Бабушкины секреты

Когда я был маленьким, в СССР не было ни бройлеров, ни генных модификаций, ни ощипанных кур, ни кубических арбузов. Пища была естественная, вкусная и здоровая. К праздникам готовились не с вечера предыдущего дня сбегав в "Пятерочку" или "Перекресток" и накупив за раз всего, что позволит кошелек или влезет в багажник, обращая внимание на ассортимент, так как качество - понятие сегодня же сказочное, как белорусские креветки с сыр "Пармезан" с одной и той же фабрики "Белорусский коммунар".
В те стародавние времена, когда в космос летал Гагарин и Терешкова, когда русских в мире не просто уважали, а и любили, и восхищались, праздники были обычные, человеческие, понятные. 7 ноября был праздник не "Зеленых человечков" а годовщина революции, нормальный праздник сразу для всех и гуляли его не за ради революции, а ради праздника, для души. Ну и конечно "Новый год" был не "марафонский запой" длинной в две недели, и праздник начинался не с торжественной речи президента, а с началом фильма "С легким паром", который был не столько кино, сколько символ души советского человека.

На каком грузинском столе на праздник отсутствие "Сациви", это как отсутствие на российском ТВ программы "Время". Настоящий "Сациви" готовится не из курицы, а из индюшки, скажите кто сегодня это помнит или даже знает? Бабушка индюка для сациви покупала загодя, примерно за месяц и откармливала. Откормить индюка для сациви, это не значит просто сыпать ему на землю зернышки, у бабули это был целый ритуал.
Индюк жил на балконе и ежедневно бабушка готовила для него специальную смесь, состав которой я, конечно, не то что не помню, а в том нежном возрасте им и не интересовался. Смесь была типа теста, и бабушка кусочки этой смеси заталкивала индюку в рот и подергивая шею ждала, когда индюк её проглотит. Итак, почти месяц. К празднику индюк был большой, жирный и вкусный. Это сегодня за день до праздника, хозяйка бежит на рынок и покупает все необходимое для сациви, в толчее, где главное не купить хорошее, а купить вообще. Бабушка покупала все заранее, у своих знакомых на рынке товарок, которые хорошо знали бабушкины предпочтения и всегда давали ей то, что она хотела. Так как все это приобреталось заранее, то и толчеи не было, бабушка успевала с ними переговорить о жизни, о семье, рассказать свое. Расходились довольные друг дружкой.  Орехи бабушка никогда не покупала колотые, а только в скорлупе, конечно предварительно расколов с десяток при покупке. Перед праздником орехи колола вся семья. Я обожал этот момент, так как отбор орехов бабушкой был жесткий, ну что твоя военная приемка, а все что браковалось - отправлялось ко мне в желудок.

За праздничным столом были и какие-то семейные ритуалы, конечно они не обязательны были, но соблюдались и были любимы. У каждого из нас было постоянное место за праздничным столом. Я не знаю, чем руководствовались при выборе места, но оно почти всегда было неизменным, пока семья... не распалась. Во главе стола сидел дед, слева от него, сидел я, справа бабушка ну и так далее. Первому вино наливалось деду, потом мне (обычно лимонад). Дед пробовал еду и покачивая головой из стороны в сторону приговаривал: - "Ах, ах, ах!". И потом бабушка, разливая, еду по кругу говорила: - "Ешьте мои хорошие, ешьте." А когда дома готовился холодец, то пробуя его бабушка в независимости от его вкуса и консистенции постоянно причмокивая говорила: настоящий "Сальтисон". Помню, как лепили пельмени, помню, как в гастрономе по ул Пушкина 5, бабушка, покупала ... икру на развес, для всех черную, а для меня красную, так как я черную не любил, не люблю её и до сих пор, правда уже по памяти.

У бабушки была портниха - Хачикян, она ей переделывала все начиная от пальто, заканчивая пододеяльниками. Помню эту портниху, как сейчас, характерная была армянка, она умела говорить с полным ртом булавок, а дома у неё всегда пахло вкусным печеным. Бабушка к вояжу к ней готовилась за день. "Выводила" седину "Восстановителем", сегодня, скорее всего о нем и не знают, с утра начинала примерять шляпки, их у неё было, но одевала их она только к Хачикян. Почему я все это знаю, просто меня обычно бабушка брала с собой, чтобы я не сжег дом, или не сбежал к каким нибудь очередным теленовостным борцам за справедливость.

Самое любимое занятие бабушки были... чтения. У нас была обширная библиотека и там кроме дорогих для деда 35 томов Ленина, были полные собрания сочинений многих авторов, как русских, так и нерусских. Бабушка читала и писала, ровно на столько, на сколько её научила в девятилетнем возрасте гимназистка, которой бабушка, в те далекие, дореволюционные времена, платила по 5 копеек за занятие. Поэтому книги вслух читал дед, который, как он утверждал, по окончании трехлетней церковно-приходской школы в селе Чарлы, имел не только каллиграфический почерк и грамотность, дававшая ему, выйдя полковником на пенсию, корректировать диссертации, читал и говорил по-русски и по-польски, но и музицировал на фортепиано, Шопена и Баха.
Я бы свою 10-летку с удовольствием сменил на его трехлетку.
Читали в основном Толстого, а "Воскресенье" перечитывали по просьбе бабушки несколько раз.


Рецензии