. Кроме того, 3 раненых пассажира получили также легкие ранения от осколков.
     Истребитель противника, который атаковал снизу, подойдя ближе к нашему самолёту, с правого виража начал новую атаку. В это время мы вынуждены были выключить левый двигатель и продолжать полет на одном моторе. Атакующий истребитель противника сначала полетел к нашему самолёту со стороны хвоста, но на расстоянии около 300 метров отвернул от нас. Уже при его отвороте я открыл огонь по истребителю, трассы от пуль попадали по капоту вражеской машины.
     Вслед за этим я, наблюдатель Fw. Spars и бортмеханик Ofw. Weiher увидели, что вражеский истребитель стал отвесно падать. Я не мог наблюдать за падением самолёта на землю, но заметил на месте катастрофы большое облако пыли. Последний атакующий истребитель сразу же отвернул и стал кружить над местом падения. Наш самолёт больше не подвергался дальнейшим атакам. В нашем самолёте было насчитано 12 попаданий.
     Вооружение нашего самолёта состояло из 6 пулемётов MG 15. Всего было израсходовано 26 барабанных магазинов по 75 выстрелов каждый».

     Прочитаем также о том, как проходил последний полёт в Сталинград самолёта Не 111 этой группы днём 25 января 1943 года. Экипаж этого самолёта состоял из пилота Fw. Voelmer, наблюдателя Fw. Schmidt, бортрадиста Gefr. Mueschler, бортмеханика Uffz. Kirchstein и бортстрелка Ogefr. Nacke. Кто-то из них рассказал о полёте так:   
     «Над местом сброса груза, в результате обстрела вышел из строя мотор. В этот момент бортрадист потерял сознание, поэтому наблюдатель вынужден был взять пулемёт бортрадиста. С 13.00 до 13.35 продолжались атаки 3 русских истребителей. Обратный полёт проходил в безоблачном небе на высоте 800 метров (передний край обороны Донец)».

     О высоком моральном духе и чувстве товарищества немецких лётчиков свидетельствует и летчик Wolfersberger из KG.27: 
     «31.12.1942 был последним днем года и все наши пожелания были только о том, чтобы окруженные солдаты как можно скорее были вытащены оттуда. Сегодня мы сделали два вылета. Разместили нас в большом зале какой-то бывшей школы. Некоторые товарищи соорудили печку, другие заколотили выбитые окна и позаботились о паре бутылок с алкоголем и одной свечке. В 20.00, только мы собрались начать отмечать праздник, явился адъютант эскадры, лейтенант Кох и заявил: «Ребята, кто может думать о празднике, зная про наших товарищей в Сталинграде? Кто готов лететь – пошли, остальные идите спать и готовиться к следующему вылету». Мы быстро опустошили тарелки, по-тихому в глубине комнаты распили одну бутылку и уже в 23.40 снова стартовали в котел. Конец этого года для меня прошел незаметно! На обратном пути мы уже радостно поздравляли друг друга с Новым годом. Глаза раненых при этом блестели новой надеждой в новом году. Какие еще им подарки были нужны?».

     Всего по имеющимся данным, с 25 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года, немецкой транспортной авиацией и бомбардировщиками, применявшихся в роли транспортных самолетов, было совершено 6.343 вылета. Доставлено в «Сталинградский котел» 6.591 тонн грузов, в том числе 1.648 кубометров горючего, 1.122 тонн боеприпасов, 2.020 тонн продовольствия. Обратными рейсами из «котла» было вывезено 24.910 раненых и больных, а также 5.150 различных специалистов, курьеров и прочих, в том числе многих штабных офицеров.

     За выдающиеся успехи при полётах по снабжению окруженных войск под Сталинградом многие лётчики были награждены высокими наградами. А 14 марта 1943 года несколько особо отличившихся были даже награждены Рыцарскими крестами, в том числе: Obstl. Ludwig Beckmann – командир группы KGr.z.b.V.500, Oblt. Martin Koerner – командир отряда 4./KGr.z.b.V.9, Ofw. Hans Schoefbeck – пилот 1./KGr.z.b.V.9, Major Paul Claas – командир группы I./KG.100, Lt. Herbert Kuntz – пилот I./KG.100, Fw. Erich Jeckstat – пилот I./KG.100. Между прочим, последний лётчик – Fw. Erich Jeckstat – произвел 41 вылет в Сталинград. Через десять дней Рыцарским крестом был награждён также командир отряда KGr.z.b.V.500 Hptm. Kurt Benz.

     Всё же, несмотря на все усилия, предпринятые немцами, «Сталинградский воздушный мост» не смог выполнить задачу обеспечения окруженной группировки, реально доставляя в среднем не более 100 тонн грузов против минимально потребных 300 тонн (для поддержания боевой деятельности 6-й армии на нормальном уровне требовалось ещё больше – 500 тонн грузов день).

     Основной причиной этого были крайне плохие погодные условия, не только ограничивающие полёты, но и приводящие к частым поломкам, авариям и катастрофам. Так, например, несмотря на впечатляющее количество самолётов на бумаге, к полётам реально готова была лишь их небольшая часть.

     Разумеется, деятельность «воздушного моста» серьёзно затрудняла советская авиация и зенитная артиллерия, а также общее изменение наземной обстановки. Зенитными частями вокруг Сталинградского котла было организовано несколько зон зенитного огня, для истребителей отдельно организованы зоны «охоты» за транспортными самолётами. Кроме того, все аэродромы в котле, а также многие другие аэродромы немцев держались под постоянным воздействием советской авиации и даже полевой артиллерии.

     Потери немецкой транспортной авиацией и бомбардировщиков, применявшихся в роли транспортных самолетов, были огромны. Всего с 24 ноября 1942 года по 3 февраля 1943 года было потеряно, по некоторым данным, 488 самолетов. Из них 166 самолётов было сбито, 108 – не вернулись из полётов, 214 – повреждены при вынужденных посадках.

     По другим данным, за тот же период, было потеряно 495 самолетов, в том числе:
     269 Ju 52 (114 уничтожено, 60 пропало без вести, 95 разбились);
     169 He 111 (28 уничтожено, 39 пропало без вести, 102 разбились);
     42 Ju 86 (20 уничтожено, 7 пропало без вести, 15 разбились);
     9 Fw 200 (2 уничтожено, 4 пропало без вести, 3 разбились);
     5 He 177 (3 уничтожено, 2 пропало без вести);
     1 Ju 290 (1 уничтожен).

     Подводя итог, можно с абсолютной уверенностью утверждать, что победа на Волге положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. А гитлеровцы вынуждены были признать, что немецкие Люфтваффе понесли в Сталинградской операции самые большие потери...


Рецензии
Противник был смелый и умелый. Интересно было бы сравнить с нашими потерями за этот же период.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.08.2020 23:07     Заявить о нарушении
Согласен с Вами, Владимир, что было бы интересно сравнить потери обеих сторон. Но это очень долго и сложно, а у меня мало времени на длительные исследования...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   06.08.2020 08:30   Заявить о нарушении